Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Вопросы охраны труда и обеспечение безопасности водителей автотранспортных предприятий
27 ноября 2014 г.
Труд водителей транспортных средств (далее – ТС), а также работников, которые ремонтируют и обслуживают автомобили, регламентируется целым рядом нормативных документов. Автомобиль является источникам повышенной опасности, поэтому, управляя им, водитель подвергается большим психологическим и физическим нагрузкам. Неправильная организация режима труда и отдыха водителя, небрежность в техническом обслуживании автомобиля могут привести к непоправимым последствиям.
Организация охраны труда работников, эксплуатирующих ТС, должна основываться на требованиях следующих нормативно-правовых актов:
- Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. №15;
- Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 г. №28;
- Перечня тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 г. №163;
- Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 г. №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»;
- Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 г. №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»;
- Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. №302н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
- Инструкции №24 по технике безопасности для водителей автомашин, автопогрузчиков, утвержденной Минздравом СССР 24.06.1976 г.
Межотраслевые правила распространяются на всех работодателей независимо от отраслевой принадлежности, которые:
- являются автотранспортными организациями;
- имеют автотранспортные цеха и участки, предоставляющие услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств;
- являются предпринимателями, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров;
- являются грузоотправителями и грузополучателями (в случаях погрузки, разгрузки и перевозки грузов автомобильным транспортом).
При разработке инструкций по охране труда работников автотранспорта необходимо выявить опасные и вредные производственные факторы, которые могут влиять на труд работников. К таким факторам относятся: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования; повышение или понижение температуры воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенная или пониженная влажность воздуха; отсутствие или недостаток естественного освещения; недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места).
В инструкциях необходимо предусмотреть действия работников и работодателя по устранению (или минимизации) влияния опасных и вредных факторов на работников при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Вопросы охраны труда работников должны быть отражены и в правилах внутреннего трудового распорядка организации, в частности в разделе, посвященном режиму труда и отдыха работников.
Режим труда и отдыха некоторых работников автотранспорта отличается от общего режима работы (ст. 329 ТК РФ). Например, для водителей режим труда и отдыха определен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. №15.
При заключении трудовых договоров с работниками должны учитываться нормы, устанавливающие режим труда и отдыха водителей. Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы.
Межотраслевые правила предусматривают несколько видов инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой, которые, впрочем, почти ничем не отличаются от правил проведения инструктажа всех других работников.
Ответственные работники. Межотраслевые правила содержат требования об обязательном назначении ответственных работников. Так, необходимо назначить работника, ответственного за производство погрузочно-разгрузочных работ, за электрохозяйство, за работу грузоподъемных машин и кранов, за вентиляционные установки, компрессоры, газовое оборудование, за использование котлов. Кроме того, назначают ответственных за пожарную безопасность, за выпуск транспортных средств на линию, санитарную обработку транспортных средств и контейнеров, хранение, перевозку и использование антифриза.
Ответственные работники назначаются приказом работодателя по организации. Они обязаны строго следить за подконтрольными объектами и пресекать любые действия, которые могут повлечь за собой нарушение их безопасной работы. Права и обязанности ответственных работников необходимо предусмотреть в должностной инструкции или правилах внутреннего трудового распорядка.
Межотраслевыми правилами предусмотрена обязанность работодателя проинформировать водителя ТС перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.
Технические требования охраны труда. Технические требования можно разделить на требования:
- предъявляемые к автотранспортным средствам;
- предъявляемые при техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния автомобильного транспорта;
- предъявляемые к производственным и вспомогательным помещениям;
- при транспортировке и хранении материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов производства;
- предъявляемые к производственному оборудованию и рабочим местам работников;
- требования электробезопасности;
- требования, предъявляемые к применению средств защиты.
Межотраслевые правила предусматривают также дополнительные требования к грузовым автомобилям, прицепам, полуприцепам, автомобилям, работающим на газовом топливе, специализированным ТС.
Разделом 2.1 Межотраслевых правил предусмотрены производственные процессы при техническом обслуживании и ремонте ТС: мойка ТС; слесарные и сварочные работы; проверка технического состояния ТС и их агрегатов; работа с аккумуляторными батареями; кузнечно-прессовые работы и сварочные работы; вулканизационные, шиноремонтные и шиномонтажные работы; окрасочные и противокоррозионные работы; освидетельствование газовых баллонов и испытание топливных систем ТС, работающих на газовом топливе; плотницкие работы.
Все правила этого раздела носят технологический характер и регулируют вопросы безопасных приемов и методов работы.
Правила по санитарному содержанию помещений организаций установлены Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденной заместителем Главного санитарного врача СССР от 31.12.1966 г. №658-66. Указанная Инструкция предусматривает нормы предельно допустимых концентраций вредных газов, паров, пыли, вредных веществ, нормы метеорологических параметров, допустимые уровни шума, коэффициенты естественной освещенности, нормы искусственного освещения, состав бытовых помещений. Данные правила распространяются на всех работодателей.
Межотраслевые правила также содержат требования, предъявляемые к помещениям, в которых производятся работы по техническому обслуживанию, ремонту ТС и их агрегатов. Прежде всего, они должны обеспечивать безопасное и рациональное выполнение всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических условий труда и оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией.
Так, для работы с кислотными и щелочными аккумуляторами следует предусматривать отдельные аккумуляторные участки, расположенные в трех сообщающихся между собой отдельных помещениях, изолированных от других помещений, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, одно – для ремонта, другое – для зарядки, третье – для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита. Если в производственном корпусе предусматриваются участки работ, на которых в соответствии с технологией происходит выделение вредных веществ (газа, пыли, паров и т.д.), а также тепла и шума, то они должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других стенами до потолка. Для выполнения окрасочных работ должны предусматриваться два помещения: одно – для постов окраски и сушки и второе – для приготовления красок.
Площадки наружной шланговой мойки ТС должны иметь твердое влагостойкое покрытие с уклоном в сторону приемных колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод (от мойки автомобилей) на территорию организации.
Помещения, в которых размещаются посты мойки ТС, агрегатов и деталей, должны отделяться от других постов глухими стенами с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием. Стены помещения, в котором размещен пост мойки ТС, должны быть облицованы керамической плиткой или другим влагостойким материалом. Посты для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния ТС должны оснащаться специальными упорами (башмаками), устанавливаемыми под колеса, и козелками в соответствии с технологической потребностью.
Работодателю необходимо предусмотреть отдельные помещения для хранения: смазочных материалов, лакокрасочных материалов и растворителей, химикатов, шин и резинотехнических изделий. Для хранения и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов, используемых для санитарной обработки ТС, должно быть выделено помещение, закрываемое на замок, ключ от которого должен храниться у работника, ответственного за санитарную обработку ТС и контейнеров. Отработанное масло должно сливаться в металлические бочки или подземные цистерны и храниться в специальных огнестойких помещениях.
Баллоны с газом должны храниться в вертикальном положении с навернутыми колпаками и заглушками на штуцерах вентилей. Они должны быть прочно закреплены хомутами или цепями и защищены от попадания солнечных лучей и воздействия нагревательных приборов и устройств.
Не допускается совместное хранение ацетиленовых баллонов и баллонов со сжиженным газом с кислородными баллонами, кислотных аккумуляторных батарей со щелочными аккумуляторными батареями, карбида кальция с красками и маслами.
Пустая тара из-под нефтепродуктов, красок и растворителей должна храниться в отведенных для этого помещениях или на открытых площадках и иметь бирки (ярлыки) с точным названием содержащегося в ней материала.
Требования к металлообрабатывающим и деревообрабатывающим станкам, сосудам, работающим под давлением, компрессорам, воздухопроводам и газопроводам, грузоподъемным механизмам, инструментам и приспособлениям носят общий характер. Основной обязанностью работодателя в данном случае является обеспечение работников исправными механизмами и инструментами.
Межотраслевые правила имеют специальный раздел «Требования электробезопасности». Персонал, обслуживающий электроустановки, должен пройти проверку знаний действующих нормативных технических документов (правил и инструкций по эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройству электроустановок) в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь необходимую группу по электробезопасности.
Источник: Корнийчук Г.А., Семенова Е.А., Богатырев Д.Ю. Автотранспорт на предприятии: организация перевозок, регулирование труда водителей, ответственность // СПС КонсультантПлюс. 2014.