Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Против течения: СанПиН «Гигиенические требования к физическим факторам производственной и окружающей среды»

10 февраля 2015 г.

В январе 2015 года на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения проходит обсуждение Ведомственного постановления «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН «Гигиенические требования к физическим факторам производственной и окружающей среды», предложенных Роспотребнадзором.
В январе 2015 года на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения проходит обсуждение Ведомственного постановления «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН «Гигиенические требования к физическим факторам производственной и окружающей среды», предложенных Роспотребнадзором.
 
Сама по себе идея объединения санитарно-гигиенических требований в одном документе представляется вполне здравой, если учесть мультифакторность воздействия производственной среды на работников. Методы и результаты такого объединения вызывают серьезные сомнения.
 

НЕМНОГО ИСТОРИИ
 
Это не первая попытка Роспотребнадзора создать единый документ, содержащий требования ко всем потенциально вредным физическим факторам производственной среды. Еще в 2010 году вышли СанПиН 2.2.2776-10 «Гигиенические требования к оценке условий труда при расследовании случаев профессиональных заболеваний». Они были предназначены для гигиенической оценки условий труда при расследовании случаев профессиональных заболеваний и включали гигиеническую оценку факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса по показателям вредности и опасности.
 
Документ был откровенно плох: он представлял собой механическое объединение уже действующих санитарно-гигиенических нормативов, большинство из которых было выпущено 10 – 20 лет назад, причем основывались они на результатах исследований, выполненных еще раньше (60-е – 80-е годы прошлого века). Все декларируемое «совершенствование действующих санитарно-эпидемиологических требований» сводилось к переписыванию этих же требований под видом нового документа. Из-за того, что санитарно-гигиенические нормативы в стране обновляются крайне медленно, выход СанПиН 2.2.2776-10 закреплял отставание отечественной гигиены труда от современного уровня этой науки и продлевал его еще на несколько лет вперед.
 
В начале 2011 года СанПиН 2.2.2776-10 был отозван, так и не став действующим. Тем не менее, стремление Роспотребнадзора создать объединенные СанПиН’ы сохранилось. Последующие попытки относятся к 2013-14 годам. Примечательно, что сохранились структура и содержание документа. Это по-прежнему механическое объединение давно устаревших НПА, последовательные варианты которого отличаются лишь мелкими подчистками – орфографии, разнесением материала по основному тексту и приложениям, включением или исключением разделов коммунальной гигиены и т.п. Полностью отсутствует какое бы то ни было обоснование предлагаемых требований результатами фундаментальных исследований воздействия вредных физических факторов на организм человека, обсужденных и признанных широкой научной общественностью.
 

ОБРЕЧЕНЫ НА ОТСТАВАНИЕ
 
При таком подходе не может быть речи о гармонизации отечественного санитарно-гигиенического нормирования со стандартами развитых стран Запада. Как пример – формулировка требований к отдельным показателям микроклимата (температура воздуха, температура поверхностей, влажность, скорость движения воздуха, тепловое облучение) в производственных условиях.
 
Такое разбиение единого производственного фактора на отдельные составляющие привносит неопределенности и противоречия, редактировать которые, однако, не имеет смысла, так как сама концепция этих требований представляется принципиально неверной. Эта концепция была устаревшей уже в момент введения СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», за последние десятилетия она не стала лучше. Тем не менее, содержание этого документа практически без изменений перенесено в новые СанПиНы.
 
Эти требования прямо противоречат принятой на Западе практике расчетов теплового состояния работника и подбора подходящих условий труда и СИЗ. Современное состояние отечественной гигиены труда вполне способно обеспечить научно обоснованные подходы к проблеме (можно указать, например, на работу проф. В.Ф. Кириллова и Г.В. Федоровича «Расчет теплоизолирующих параметров одежды для комфортных условий работы», опубликованную в журнале Медицина труда и промышленная экология, № 4, 2011 г.), однако эти результаты оказываются вне поля зрения составителей новых СанПиНов, хотя они могли бы служить основой для адекватного изложения санитарно-гигиенических требований к микроклимату производственных помещений и помещений жилых зданий.
 
Ряд нормативов, включенных в проект СанПиН, в действительности не может быть отнесен к гигиеническим нормативам, а является своего рода технологическим требованиями для обеспечения соответствующих рабочих условий. Так, в документе содержатся различные нормативные требования по шуму для различных категорий напряженности трудового процесса. Уровни шума нормируются на 25 – 30 децибел ниже, чем для производственных помещений. Возможно, это оправдано для проведения в указанных помещениях соответствующих видов работ, но это никакого отношения не имеет к вероятности нарушения здоровья работников, занятых в этих помещениях, от воздействия шума. В то же время, трактуя эти показатели как гигиенические нормативы, проект СанПиН создает прецеденты, когда превышение таких специфических уровней на практике рассматривается как доказательство наличия у работников вредных условий труда.
 
Для введения гигиенических нормативов шума с учетом тяжести и напряженности труда отсутствуют необходимые подтверждения в системе доказательной медицины, то есть требование к соблюдению такого норматива носит декларативный характер. Широко известно, что при уровнях шума ниже 80 децибел не происходит повреждения органа слуха, специфического и единственного для этого вредного фактора профессионального заболевания – нейросенсорной тугоухости, а достоверное для всех видов работ увеличение частоты иных нарушений здоровья не подтверждено результатами эпидемиологических исследований. Подобных обязательных гигиенических нормативов нет в мировой практике.
 
Другим примером декларативных требований, для которых отсутствуют необходимые подтверждения в системе доказательной медицины, являются новые требования к уровням электромагнитных полей в диапазоне частот 3 Гц – 30 кГц на рабочих местах. Введение таких требований представляется совершенно неприемлемым по целому ряду причин:
 
ПДУ введены без какого-либо их санитарно-гигиенического обоснования. Ни в научной периодике, ни в монографиях по этой тематике, ни на научных конференциях, вопросы воздействия электромагнитных полей в декадных полосах частот 3 – <30 Гц, 30 – <300 Гц, 300 – <3000 Гц, 3 – <30 кГц не рассматривались. Более того, существуют серьезные основания исключать электрическое поле этих диапазонов частот из перечня вредных воздействующих факторов: оно практически полностью экранируется поверхностным слоем кожи и не проникает до внутренних органов, соответственно, не воздействует на них.
 
Нормы на уровни электрического и магнитного полей на нижнем краю частотного диапазона не согласуются с нормами на статические поля. Нормы на поля в декадной полосе 30 – 300 Гц не согласуются с нормами на поля промышленной частоты, которая попадает в указанную декадную полосу частот. И то и другое в равной степени относится как к производственным, так и к бытовым условиям.
 
В проекте новых СанПиН предлагается полностью изменить требования к излучению электромагнитных полей от ПЭВМ. Следует отметить, что ныне действующие требования являются результатом массового санитарно-гигиенического обследования офисных работников, проведенного в начале 90-х годов прошлого века профсоюзами Швеции. За прошедшее время они продемонстрировали свою эффективность с точки зрения предотвращения вредного воздействия электромагнитных полей на пользователей ПЭВМ. В проекте новых СанПиН без какого-либо гигиенического обоснования предлагается на порядок ослабить требования к излучению электромагнитных полей от ПЭВМ. Последствия этого шага для здоровья пользователей ПЭВМ не предсказуемы.
 
В проект новых СанПиН включены требования к средствам определения среднеквадратичных корректированных значений электрических и магнитных полей в диапазоне частот 3 Гц – 30 кГц. В требования включены частотные характеристики средств измерения (вплоть до реперных точек ската частотных полос), состав измерительных комплексов с подробным техническим описанием селективных микровольтметров и измерительных антенн.
 
Такие указания на вполне определенный тип средств измерений устанавливают необоснованное ограничение выбора субъектами предпринимательской и иной деятельности существующих или возможных контрагентов, в том числе поставщиков и потребителей. Это никак не соответствует обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли, а также существующим международным практикам. Здесь явно видны признаки коррупционной составляющей проекта СанПиН.

 
ГРЯДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ НЕРАЗБЕРИХА
 
Проект, в нарушение пункта 5 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №1009) абсолютно не учитывает уже имеющиеся механизмы нормирования вредных производственных факторов, установленные Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Это неизбежно приведет к конфликту интересов, коррупционным решениям и неоднозначности информации о состоянии условий труда на рабочих местах.
 
Поскольку проект СанПиН содержит гигиенические нормативы для производственных помещений и рабочих мест, он будет непосредственно использоваться в системе регулирования трудовых отношений наряду с ТК РФ, Федеральным законом №426-ФЗ и пр., вступив в неминуемые противоречия с действующим законодательством, отечественными принципами гигиенического нормирования и международной практикой применения гигиенических нормативов. При этом можно ожидать выявление несоответствий выводов относительно состояния условий труда, сделанных по результатам специальной оценки условий труда (контроль осуществляется по линии Минруда) и норм рассматриваемого проекта (контроль по линии Роспотребнадзора). Как результат – дезориентация работодателей, двойной контроль, судебные претензии со стороны работников на результаты специальной оценки условий труда.
 
О масштабах грядущей неразберихи можно судить по следующим данным. Предлагаемым регулированием будут затронуты добывающие и производящие отрасли промышленности. По данным Росстата за 2010 – 2012 г.г. в отраслях добычи полезных ископаемых до 46% рабочих мест не отвечают гигиеническим ноpмативам условий труда, в обрабатывающих производствах – до 33%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – до 34%, строительство – до 22%, транспорт и связь – до 35% . Можно ожидать, что репрессивные меры, которые могут быть предприняты в рамках контроля исполнения требований рассматриваемых СанПиН, коснутся подавляющего большинства предприятий самых различных отраслей экономики в том числе финансируемых из бюджета Российской Федерации.
 
Кроме того, что в качестве организационно-технических мероприятий подразумевается предусмотренный статьей 24, частью 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ запрет деятельности указанных предприятий в случае нарушения требований СанПиН, но следует ожидать еще и дополнительные экономические потери, сопряженные с затратами на гарантии и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда должны увеличиться в разы, так как ожидаемый прирост контингента, для которого актуализируется установление льгот и компенсаций за вредные условия труда при использовании необоснованных для рабочей зоны гигиенических нормативов, составит существенную часть работающего населения страны.
 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
 
Мы, кажется, начинаем привыкать к нескончаемому потоку скверных новостей. Скоро мы и вовсе перестанем их замечать, как не замечают старые обои, на фоне которых проходит повседневная жизнь. Слушайте, так нельзя творить, СанПиН – это же важный документ, нам по нему жить и работать – эти выкрики на Портале превращаются в трюизмы, которые даже стыдно произносить, поскольку совершенно бессмысленно.
 
Такое впечатление, что можно «протолкнуть» все, что угодно – именно потому, что разбалансированы отношения между ведомствами, которые должны были бы заниматься одним и тем же, исчезли все невидимые границы допустимого. Вроде бы все страшно лояльны, но все как-то перестает получаться. Приказы Президента выполняются, но цели не достигаются.
 
Прогнозы вообще дело неблагодарное, а уж сегодня, в наши непоправимые времена, лучше ничего не предсказывать и ни от чего не зарекаться. Либо ошибешься, либо угадаешь, и непонятно, что хуже. То есть лучше не гадать, чтобы не накликать беду.
 
Главная неприятность ведь не в том, что предсказания сбываются. Главное в том, что воплощаются в жизнь самые мрачные пророчества. Как избежать такой напасти? Прежде всего, следует быть поосторожней в своих прогнозах. Черный юмор футурологического свойства надо изгнать. А если что и предсказывать, как бы в шутку, то события исключительно позитивные, типа объединения Минтруда и Роспотребнадзора или включение в группы для работы над текстами НПА деятельных людей вместо начальников. Конечно, автор подобных текстов немедленно прослывет идиотом, но эта цена не представляется чрезмерной. А вдруг хоть что-нибудь сбудется? Поживем – увидим.


 
Г. Федорович.



Источник: ntm.ru.