Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

18 марта 2024 г.

Единые типовые нормы выдачи СИЗ. Практические подходы и разбор ошибок при внедрении

13 марта 2023 года в ходе вебинара Генеральный директор ООО «КИОУТ» Олег Александрович Косырев разобрал отдельные кейсы, ориентированные на типичные ошибки: от неверного определения...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

17 января 2024 г.

Трудовой кодекс: уточнят права работников на проценты за задержку зарплаты

В Государственной Думе проходит второе чтение законопроекта, который уточняет права работников на проценты в случае задержки работодателем выплаты заработной платы и других выплат. В...

Китайская народная республика: индустриализация и вопросы охраны труда. Практические примеры

17 июня 2022 г.

Китайские крестьяне добились огромных успехов в индустриализации села и создании поселковых предприятий. Это дало возможность жителям сельскохозяйственных районов избежать нищеты. 






Китайская народная республика: индустриализация и вопросы охраны труда. Практические примеры 





Китайские крестьяне добились огромных успехов в индустриализации села и создании поселковых предприятий. Это дало возможность жителям сельскохозяйственных районов избежать нищеты. Начиная с семидесятых годов, на поселковых предприятиях работало свыше 100 миллионов крестьян, что превышало общее количество рабочих на предприятиях, находившихся в собственности государства и города/трудового коллектива в то время.



 
В настоящее время один из каждых пяти работников в сельской местности Китая занят на различных поселковых предприятиях. На них производится от 30 % до 60 % суммарного среднего личного дохода сельских жителей. Объем производимой ими продукции составляет порядка 30-40 % стоимости общего объема промышленного производства в стране. К 2000 году на них занято более 140 миллионов сельскохозяйственных рабочих, или приблизительно 30 % рабочей силы на селе. Быстрый переход рабочей силы в сельской местности с сельскохозяйственных на несельскохозяйственные виды работ, создал определенные проблемы для служб охраны труда. Исследование потребностей SOHSNCTI (служб охраны труда и мер противодействия на поселковых предприятиях) в 30 округах 13 провинций и в 2 муниципалитетах, организованное совместно MOPH (Министерством здравоохранения) и MOA (Министерством сельского хозяйства), показало, что на большинстве поселковых предприятий службы охраны труда отсутствуют.
 
Объем проводимых работ по пяти основным направлениям деятельности службы охраны труда, осуществленный на поселковых предприятиях местными организациями OHI (ведающими вопросами охраны труда), или HEPS (эпидемиологическими станциями), был крайне низок и составляет от 1,37 % до 35,64 %. Особенно это проявилось в тех видах деятельности, где требуется применения сложных методов или участие хорошо обученных профессионалов. Например, в недостаточном объеме проводились профилактические проверки и медицинские осмотры испытывающих на себе вредные воздействия работников, а также наблюдения за условиями труда на каждом рабочем месте. Тем временем, на сельских предприятиях наблюдается тенденция к ухудшению положения дел в сфере охраны труда. Во-первых, исследование показало, что 82,7 % промышленных предприятий в сельской местности характеризуются наличием, по крайней мере, одного типа источников опасности на рабочем месте. Рабочие, подвергавшиеся воздействию, по крайней мере, одного типа источников опасности, составили 33,91 % от их общего количества.
 
Пробы воздуха на наличие свинца, аналогов бензола, хрома, кремнистой пыли, каменноугольной пыли и асбестовой пыли на 2597 рабочих местах 1438 предприятий показали, что коэффициент общего соответствия норме составил 40,82 % (см. таблицу ниже). Коэффициент соответствия норме по содержанию кремния составил 7,31 %, по содержанию каменноугольной пыли 
 28,57 %, по содержанию асбеста  0,00 %. Коэффициент общего соответствия норме по уровню шума на 1155 предприятиях был равен 32,96 %.



 







Были проведены медицинские осмотры рабочих, подвергавшихся одновременно воздействию более, чем семи источников опасности. Показатель суммарной распространенности профессиональных болезней, вызванных воздействием только этих семи типов источников опасности, оказался равным 4,36 %, что намного выше, чем распространенность полностью излечиваемых профессиональных заболеваний на государственных предприятиях. Еще у 11,42 % рабочих, подвергавшихся вредному воздействию, было отмечено наличие профессиональных заболеваний.
 
Далее, опасные производства продолжают перемещаться из городских в сельские районы, и с государственных предприятий на поселковые. Большинство работников этих предприятий были раньше крестьянами и имеют низкий образовательный уровень. Это относится даже к предпринимателям и менеджерам. Исследование, проведенное на 29 тысячах поселковых предприятий, показало, что 78% предпринимателей и менеджеров окончили только младшую среднюю или начальную школу, а некоторые из них являются просто неграмотными. В общей сложности 60% предпринимателей и менеджеров не знали о правительственных требованиях в сфере охраны труда. В исследовании был сделан вывод о том, что к 2000 году распространенность профессиональных болезней на промышленных предприятиях в сельских районах увеличится и достигнет пика.
 

















 



 
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С МАССОВЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ
РАБОЧЕЙ СИЛЫ


     
Численность общественной рабочей силы в Китае (по состоянию на 1992 г.) составила 594,32 миллиона человек. 73,7 % от этого количества трудится в сельской местности. Из 440 миллионов сельских рабочих одна треть фактически является безработной. Большое количество работников, не нашедших себе применения на рынке труда в сельских районах, перемещается в город.
 
Массовое перемещение крестьян в городские районы на протяжении последних нескольких лет, особенно активно происходящее с начала 1990-ых годов, создало большие проблемы для органов власти в центре и на местах. Например, в первой половине 1991 года, только 200 тысяч крестьян покинули родные места в провинции Jiangxi (Жангкси), а в 1993 году за ними последовало более трех миллионов человек, что составляет одну пятую часть сельских рабочих провинции. На основе государственной статистики предсказано, что к концу столетия на рынке труда в городах окажется 250 миллионов бывших сельских рабочих.
 
Кроме того, ежегодно по всей стране примерно 20 миллионов молодых людей достигают возраста, начиная с которого закон разрешает использовать их в качестве наемной рабочей силы. Благодаря повсеместно идущим процессам урбанизации и расширяющимся контактам с внешним миром, в ходе которых в страну поступают иностранные инвестиции, возникло большое количество рабочих мест для прибывших в города жителей сельской местности. В городах они заняты в самых разных сферах деятельности, включая промышленность, гражданское строительство, транспорт, торговлю и сферу обслуживания. Их используют также для выполнения работ, связанных с высокой степенью риска, которые отказываются выполнять городские жители.
 
Эти рабочие имеют те же проблемы, что и рабочие поселковых предприятий, что обусловливает схожесть ситуации в сфере охраны труда. Из-за постоянных перемещений работников в поисках работы за ними трудно вести наблюдение и предприниматели могут легко уйти от ответственности за их здоровье. Кроме того, эти рабочие часто заняты на таких видах работ, где вредные воздействия, создающие риск для здоровья, имеют сложный характер, в связи с чем трудно наладить работу служб охраны труда. Эти факторы только усугубляют ситуацию.
     
 


 
ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ФИНАНСИРУЕМЫХ
ИНОСТРАННЫМИ КОМПАНИЯМИ

     
 
В настоящее время в Китае насчитывается более чем 70 тысяч финансируемых иностранными компаниями предприятий, на которых трудятся свыше 10 миллионов человек. Льготы для иностранных инвесторов, наличие больших запасов природных ресурсов и дешевой рабочей силы привлекают все большее количество капиталовложений из-за рубежа. Госплан Государственного совета КНР принял решение о сокращении количества административных проверок для будущих инвесторов. Большие полномочия в принятии решений по проектам инвестиций переданы местным органам власти.
 
Так, например, решение по проектам с общим объемом капиталовложений, не превышающим 30 миллионом долларов США, принимается теперь единолично местными органами власти, проходит регистрацию в Госплане, и выставляется на аукцион для иностранных компаний. Очевидно, что возможность получить работу на предприятии, финансируемом иностранной компанией, является очень привлекательной для многих рабочих в Китае, главным образом по причине получения более высокой заработной платы.
     
Усилия, направленные на привлечение иностранных инвесторов, способствовали тому, что в страну оказались завезены опасные производства. MOPH (Министерство здравоохранения) и связанные с ним организации на протяжении уже нескольких лет выражают озабоченность состоянием дел в сфере охраны труда рабочих в этом секторе экономики. Некоторые исследования, проведенные на местном уровне, дают представление о масштабах проблем, возникающих в связи с высоким уровнем вредного воздействия, продолжительным рабочим днем, плохой организацией работы, игнорированием специфических потребностей женщин-работниц, отсутствием средств индивидуальной защиты, медицинских осмотров и разъяснительной работы, медицинского страхования и практики разгрузки рабочих, страдающих профессиональными заболеваниями.



     







В последние годы растет количество случаев отравления химическими веществами. По информации Института предотвращения и лечения профессиональных заболеваний в провинции Guangdong (Гуандонг) в 1992 году одновременно произошли два случая отравления растворителем на финансируемых иностранными компаниями фабриках игрушек, расположенных в особой экономической зоне Zhuhai (Жухай), в результате которых пострадали в общей сложности 23 человека. Четверо из них подверглись воздействию 1,2-дихлорэтана, при этом трое умерли, а остальные 19 человек получили отравление аналогами бензола (бензолом, ксилолом и толуолом). Стаж их работы на фабрике составлял от 20 дней до менее года.
 
В том же самом году два случая отравления были зарегистрированы в городе Dalian (Дальян), провинция Liaoning (Ляонин); в результате одного пострадали 42 человека, а в результате другого 
 1053 человека. Владельцы небольших производственных предприятий, инвестируемых иностранными компаниями, игнорируют правительственные требования и правила по защите прав рабочих, их здоровья и безопасности. Только от 19,6 % до 31,2 % рабочих трех особых экономических зон в провинции Guangdong (Гуандонг) имели возможность пройти какую-либо медицинскую проверку. Предприятия, на которых отсутствуют средства индивидуальной защиты для использования рабочими, испытывающими на себе вредные воздействия, составили 49,2% и только на 45,4% предприятий осуществлялись компенсационные выплаты. В городе Dalian (Дальян) сложилась еще более серьезная ситуация. Исследование, проведенное профсоюзом провинции Guangdong (Гуандонг) в 1993 году, показало, что более 61% работников имели шестидневную рабочую неделю.    

 
 








Согласно докладу Всекитайской конфедерацией профсоюзов (ACFTU), женщины-рабочие трудятся в еще более тяжелых условиях. Исследование, проведенное ACFTU в 1991 и 1992 годах на 914 предприятиях с общим количеством 160 тысяч работников, финансируемых иностранными компаниями, показало, что женщины составляют здесь 50,4%. В последние годы число женщин, занятых в некоторых отраслях, еще более возросло. Многие иностранные компании не заключили трудовых соглашений со своими служащими, и на ряде предприятий прием на работу и увольнение работниц происходили исключительно по желанию администрации.
 
Некоторые иностранные компании брали на работу только незамужних женщин в возрасте от 18 до 25 лет, которых немедленно увольняли после замужества или в случае беременности. Многие женщины вынуждены работать сверхурочно без дополнительной платы. На фабрике игрушек в Guangzhou (Гуанджоу), столице провинции Guangdong (Гуандонг), рабочим, большинство из которых составляли женщины, приходилось работать по 15 часов в день. При этом они были лишены выходных по воскресеньям и ежегодного отпуска. Такая ситуация 
 не редкость. Многие подробности о состоянии дел в сфере охраны труда работников предприятий, финансируемых иностранными компаниями, так и не получили огласки, однако на основании вышеизложенного можно судить о серьезности положения.




 





 




 


 














СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ


 
Для того, чтобы соответствовать требованиям рыночной экономики, государственные предприятия, особенно большие и средние, должны преобразовать традиционный механизм функционирования и принять современную структуру, которая ясно определила бы права собственности, а также права и обязанности предприятия, побуждая в то же время государственные предприятия к выходу на рынок с целью повышения их жизнеспособности и эффективности. Некоторые малые государственные предприятия могут быть сданы в аренду или проданы отдельным лицам или группам лиц. Реформы должны затронуть все стороны работы предприятий, включая сферу охраны труда.
     
В настоящее время финансовые потери являются серьезной проблемой, с которой сталкиваются многие государственные предприятия. Известно, что примерно одна треть из них работает в условиях дефицита. Это объясняется разнообразными причинами. Во-первых, они несут на себе тяжелое бремя уплаты налогов и расходов на содержание и социальное обеспечение большого контингента работников и вышедших на пенсию.




 






Во-вторых, ответственность за содержание значительной избыточной рабочей силы, в среднем от 20 до 30%, существующей на предприятии, не может быть переложена на и без того хрупкую систему социального обеспечения. В-третьих, на них до сих пор существует устаревшая система управления, приспособленная к работе в условиях традиционной плановой экономики. В-четвертых, государственные предприятия не имеют никаких закрепленных в политике государства преимуществ в условиях конкуренции с предприятиями, финансируемыми иностранными компаниями. В этих условиях положение дел в сфере охраны труда на государственных предприятиях будет неминуемо хуже. Во-первых, на некоторых предприятиях урезано финансирование программ охраны здоровья, и те их подразделения, которые прежде занимались медицинским обслуживанием сотрудников, теперь предоставляют свои услуги населению.
 










Во-вторых, некоторая часть оборудования, использовавшегося для медицинского обслуживания персонала, выводится из подчинения предприятия с целью уменьшения затрат. До введения новой системы социального обеспечения, высказывалось также беспокойство по поводу того, что будет затронут порядок финансирования проводимых на предприятии мероприятий по охране труда. В-третьих, в эксплуатации десятилетиями остается большое количество устаревшего оборудования и технологий, которые являются источником опасных уровней вредного воздействия и не могут быть заменены в короткие сроки. Более 30% рабочих мест на предприятиях, принадлежащих государству или городу, не соответствуют национальным гигиеническим стандартам (MAC или MAI).
 
В-четвертых, в последние годы не так строго соблюдаются инструкции и правила, установленные в сфере охраны труда. Одной из причин этого, несомненно, является несоответствие старой системы управления работой службы охраны труда условиям реформирования предприятий.
 
В-пятых, в целях снижения стоимости рабочей силы и создания более широких возможностей в сфере занятости, широко применяется для выполнения опасных работ на государственных предприятиях наем временных или сезонных рабочих, большинство из которых прибывает из сельских районов. Многие из них не проходят инструктажа по технике безопасности и не получают от работодателей даже самых примитивных средств индивидуальной защиты. Все эти факторы постоянно создают потенциальную угрозу для здоровья трудовых ресурсов Китая.



     
ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ СЛУЖБ ОХРАНЫ ТРУДА


     
Масштабы деятельности служб охраны труда нельзя признать достаточными. Как упомянуто выше, только 20% рабочих, подвергающихся вредным воздействиям, периодически проходят медицинский осмотр. Большинство из них работает на государственных предприятиях. Причины такого положения дел кроются в следующем.




     






Во-первых, одной из основных причин является недостаток ресурсов. В наибольшей степени это относится к производственным предприятиям в сельской местности, которые не имеют возможности для самостоятельного оказания требуемых от них услуг. Согласно данным исследований потребностей SOHSNCTI (служб охраны труда и мер противодействия на поселковых предприятиях), на HEPS (эпидемиологических станциях) тридцати обследованных округов работает 235 дипломированных специалистов. Им приходится обслуживать 170613 предприятий, на которых работает 3204576.




 






Таким образом, на каждого штатного сотрудника службы охраны труда приходится в среднем 1115 предприятий и 20945 работников. Из исследования, проведенного в 1989 году, выяснилось также, что расходы на здравоохранение в 30 исследованных округах составили 3,06% от общей суммы расходов местных органов власти. Общая же сумма расходов на предотвращение заболеваний и проведение медицинских осмотров составила только 8,36% от расходов местных органов власти на здравоохранение. Доля затрат непосредственно на проведение мероприятий по охране труда была еще меньшей. Серьезной проблемой на территории исследованных округов является отсутствие базисного оборудования, необходимого для работы служб охраны труда. Показатель наличия оборудования по тринадцати основным категориям в 28 из 30 исследованных округов не превысил 24% от нормы, определенной в национальном стандарте. 
 
Другим фактором, объясняющим неэффективную работу служб охраны труда, является низкая эффективность использования имеющихся средств. Недостаток ресурсов, с одной стороны, и недостаточная эффективность их использования, с другой  вот основная особенность, характеризующая состояние службы охраны труда в Китае на современном этапе.




 






Даже на верхних уровнях системы, например, в организациях OHI (ведающих вопросами охраны труда) на уровне провинции, оборудование используется не полностью. Причины этого довольно сложны. Традиционно, работа служб охраны труда включая заработную плату работников службы здравоохранения, содержание оборудования и сооружений, повседневные расходы и т.д., и проведение различных профилактических мероприятий, финансировались и поддерживались государством.
 
Все услуги в сфере охраны труда оказывались государственными организациями OHI (ведающими вопросами охраны труда) бесплатно. На фоне быстрой индустриализации и проведения экономической реформы, начиная с 1979 года, потребности общества в услугах специалистов по охране труда возросли, в то же время резко возросли затраты на оказание таких услуг, отражая увеличивающийся ценовой индекс. Однако средства, выделяемые для OHI правительством, остались на прежнем уровне и оказались явно недостаточными. Чем большее количество услуг оказывает организация OHI (ведающая вопросами охраны труда), тем в больших объемах финансирования нуждается.






 




В целях содействия развитию здравоохранения и удовлетворения возрастающих потребностей общества, правительство приступило к проведению политики, в соответствии с которой учреждениям здравоохранения разрешено субсидировать платежи за предоставляемые ими услуги, одновременно были приняты меры контроля цен на медицинские услуги. Из-за былой слабости механизма обеспечения выполнения принятых законов в сфере оказания услуг по охране труда, организация OHI (по охране труда) с трудом набирает средства для своего существования за счет взимания платы за свои услуги.
     


 
НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОЛИТИКИ И ТЕНДЕНЦИЙ В РАБОТЕ СЛУЖБ ОХРАНЫ ТРУДА


 
Организация работы служб охраны труда без сомнения представляет огромную важность для такой развивающейся страны как Китай, переживающей процесс стремительной модернизации и обладающей многочисленными трудовыми ресурсами. Несмотря на большие трудности, которые приходится преодолевать, население страны с воодушевлением относится к широким возможностям, которые открываются перед ней в результате проводимых социальных реформ. При этом можно опираться на вдохновляющие примеры стран, уже добившихся успехов на этом пути. Расширяя свои международные контакты, Китай стремится к активному использованию опыта и технологий, разработанных в сфере охраны труда во всем мире.
 
Zhi Su


 
 
По материалам Энциклопедии по охране и безопасности труда МОТ;
электронный ресурс: base.safework.ru.


 


 

 

 





 


 
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
 


 
 
С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.



 

 
Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
 



 
 
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.