Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

24 декабря 2024 г.

Минздрав России: о перечне заболеваний, при наличии которых лица не могут быть допущены к педагогической деятельности

Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Охрана здоровья работников: гармонизация терминологии, законодательства и практики с международными стандартами

5 марта 2015 г.

В предлагаемой Вашему вниманию статье рассмотрены терминология, законодательство и практика охраны здоровья работников в Рос­сии в свете их гармонизации с документами ВОЗ, МОТ, ЕС и изложен передовой зарубежный опыт. 
В предлагаемой Вашему вниманию статье рассмотрены терминология, законодательство и практика охраны здоровья работников в Рос­сии в свете их гармонизации с документами ВОЗ, МОТ, ЕС и изложен передовой зарубежный опыт. Сформулированы предложения по совершенствованию функций, структуры и кадрового обеспечения служб охраны здоровья с учетом новых проблем и факторов риска. Предложено вместо термина «охрана труда» принять термин «здоровье и безопасность на работе».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
 
Николай Федотович Измеров,
докт. мед. наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор, академик РАМН, научный руководитель ФГБУ «НИИ МТ» РАМН.
 
Эдуард Ильич Денисов,
докт. биол. наук, профессор, главный научн. сотрудник ФГБУ «НИИ МТ» РАМН.
 
Татьяна Владимировна Морозова,
канд. мед. наук, доцент кафедры медицины труда ГОУ ВПО «Пер­вый московский государственный медицинский уни­верситет им. И.М. Сеченова». 
 
Статья поступила в редакцию журнала «Медицина труда и промышленная экология»  24.04.2012 г.
 
Согласно «Концепции долгосрочного со­циально-экономического развития России на период до 2020 года», основными вызовами являются усиление глобальной конкуренции, ожидаемая волна технологических изменений на основе достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохране­нии, и возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Современная инновационная экономика – эко­номика знаний, основанная на здоровье и умст­венных качествах работника.
 
В связи с интеграцией России в мировую экономику Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 761 и Приказом Минздравсоцразвития России от 30.07.2010 № 581н поставлена задача гармонизации сани­тарно-эпидемиологических нормативов с между­народными стандартами.
 
Генеральным соглашением между общерос­сийскими объединениями профсоюзов, обще­российскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 гг. пред­усмотрена ратификация ряда конвенций МОТ, в частности, Конвенции № 161 «О службах гигиены труда» (1985). Россия ратифицировала Конвенцию № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», которая предусматривает разработку национальной политики, системы и программ в этой области. Принятый ВОЗ «Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг.» [2] также предусматривает разработку политиче­ских инструментов по сохранению и укреплению здоровья на рабочем месте. Возникает вопрос о соответствии терминологии, законодательства и практики в области охраны здоровья работников в России международным стандартам и передо­вому опыту.
 
Цель работы – проанализировать терми­нологию, законодательство и практику охра­ны здоровья работников и с учетом российских реалий и перспектив, дать предложения по их гармонизации с международными стандартами ВОЗ, МОТ, ЕС и др.
 
 
ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ
 
В Трудовом ко­дексе (ТК) РФ в разделе X «Охрана труда» статья 209 дает определение: «Охрана тру­да – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-эконо­мические, организационно-технические, санитар­но-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Тем самым в России медицина (гигиена) труда яв­ляется частью охраны труда.
 
В мировой практике термин «охрана труда» (англ. «labour protection») в последние десятилетия не применяется либо применяется в отношении трудовых прав, дискриминации, социальной за­щите и т.п. В экономически развитых странах охрана труда (в российском понимании термина) разделена на два направления: «безопасность труда» (англ. «occupational safety») и «охрана здо­ровья» (англ. «occupational health»), которые кури­руют специалисты с техническим и медицинским образованием соответственно.
 
На веб-сайте МОТ [12] перевод названия конвенции № 161 «Occupational Health Services» представлен как «Службы гигиены труда», в то время как официальный перевод Рекомендации № 97 (1953) «Protection of Workers Health» и № 112 (1959) «Occupational Health Services» представлен как «Об охране здоровья работни­ков» и «Службы здравоохранения на предприя­тии» соответственно.
 
В русскоязычной литературе применяют термин «медицина труда», аналогичный англо­язычному «occupational health» и включающий гигиену труда и профпатологию [10, 14]. Лишь в переводе документа [11] под медициной тру­да ошибочно подразумевают гигиену труда. В англоязычной литературе в рамках дисциплины «occupational health» (медицина труда) разде­ляют «occupational hygiene» (гигиена труда) и «occupational medicine» (профпатология). Тем самым англоязычный оригинал названия Конвен­ции № 161 вносит путаницу, применяя термин «occupational health services», но подчеркивая профилактическую направленность их деятель­ности. В связи с этим и с учетом статей 24 и 30 Федерального закона №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Феде­рации» предлагается вместо термина «службы гигиены труда» использовать термин «службы охраны здоровья (работников)» (здесь и далее курсив наш. – Авт.).
 
 
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА
 
Конституция РФ в ст. 37 п. 3 провозглаша­ет: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигие­ны...». Это положение реализовано в статье 209 ТК РФ, где медицина труда является частью ох­раны труда. Однако в Постановлении Минтру­да РФ от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Служ­бы охраны труда в организации» мероприятия по охране здоровья фактически отсутствуют, поскольку эти работы проводят инженеры по охране труда, являющиеся (согласно п. 17 Ре­комендаций) специалистами, имеющими высшее профессиональное (техническое) образование.
 
На практике работодатели больше внимания уделяют безопасности труда и меньше – охране здоровья. Большую часть мероприятий – атте­стацию рабочих мест по условиям труда, прове­дение периодических медицинских осмотров и др. – выполняют сторонние организации, и у работодателя не формируется целостная система охраны здоровья работников.
 
В последние годы в крупных организациях наметилась тенденция создания подразделе­ний во главе со специалистами с медицинским образованием (в основном, лечебным), которые отвечают за мероприятия по охране здоровья и координируют действия со специалистами по безопасности труда и другими структурными подразделениями организации. При этом спе­циалисты ЛПУ, обслуживающие предприятия нефтегазового комплекса на Крайнем Севере, от­мечают различие форм медпомощи в зависимости от специфики производства. На предприятиях по разведке и строительству, где высок уровень травматизма, преобладает неотложная медицин­ская помощь, а на предприятиях по эксплуатации месторождений – профилактика [1].
 
Как уже отмечалось выше, Российская Фе­дерация ратифицировала Конвенцию № 187,
которая содержит определения и требования к разработке национальной политики, системы и программы безопасности и гигиены труда. Такая политика отражена в статье 210 «Основные на­правления государственной политики в области охраны труда» ТК РФ. В ней также отмечено «принятие и реализация федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных це­левых программ улучшения условий и охраны труда». В 2008-2010 гг. была реализована про­грамма действий по улучшению условий и охраны труда, однако в настоящее время такой про­граммы не имеется. Недавно Минздравсоцразвития РФ издало приказ от 14.02.2012 № 125 «Об утверждении комплекса мероприя­тий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012–2015 гг.», п. 3.2 которого предусматривает ратификацию Конвенции МОТ № 161.
 
В стране проводится работа по совершен­ствованию системы охраны труда, однако без выраженного стратегического подхода, а про­водимые изменения не формируются на основе научно-обоснованной системы управления про­фессиональными рисками.
 
В последние годы Минздравсоцразвития России издало ряд приказов по вопросам:

  • аттестации рабочих мест (АРМ) по усло­виям труда (от 26.04.2011 № 342н);
  • проведению предварительных и периоди­ческих (ПМО) медицинских осмотров (от 12.04.2011 № 302н);
  • оказанию медицинской помощи при проф­заболеваниях (от 23.03.2011 № 233н);
  • метрологии охраны труда (от 09.09.2011 № 1034);
  • кадровым вопросам (от 07.07.2009 №415н, от 23.07.2010 № 541н, от 25.07.2011  № 801н).
Приказы Минздравсоцразвития России по кадровым вопросам таковы:
  • приказом № 415н от 07.07.2009 ут­верждены квалификационные требования по специальностям «гигиена труда» («врач по ги­гиене труда») и «профпатология» («врач-профпатолог»);
  • приказом № 541н от 23.07.2010 утверждена квалификационная характеристика для должно­сти «врач-терапевт участковый цехового врачеб­ного участка»;
  • приказом № 801н от 7.09.2011 в но­менклатуре должностей предусмотрены: врач- акушер-гинеколог цехового врачебного участка; врач по гигиене труда; врач-профпатолог; врач-терапевт участковый цехового врачебного участ­ка; помощник врача по гигиене труда, а также специалист по физиологии труда, специалист по эргономике и др.
 
Эти приказы могли бы быть основой совер­шенствования системы охраны здоровья работ­ников, однако их техническое исполнение не отражает реалии и продолжает воспроизводить старые общественные установки, а временами не соответствует конвенциям и лучшей между­народной практике. В кадровом плане приказы создают хорошую инфраструктуру для служб, которые могут быть созданы в реализацию Кон­венции № 161.
 
В плане научного обеспечения служб разрабо­тана методология оценки профессионального ри­ска [14], разрабатываются вопросы управления рисками на базе стандарта [5]. Роспотребнадзор утвердил руководства Р 2.2.1766–03 по оцен­ке априорного (по гигиеническим критериям) и Р 2.2.2006–05 по оценке апостериорного (по медико-биологическим показателям) профес­сионального риска; эти документы, не имеющие аналогов в мировой практике, широко применяют на производствах.
 
Разработан и размещен в Интернете интерак­тивный справочник «Оценка профессионального риска» (http://neurocomp.ru) с возможностью прогнозирования профзаболеваний от действия шума, вибрации и т.п. по данным АРМ, а также установления связи с работой болезней, выявля­емых при ПМО, что создает научно-практиче­скую основу для управления профессиональными рисками для здоровья [7].
 
 
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
 
По Конвенции № 161, на службы гигиены труда возложены «в основном профилактические функции и ответственность за консультирование работодателя, работников и их представителей на предприятии по вопросам: i) требований относительно создания и под­держания безопасности и здоровой производ­ственной среды, которая будет содействовать оптимальному физическому и психическому здо­ровью в связи с трудовым процессом; ii) приспо­собления трудовых процессов к способностям работников с учетом состояния их физического и психического здоровья...».
 
За рубежом четко различают термины «здоро­вье» и «безопасность», в последние годы отдавая предпочтение первому. Например, эти термины использованы в законе Великобритании «Health and Safety at Work etc Act 1974» («Здоровье, безопасность и благополучие в связи с рабо­той ...») и в стратегии «Здоровье и безопасность в Великобритании в 21 столетии». Инспектор по здоровью и безопасности (HSE) контролирует исполнение этого закона и его нормы: «Обя­занностью каждого работодателя должно быть обеспечение, насколько это практически реально, здоровья, безопасности и благополучия на ра­боте для всех его работников» [17].
 
В отчете о реформе законодательства по здо­ровью и безопасности, представленном Пар­ламенту Великобритании, отмечается необхо­димость его упрощения и сокращения на 1/3 до 2015 г. при сохранении строгости норм и стандартов [21].
 
Во Франции сектор учета в статистике име­нуют «несчастные случаи и профзаболевания», однако предлагают именовать службу «здоровье и безопасность на работе» (фр. sante-securite au travail) [23].
 
В Евросоюзе принята «Стратегия Сообщест­ва на 2007-2012 гг. по здоровью и безопасно­сти на работе», а директивы ЕС последних лет (по вибрации 2002/44/ЕС, шуму 2003/10/ ЕС и др.) имеют в названии термины «здоровье и безопасность работников» [6]. В стандарте ИСО п. 6.4.6 носит название «Здоровье и без­опасность на работе» [19].
 
Интересен опыт США, где «Стандарт ком­плексной профессиональной медицинской про­граммы для пожарных частей» NFPA1582-2007 (стандарт ANSI) ставит задачу снижения риска и тяжести профзаболеваний и смертности, укре­пления здоровья для безопасного и эффективного труда пожарных, предусматривая работу:
 
  • врача пожарной части (лицензированного терапевта или остеопата);
  • координатора по здоровью и фитнесу (под руководством врача);
  • комитета по здоровью и безопасности (группа работников части);
  • администратора по здоровью и безопа­сности [22].
 
Глобализация приводит к тому, что трансна­циональные корпорации в целях специализации сокращают непрофильные структуры, но созда­ют в критических областях собственные органы, в том числе по здоровью и безопасности. Изме­няются и формы организации охраны здоровья работников. В крупных компаниях наметилась тенденция создания профилактических подраз­делений во главе со специалистами-медиками, чаще лечебного профиля, которые отвечают за меры по охране здоровья и координируют свою деятельность со специалистами по безопасности труда и другими структурными подразделения­ми. Например, в нефтегазовом секторе Северной Европы окончательное решение по вопросам медосмотров и пригодности к работе остается за медицинским советником (medical adviser) компании-оператора [7].
 
Специфика работы служб охраны здоровья работников зависит от отрасли и этапа проекта производства; в период строительства внимание уделяют профилактике травматизма, оказании первой помощи, эвакуации по медицинским по­казаниям и т.п., а при эксплуатации объекта – на производственном контроле, формировании здорового образа жизни и т.д. При этом допол­нительные медицинские и технические услуги часто предоставляют подрядные организации.
 
Такие службы ориентируются как на наци­ональное законодательство, так и на международные отраслевые рекомендации. Их фун­кция – анализ информации по рискам для здо­ровья и контроль соблюдения национальных и корпоративных норм и стандартов. Эти службы участвуют в проведении аудита и сертификации, подготовке отчетности по травматизму, профес­сиональной и профессионально-обусловленной заболеваемости.
 
Применение современных биотехнологий, информатики и телекоммуникаций, новых мате­риалов и т.п. порождает новые факторы риска. Возрастающий дефицит трудовых ресурсов, по­старение населения, ограниченные возможности государства в сфере социальной защиты обо­стряют вопросы дискриминации по здоровью и ведут к необходимости пересмотра системы профотбора, профпригодности и медицинских противопоказаний. Зарубежный опыт свидетель­ствует о гибком подходе к экспертизе профпри­годности с целью сохранения на работе каждого работника-профессионала.
 
 
ТЕНДЕНЦИИ ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЗАБОЛЕВАЕМОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
 
По данным Росстата, на начало 2011 г. практически каждый третий работник в РФ трудился во вредных условиях. Неблагоприятные условия труда по­рождают высокий уровень производственного травматизма. Несмотря на то, что за период 2006–2010 гг. травматизм снизился в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом – в 1,4 раза), его уровень крайне вы­сок. Так, численность погибших на производстве в РФ превышает аналогичный показатель в развитых странах: Германия – в 4 раза, Фран­ция – в 5,5 раза, Япония – в 2,5 раза [4].
 
На начало 2011 г., по данным центров профпатологии, в России насчитывалось около 160 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний, при этом числен­ность заболевших ежегодно увеличивается на 7-8 тыс. человек. Потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда составляют ежегодно около 1,94 трлн руб., или 4,3 % ВВП [4].
 
Меняется структура профзаболеваемости в России: преобладают болезни от физических факторов (потери слуха от шума — 37,1%, вибрационная болезнь – 24,9%), а также бо­лезни костно-мышечной системы (16,1%) [9].
 
В ЕС в структуре профзаболеваний преобла­дают болезни костно-мышечной системы (около 60 %), проявляются психосоциальные болезни. Растет социальная значимость профзаболева­ний: в целом по ЕС около 25 % их приводят к постоянной нетрудоспособности, регистрируются (в Германии до 10 %) профзаболеваний с леталь­ным исходом [6].
 
В ЕС при анализе экономики здоровья и безопасности [16] отмечают рост значимости профзаболеваний в сравнении с травмами (рост расходов для профзаболеваний и спад для травм с темпом около 1 % в год) [6].
 
В отчете комиссии Счетной палаты Франции [23] стоимость невыделенных профзаболеваний и травм в 2010 г. оценивали в 587 – 1110 млн евро, из них на травмы приходится лишь 99 млн евро. Комиссия предлагает ввиду нехват­ки врачей разрешить среднему медперсоналу организаций принимать заявления работников о подозрении на профзаболевания [23]. Эти факты и опыт требуют осмысления и принятия организационных решений.
 
 
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ – СТРАТЕГИЯ И ПОДХОДЫ
 
Необходима смена парадигмы «охрана труда» и формирование новой парадигмы – «здоровье и безопасность труда» с моделью, способной адаптироваться к современным усло­виям. Основными направлениями могут быть:

  • создание служб охраны здоровья работ­ников (см. ниже);
  • принятие международного определения (МОТ, 1996): «Профессиональное заболева­ние – заболевание, развившееся в результате воздействия факторов риска, обусловленных трудовой деятельностью» [18];
  • правовое признание «болезней, связанных с работой» (англ. work-related diseases) (ВОЗ, 1987) [3] и увязка этой концепции с буквой и духом списка профзаболеваний МОТ 2010 г. при реализации потенциала МКБ-10 в этом плане;
  • принятие международных терминов «инци­дент» и «опасное происшествие» (МОТ, 1996) [18] и осмысление их медицинских последствий, в частности, для психического и репродуктивного здоровья;
  • разработки новых программ подготовки специалистов служб охраны здоровья, а также поддержание и развитие научной системы охра­ны здоровья работников.
 
 
ВАРИАНТЫ СЛУЖБ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ И ИХ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 
Учитывая развитую систему охраны труда и возраста­ние важности проблем здоровья, целесообразно преобразовать службы охраны труда в службы здоровья и безопасности труда. В зависимости от класса профессионального риска (по критериям ФСС РФ) и с учетом преобладания проблем травматизма или профзаболеваемости возможны два варианта таких служб:
 
  • службы безопасности труда и здоровья работников – для организаций строительной и сырьевых отраслей экономики: добыча полезных ископаемых (нефти, газа и др.), горно-металлур­гический комплекс, сельское и лесное хозяйство, рыболовство и т. п.;
  • службы здоровья и безопасности труда – для обрабатывающих отраслей промышленности, сферы оказания услуг и высоких технологий: машиностроение, приборостроение, здравоохра­нение, связь, транспорт, торговля, образование, социальные службы и т.п. (в организациях с преобладанием в кадровом составе женщин-работниц обязательно наличие специалиста врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка).
 
Службы гигиены труда целесообразно со­здавать как самостоятельные подразделения организаций в дополнение к службам охраны труда, так и на их базе, учитывая специфику деятельности организации и профессиональные риски. Эти службы актуальны в инновационных и высокотехнологических отраслях (нано-, био-, когно- и информационные технологии), а также в организациях с большим числом женщин-работниц для возможности реализации принципа планирования беременности с позиций медицины труда. Особую значимость будут приобретать охрана репродуктивного здоровья работников и профилактика стресса и депрессивных состояний.
 
Необходимо отразить в нормативных пра­вовых документах функции служб охраны здо­ровья (соответствующие Конвенции № 161 и рекомендации № 171 к ней) и их взаимодействие с ЛПУ и органами власти. Направление это междисциплинарное, и в одних случаях акцент будет на оценке воздействия вредных факторов (гигиена труда), а в других – на организации медицинской помощи (общая врачебная практи­ка, цеховой врач).
 
Такая специализация отвечала бы принципам МОТ И ВОЗ о соответствии направленности таких служб профессиональным рискам. В составе служб должно быть не менее половины врачей следующих специальностей: а) врач по гигиене труда, б) врач-терапевт цехового врачебного участка, в) врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка, г) врач-профпатолог (с узкой специализацией: врач-терапевт-профпатолог, врач-оториноларинголог-профпатолог, врач-невролог-профпатолог и др.) [8].
 
 
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
 
Появляются новые факторы профессионального риска [13], в том числе для репродуктивного и психического здоровья. ФНПР уже выразила озабоченность проблемой стресса и психических нагрузок на рабочем месте [15]. По данным Международной ассоциации социального обеспечения о влиянии мирового экономического кризиса и рецессии на психическое здоровье, прирост суицидов работников в странах Европы составил около 0,8 % на каждый 1 % роста безработицы [20].
 
По оценке ВОЗ [24] депрессия являлась ведущей причиной нетрудоспособности по показателю YLDs и 4-й по вкладу в глобальный груз болезней (DALYs) в 2000 г. К 2020 г. депрессия может занять 2-е место по показателю DALYs для обоих полов и всех возрастов, на сегодня она 2-я причина по показателю DALYs для возрастов 15-44 лет и обоих полов. Поэ­тому ВОЗ объявила инициативу по депрессии под лозунгом «Нет здоровья без психического здоровья».
 
Эти новые вызовы и имеющиеся резервы предполагают более широкую вовлеченность специалистов-медиков в решение проблем охраны здоровья работников, что побуждает к пересмо­тру концепции охраны труда и замены её кон­цепцией охраны здоровья и безопасности труда.
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
 
В свете предсто­ящей ратификации Россией Конвенции № 161 и с учетом статей 24 и 30 закона № 323-ФЗ предлагается вместо термина «службы гигиены труда» внедрять термин «службы охраны здо­ровья (работников)». Поскольку в Евросоюзе, Великобритании и США применяют термин «здоровье и безопасность на работе», то пред­лагается вместо термина «охрана труда» принять термин «здоровье и безопасность на работе» или «охрана здоровья и безопасность труда».
 
Новые технологии и условия сопряжены с новыми факторами риска от нано-, био- и ин­формационных технологий, в том числе репро­дуктивной токсичностью, поэтому в Руководство Р 2.2.2006–05 следует внести дополнения или создать документ по оценке риска при работе с новыми технологиями.
 
Для профессий высокого риска в развитие положений ТК РФ целесообразно разработать систему прогнозирования вероятности наруше­ний здоровья от действия вредных факторов условий труда и психосоциальных факторов для принятия обоснованных управленческих решений по управлению профессиональными рисками.
 
Поставленная в России задача создания ин­новационной экономики в условиях демографи­ческих проблем и прогрессирующей трудонедостаточности предполагает усиление внимания к здоровью работников. Предлагается разработать и принять Федеральный закон «Об основах охраны здоровья и безопасности работников в Российской Федерации», соответствующий при­оритетам стратегий национальной безопасности, инновационной экономики, демографической политики и др.
 
 
ВЫВОДЫ
 
1. В рамках гармонизации отечественных нормативов с международ­ными стандартами целесообразно принятие международных понятий и терминов в обла­сти охраны здоровья работников, таких как «профессиональное заболевание», «болезнь, связанная с работой», «инцидент», «опасное происшествие» и др. по руководству МОТ, а вместо термина «охрана труда» – тер­мин «охрана здоровья и безопасность труда». 
 
2. Для гигиенического обеспечения инноваци­онных технологий нужна нормативная база для оценки и управления профессиональными рисками с переносом акцента с безопасности труда на охрану здоровья работников. 
 
3. Не­обходима разработка и принятие правового акта, определяющего политику, системы и программы в области охраны здоровья работ­ников, а также функции таких служб.
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Антипов С А., Пугачев В.А., Посохов И.Н. Пер­спективы развития медицинской помощи на предприятиях нефтегазового комплекса в условиях Крайнего Севера. Материалы IX Всерос. конгр. «Профессия и здоровье» и IV Всерос. съезда врачей-профпатологов. Москва, 24—26 ноября 2010 г. М.: Дельта, 2010. С. 31-32.
2. ВОЗ. Здоровье работающих: глобальный план дей­ствий. 60-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения. WHA 60.26. 23 мая 2007 г.
3. Выявление и профилактика болезней, обусловленных характером работы. Доклад комитета экспертов ВОЗ. Сер. технич. докладов 714. Женева, 1987.
4. Голикова Т.А. О мерах, направленных на улучшение условий труда, сохранение жизни и здоровья работников / [Электродный ресурс] / URL: http://www.minzdravsoc.ru/labour/safety/72 (дата обращения: 17 декабря 2011 г.).
5. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Риск-менеджмент. Принципы и руководство».
6. Денисов Э.И., Прокопенко Л.В., Чесалин П.В. Медицина труда за рубежом. Международные и нацио­нальные документы и практика / Под ред. акад. РАМН Н.Ф. Измерова. М.: «РЕИНФОР», 2010.
7. Денисов Э.И., Прокопенко А.В., Степанян И.В., Чесалин П.В. // Мед. труда. 2011. № 12. С. 6-11.
8. Евлашко Ю.П., Суворова К.О., Чесалин П.В., Савваитова И.И. К вопросу подготовки врача-профпатолога. Материалы IX Всерос. конгр. «Профессия и здоровье» и IV Всерос. съезда врачей-профпатологов. Москва, 24-26 ноября 2010 г. С. 171-172.
9. Котенко К.В., Бушманов А.Ю., Бирюков А.П. Состояние и пути совершенствования работы профпатологической службы РФ: Материалы IX Всерос. конгр. «Профессия и здоровье» и IV Всерос. съезда врачей-проф­патологов. Москва, 24-26 ноября 2010 г. М.: Дельта, 2010. С. 10-12.
10. Медицина труда. Введение в профессию / Под ред. Н.Ф. Измерова и А.А. Каспарова. М.: Медицина, 2002.
11. Медицина труда и профпатология в Европе: мас­штабы, функции и задачи / Рус. ред. Н.Ф. Измерова. EUR/ICP/EHBI 02 02 04. Бильтховен, Нидерланды: ЕРБ ВОЗ, 2000.
12. МОТ. Официальный сайт / [Электронный ресурс] / URL: http://www.ilo.org/ilolex/english/ (дата обраще­ния: 18.03.2012).
13. МОТ. Окружающие факторы на рабочем месте: Инструкция МОТ. Женева: Бюро МОТ, 2001 (ISBN 92-2-111628-Х).
14. Профессиональный риск для здоровья работников: Руководство / Под ред. Н.Ф. Измерова и Э.И. Денисо­ва. М.: Тровант, 2003.
15. Стрессы и психические нагрузки на рабочем месте. Профилактика их негативных последствий. Концепция Федерации независимых профсоюзов России. М.: Тип. ФНПР, 2008.
16. Economic impact of occupational safety and health in the member states of the European Union. Bilbao, Spain: European agency for safety and health at work, 1998.
17. Health and Safety at Work etc Act 1974 / [Элек­тронный ресурс] / URL: http: //www.legislation.gov.uk/ukpga/1974/37/data.pdf (дата обращения: 17.12.2011).
18. ILO. Recording and notification of occupational accidents and diseases. An ILO code of practice. Geneva: International Labour Office, 1996.
19.  ISO 26000:2010 (Draft) – Руководство по соци­альной ответственности.
20. The impact of crises on the mental health of workers / [Электронный ресурс] / URL: http://www.issa.int/News-Events/News2/The-impact-of-crises-on-the-mental- health-of-workers (дата обращения: 17.12.2011).
21. Lofstedt R.E. Reclaiming health and safety for all: An independent review of health and safety legislation. Presented to Parliament by the Secretary of State for Work and Pensions by Command of Her Majesty. The Stationery Office Ltd, 2011. 110 pp. / [Электронный ресурс] / URL: http: // www.dwp.gov.uk/docs/lofstedt-report.pdf (дата обращения: 06.04.2012).
22. NFPA 1582. Standard on Comprehensive Occupa­tional Medical Program for Fire Departments. 2007 Ed. Na­tional Fire Protection Association (approved as an American National Standard on August 17, 2006). — 72 pp. URL: http: //www.nfpa.org/aboutthecodes/AboutTheCodes.asp?DocNum=T582&cookie_test=1.
23. Rapport de la commission N. Diricq institute par l’article L. 176-2 du Code de la Securite Sociale (relative a revaluation du cout de la sous-declaration des maladies professionnelles). Juin 2011. 171 pp. / [Электронный ре­сурс] / URL: http: / /www.annuaire-secu.com/pdf/rapport-commission-diricq2011.pdf (дата обращения: 06.04.2012).
24. WHO initiative on depression in public health / [Электронный ресурс] / URL: http://www.who.int/mental_health/managemen/depression/depressioninph/en/# (дата обращения: 18.12.2011).

 

Источник: Н.Ф. Измеров. Э.И. Денисов. Т.В. Морозова // «Медицина труда и промышленная экология», №8, 2012.



КОММЕНТАРИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Публикацию Н.Ф. ИЗМЕРОВА, Э.И. ДЕНИСОВА (ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, Москва) и Т.В. МОРОЗОВОЙ (ГОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Москва) комментируют эксперты Клинского института охраны и условий труда  – Надежда СИМОНОВА, д.м.н., профессор, директор Департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда, и Сергей ВИХРОВ, начальник научно-исследовательского отдела Департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда. 










Надежда СИМОНОВА,
д.м.н., профессор,
Директор Департамента по научной работе
Клинского института охраны и условий труда










Сергей ВИХРОВ,
начальник научно-исследовательского отдела Департамента по научной работе Клинского института охраныи условий труда


Несмотря на то, что настоящая статья была опубликована еще в 2012 году, в таком авторитетном журнале, каким является «Медицина труда и промышленная экология», затронутая в ней тема о гармонизации терминологии, законодательства и практики в области охраны здоровья работников на наш взгляд до сих пор не потеряла своей актуальности. Естественно, обсуждаемая тема гармонизации терминов интересна в первую очередь тем специалистам, которым в своей деятельности часто приходится сталкиваться с проблемами, подобными тем, что рассматриваются в рамках данной статьи, а также тем, кто анализирует логику событий в области охраны труда, происходящих сегодня в нашей стране. Следует, однако, отметить, что тема статьи охватывает более широкий диапазон проблем, чем просто отсутствие единообразия терминов в какой-либо отрасли, хотя и сами термины – это тоже немало.