Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

27 декабря 2024 г.

Эксперты КИОУТ приняли участие в деловой программе БИОТ 2024

С 10 по 13 декабря 2024 года в московском международном выставочном центре Крокус Экспо проходила 28-я Международная специализированная выставка – деловой форум «Безопасность и...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Медицинский осмотр в трудовом праве

13 февраля 2015 г.

В статье анализируется общий порядок регулирования прохождения обязательных медицинских осмотров отдельными категориями работников. Определены категории указанных работников. Выявлена непоследовательность российского законодателя в установлении перечня работников, обязанных проходить медицинские осмотры. 
В статье анализируется общий порядок регулирования прохождения обязательных медицинских осмотров отдельными категориями работников. Определены категории указанных работников. Выявлена непоследовательность российского законодателя в установлении перечня работников, обязанных проходить медицинские осмотры.
 
Российское трудовое законодательство предусматривает гарантии обеспечения права работников на охрану здоровья при осуществлении ими своих трудовых функций. Статья 213 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) устанавливает, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
 
В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования). Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) выделяет специальные понятия – медицинский осмотр и диспансеризация. Так, медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с российским законодательством.
 
Законодательство закрепляет виды медицинских осмотров:
  • профилактический;
  • предварительный;
  • периодический;
  • предсменный (предрейсовый);
  • послесменный (послерейсовый).
Кроме профилактического осмотра все остальные вытекают из трудовых (образовательных) правоотношений. Медицинский осмотр следует отличать от медицинского освидетельствования, порядок проведения которого регулируется специальными нормативными актами (например, статья 27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
 
Профилактический медицинский осмотр носит общий характер, проводится в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
 
Таким образом, медицинский осмотр работников является межотраслевым институтом, регулируемым как трудовым, так и здравоохранительным законодательством. Это предполагает наличие ряда особенностей в методах и формах правового регулирования, на раскрытии которых остановимся подробнее.
 
Несмотря на общие нормы ТК РФ, конкретные категории работников, обязанные проходить периодические осмотры, устанавливаются специальными нормативными актами. Так, часть 3 статьи 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусматривает, что лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.
 
Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества. Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте утверждено Приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. № 6Ц. Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам утвержден Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. № 1020.
 
Согласно Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. № 50, обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат:
  • кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения;
  • студенты и курсанты высших и средних учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения;
  • члены летного экипажа: пилоты коммерческой авиации (самолет и вертолет), линейные пилоты авиакомпании (самолет и вертолет), штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели;
  • специалисты, осуществляющие управление движением воздушных судов в воздухе;
  • члены кабинного экипажа: бортоператоры и бортпроводники;
  • пилоты авиации общего назначения: пилоты-любители, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, парашютисты, пилоты сверхлегких летательных аппаратов.
В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса РФ Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н утверждены:
  • Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);
  • Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников;
  • Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно статье 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
 
Согласно указанным Правилам освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. №377.
 
Часть 2 статьи 213 Трудового кодекса РФ содержит также общее правило: «Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний». В этом случае также раскрытие непосредственного перечня работников осуществляется в отраслевых нормативных актах, к каковым можно отнести следующие:
  • работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями (статья 23 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»); 
  • работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 877, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (статья 9 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»);
  • персонал лечебных учреждений (п. 9.9 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (СанПиН 2.1.3.1375-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 июня 2003 г. №124);
  • работники парикмахерских (п. 10.1 Санитарных правил и норм «Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию» (СанПиН 2.1.2.1199-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 5 марта 2003 г. № 15);
  • лица, принимаемые на работу с источниками ионизирующего излучения (п. 13.2 Санитарных правил «Обеспечение радиационной безопасности при выводе из эксплуатации комплектующего предприятия (СП ВЭ-КП-05)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2005 г. № 17);
  • лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью (п. 2.21 Санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» (СП 3.5.1378-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. № 131);
  • работники метрополитенов (п. 4.4.2 Санитарных правил эксплуатации метрополитенов (СП 2.5.1337-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. № 110);
  • персонал, находящийся в водной зоне аквапарка (медработники, спасатели и пр.) (п. 5.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды аквапарков» (СанПиН 2.1.2.1331-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 мая 2003 г. №104), персонал бассейна (медработники, тренеры, инструкторы по плаванию) (п. 3.12.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» (СанПиН 2.1.2.1188-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г. № 4);
  • все работники дошкольных образовательных учреждений (п. 2.15.1 Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (СанПиН 2.4.1.1249-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 г. № 24), работники учреждений дополнительного образования детей (п. 10.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» (СанПиН 2.4.4.1251-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27), все работники общеобразовательных учреждений (п. 2.10.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44);
  • все работники загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей (п. 10.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» (СанПиН 2.4.4.1204-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 марта 2003 г. № 20);
  • все работники специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям), независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (п. 5.19 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». (СанПиН 2.4.1201-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 марта 2003 г. № 13);
  • все специалисты, принимающие участие в работах по утилизации атомных подводных лодок (п. 14.4 Санитарных правил «Обеспечение радиационной безопасности при комплексной утилизации атомных подводных лодок» (СП 2.6.1.2154-06), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 декабря 2006 г. № 33).
Приведенный перечень не является полным, но он указывает на определенные закономерности. Во-первых, перечень действительно весьма широк и охватывает значительный круг работников. Во-вторых, реальный перечень работников определен не ТК РФ и не другими законами, а санитарными правилами. Все-таки предназначение санитарных правил находится в иной плоскости, принятие которых обусловлено Федеральным законом от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Указанный Закон определяет понятие санитарно-эпидемиологических требований, которые и реализуются в санитарных правилах. ТК РФ направлен на обеспечение трудовых прав граждан, а значит, он должен определять обязанности граждан при осуществлении ими трудовых функций. В-третьих, часть 2 статьи 213 ТК РФ представляет собой пример неконкретной нормы, согласно которой работники «некоторых других работодателей» проходят медицинские осмотры. Получается, что можно обязать проходить медицинский осмотр, когда работодателем является индивидуальный предприниматель. Неясно, можно ли вводить столь широкое правило, если учитывать формулу «некоторые другие работодатели».
 




Такая непоследовательность отечественного законодателя хорошо видна, поскольку в нормах ТК РФ содержатся ясные правила прохождения обязательных медицинских осмотров (но не применительно к статье 213 ТК РФ). Так, статья 69 ТК РФ устанавливает, что обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Кстати, статья 266 ТК РФ расшифровывает данное правило, закрепляя: «Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру».
 
Статья 324 ТК РФ предусматривает обязательность прохождения медицинского осмотра при заключении трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей. Статья 330.3 ТК РФ устанавливает обязательный медицинский осмотр граждан, принимаемых на подземные работы, а статья 348.3 – спортсменов. И совсем неясно, почему в отношении данных категорий работников законодатель выбрал четкую модель правового регулирования в самом ТК РФ, а в статье 213 ТК РФ сделал такой расплывчатый правовой «реверанс».
 
Приведенные доводы обусловливают потребность в корректировке статьи 213 ТК РФ, которая должна содержать прямую отсылочную норму, согласно которой перечень работников, обязанных проходить медицинские осмотры, устанавливается ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными актами. В этом случае все вышеприведенные нормативные акты (включая различные санитарные правила) укладываются в общую логику, не нарушая отраслевых особенностей ТК РФ, Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».

 
Романовская Ольга Валентиновна,
д.ю.н., проф. каф. частного и публичного права
Пензенского государственного университета
 



Источник: «Трудовое право в России и за рубежом», №3, 2014.