Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Интернет-интервью с Сергеем Вельмяйкиным, первым заместителем министра труда и социальной защиты Российской Федерации: «Актуальные правовые вопросы в сфере охраны труда»
2 декабря 2014 г.
В ноябре 2014 г. состоялось интервью корреспондента компании «КонсультантПлюс» с первым заместителем министра труда и социальной защиты Российской Федерации Сергеем Вельмяйкиным. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» введен новый порядок контроля за состоянием рабочих мест на предприятиях. В ходе интервью Сергей Вельмяйкин рассказал о первых результатах внедрения системы спецоценки условий труда и других актуальных нормативно-правовых изменениях в сфере охраны труда, а также ответил на наиболее интересные из поступивших вопросов.
Сергей Вельмяйкин: С принятием федеральных законов от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» в Российской Федерации введена единая процедура, позволяющая объективно выявить и оценить условия труда на рабочих местах. Результаты специальной оценки условий труда позволяют включить механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, сохранению жизни и здоровья работников на производстве.
Во-первых, размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд увязаны с условиями труда и установлены по принципу: «Чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте – тем ниже тариф». В случае обеспечения безопасных условий труда работодатель освобождается от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.
Во-вторых, если работодатель улучшает условия труда, снижает уровень вредности, то тем больший размер скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний он будет получать.
В-третьих, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие формирование дифференцированного подхода к предоставлению и размерам гарантий (компенсаций) за работу во вредных условиях труда –повышенного размера оплаты труда, продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочей недели в зависимости от класса (подкласса) условий труда по принципу: чем выше вредность, тем выше размер гарантий (компенсаций).
В-четвертых, если на рабочих местах не выявлены вредные факторы, работодатель обеспечил безопасные условия труда, то в отношении таких рабочих мест введена процедура декларирования их соответствия требованиям охраны труда. Это позволяет не проводить дорогостоящие процедуры по измерению вредных и опасных производственных факторов и существенно сократить расходы предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса.
В-пятых, усилена ответственность за нарушение требований охраны труда путем увеличения размеров административных штрафов с установлением четких диапазонов штрафных санкций от 5 тыс. руб. до 150 тыс. руб. (ранее – от 1 тыс. руб. до 50 тыс. руб.), а также выделения в отдельный состав нарушений требований охраны труда, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью работников, таких как необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, допуск к выполнению работ с вредными (опасными) условиями труда без прохождения предварительного (периодического) медицинского осмотра или без прохождения обучения охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также обучения безопасным приемам выполнения работ.
Сергей Вельмяйкин: За счет предусмотренных в федеральных законах от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» переходных положений, предусматривающих плавный переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда и преемственность данных процедур, нам удалось свести к минимуму издержки перехода на новые правовые нормы.
Одновременно Минтрудом России совместно с объединениями и работодателей, и профсоюзов был организован мониторинг реализации Приказа Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». В этих целях создана рабочая группа, организован сбор предложений от всех субъектов Российской Федерации, на сайте министерства размещена анкета для сбора предложений. Всего поступило более 700 замечаний и предложений от участников мониторинга.
По результатам рассмотрения поступивших в ходе мониторинга предложений в настоящее время Минтрудом России подготовлен и размещен для проведения публичных консультаций на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"» и ведется разработка проекта приказа Минтруда России о внесении изменений в Приказ Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Сергей Вельмяйкин: Согласно Плану мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. №1250-р, разработанному в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, предусмотрено ключевое событие в части подготовки к декабрю 2014 г. распоряжения Правительства Российской Федерации о проведении в 2015-2016 годах специальной оценки рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи, что позволит выявить архаичные производства с «грязными» технологиями и устаревшим оборудованием, являющимся источником вредных факторов, и разработать меры по модернизации таких производств с целью защиты жизни и здоровья занятых в них работников.
Минтрудом России уже начата работа по подготовке изменений законодательства о специальной оценке условий труда, обеспечивающих безусловное проведение в 2015-2016 годах специальной оценки условий труда на рабочих местах предприятий, указанных в поручении Президента Российской Федерации производств. Так, в целях выполнения указанного поручения Минтрудом России подготовлен и размещен в целях проведения публичных консультаций на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"».
Кроме того, в настоящее время рабочей группой, сформированной Минтрудом России из представителей федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и работодателей, ведется разработка концепции проекта федерального закона по безопасности и гигиене труда. Результаты этой работы позволят уточнить направления дальнейшего совершенствования законодательства об охране труда.
Сергей Вельмяйкин: По состоянию на 25 ноября в Минтруд России поступило 689 заявлений на аттестацию в качестве эксперта по специальной оценке условий труда. По результатам рассмотрения документов направлено на тестирование 408 человек. В отношении 8 кандидатов принято решение об отказе в аттестации в связи с их несоответствием предъявляемым требованиям к экспертам.
Из числа направленных на аттестацию аттестованы и признаны экспертами с вручением сертификата 28 человек. Первый сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда выдан 16 октября 2014 г. Отказано в аттестации в связи с неудовлетворительным прохождением аттестационного испытания 9 претендентам. В настоящее время проходят тестирование 315 человек, рассматриваются результаты завершенного тестирования 56 претендентов.
Сергей Вельмяйкин: Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. №549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» зарегистрирован в Минюсте России 31 октября, опубликован в «Российской газете» 14 ноября 2014 г. и вступил в силу с 25 ноября 2014 г.
Антон Александрович (Пермь)
Сергей Вельмяйкин: Вопрос установления размера оплаты труда специалиста по охране труда регулируется процессами на рынке труда, а, следовательно, не подлежит государственному регулированию.
Сергей Вельмяйкин: Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Если рабочее место генерального директора не относится к вышеперечисленным в отношении условий труда, на нем должна быть проведена специальная оценка условий труда.
Елена (Пермский край)
Сергей Вельмяйкин: Согласно статье 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а согласно статье 5 данного федерального закона работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
В случае отказа работника от ознакомления с результатами специальной оценки условий труда своего рабочего места комиссия по проведению специальной оценки условий труда составляет акт с фиксацией данного факта и прикладывает его к материалам отчета о проведении специальной оценки условий труда. Указанное позволяет освободить работодателя от предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда.
Сергей Вельмяйкин: Если обновление автопарка путем замены имеющихся автомобилей на автомобили другой марки или модификации имеющейся марки является вводом в эксплуатацию новых рабочих мест в отношении водителей автомобилей, то в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» необходимо провести в течение 6 месяцев со дня обновления автопарка внеплановую специальную оценку условий труда.
Татьяна Васильевна (Ярославская область)
Сергей Вельмяйкин: Согласно статьям 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации предоставление гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда осуществляется по результатам проведения специальной оценки условий труда. В этой связи работодателю необходимо провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», заключив гражданско-правовой договор с организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда. Перечень таких организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России в Реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Источник: consultant.ru.