Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Охрана труда: ответственность работодателя и требования к проведению обучения работников
1 июля 2015 г.
Николай Рафаилович АБРАМОВ,
к.т.н., доцент, заместитель директора
АНО УКЦ «Труд»
Следует напомнить, что с 2015 года в Российской Федерации усилилась административная и уголовная ответственность работодателя по выполнению требований охраны труда. Административная ответственность определяется статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судебная ответственность – статьей 143 Уголовного кодекса РФ. Штрафы возросли до 10 раз, а за несчастный случай, повлекший по неосторожности смерть работника, может быть лишение свободы до 4 лет.
Например, впервые в истории охраны труда введена новая статья 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает следующее:
«1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 – 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
Реализация новых штрафных санкций в 2015 году имеет соответствующие примеры. В частности, на сайте Федеральной службы по труду и занятости приводятся результаты проверок. Например, в сообщении от 25 июня 2015 года читаем: «Федеральная служба по труду и занятости выявила многочисленные факты несоблюдения требований и норм охраны труда в ООО «Магеллан», работники которого погибли в апреле текущего года в результате затопления большого автономного траулера морозильного типа «Дальний Восток». На предприятии не была проведена специальная оценка условий труда, работники траулера не проходили обучение и проверку знаний требований охраны труда, а также инструктаж на рабочем месте и др. На работодателя были наложены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 6 млн. 50 тыс. рублей. В настоящее время Роструд получил информацию об оплате ООО «Магеллан» штрафов в полном объеме. Исполнение предписания о приведении деятельности в соответствие с законодательством о труде, остается на контроле государственных инспекторов труда».
Какие же это требования, невыполнение которых караются штрафами? Статья 212 Трудового кодекса РФ содержит перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а в статьях 213, 215, 221-223, 225, 227-230 Трудового кодекса РФ, дополнительно приведены конкретные функции работодателя. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда дополнены для женщин, несовершеннолетних, а также инвалидов в соответствии с главами 41 и 42 Трудового кодекса РФ.
ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Главная задача работодателя – обучение работников, в том числе и руководителей, по охране труда. «Кто обучен – тот защищен!» – известная поговорка. Статья 225 Трудового кодекса РФ требует прохождения обучения в области охраны труда. Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы. Государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В рамках требований к обучению по охране труда в статье 212 Трудового кодекса определены обязанности работодателя:
– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
– недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Для реализации указанных требований статей 212 и 225 Трудового кодекса РФ введены соответствующие нормативные правовые акты. К ним относятся:
– ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»;
– Постановление Минтруда России и Минобрнауки России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;
– Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 июня 2003 г. № 153 «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных» (с изменениями приказа Минтруда России от 12 февраля 2014 г. № 96н);
– Примерные учебные планы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Минтрудом России 17 мая 2004 г.);
– Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»;
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
По итогам обучения выдается удостоверение государственного образца о проверке знаний требований охраны труда, без наличия которого руководители и специалисты организаций не имеют права осуществлять свои должностные обязанности и трудовые функции. Согласно статье 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
В связи с вышеуказанными нормативными правовыми актами от работодателя требуется организация и осуществления своих обязанностей по обучению охране труда. Подтверждение этому служат соответствующие локальные акты работодателя, которые должны быть предъявлены при проверках.
К ним относятся:
– приказ работодателя о направлении на обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда руководителей и специалистов, в том числе службы охраны труда;
– протоколы проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов;
– удостоверения о проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов;
– приказ работодателя об организации и проведении обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
– положение (порядок) об организации и проведении обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
– приказ об организации обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим;
– программа обучения работников оказанию первой помощи при несчастных случаях;
– инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях;
– журнал учета обучения по оказанию первой помощи при несчастных случаях;
– положение (порядок) о проведении инструктажей по охране труда;
– приказ об организации проведения вводного инструктажа;
– программа проведения вводного инструктажа;
– инструкция проведения вводного инструктажа;
– приказ об освобождении от проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
– перечень профессий, освобожденных от первичного инструктажа;
– приказ об организации проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
– программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
– приказ о проведении повторного инструктажа;
– утвержденный перечень инструкций по охране труда;
– журнал учета инструкций по охране труда;
– журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
– журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
– журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичного, повторного, внепланового, целевого);
– приказ об организации проведения стажировки на рабочем месте;
– положение о проведении проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организации;
– приказ о создании постоянно действующей комиссии по обучению и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов;
– приказ о создании постоянно действующей комиссии по обучению и проверки знаний по охране труда производственного персонала;
– приказ об утверждении графика проверки знаний требований охраны труда;
– график проведения проверки знаний требований охраны труда работников организации;
– протоколы заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов;
– протоколы заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда производственного персонала.
Качественный процесс обучения руководителей и специалистов должен быть построен с помощью высококвалифицированных лекторов, представляющих аккредитованные Минтрудом России обучающие организации. Обучение может вестись в очном и (или) электронном режиме, когда освещается весь объём необходимых знаний и предоставляется работодателю полный массив актуальных материалов по охране труда на электронном носителе. Такой подход закреплен Приказом Минобрнауки от 9 января 2014 г. № 2, утвердившим Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Важно при этом, чтобы обучающей организацией в последующем осуществлялось сопровождение деятельности и консультирование работодателя в области охраны труда.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
– обучающие организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
– обучающие организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
В 2015 году в развитие требований к обучающим организациям, оказывающим работодателю образовательные услуги, введены следующие документы:
– Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (о правилах применения профессиональных стандартов работодателями);
– Приказ Рособрнадзора от 12 марта 2015 г. № 279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности» (утверждены новые формы документов, необходимых для лицензирования образовательной деятельности);
– Письмо Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № АК-608/06 «О направлении методических рекомендаций по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования»;
– Письмо Минобрнауки России от 30 марта 2015 г. № АК-820/06 «О направлении методических рекомендаций по итоговой аттестации слушателей»;
– Письмо Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06 «О методических рекомендациях по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов»;
– Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2015 г. № 07-675 «О направлении методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования».
ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Хотелось бы напомнить о важном аспекте внутренней работы работодателя по обучению – инструктажах по охране труда. К сожалению, несоблюдение работниками требований охраны труда, представленных в инструкциях по охране труда и иных локальных документах работодателя, составляет третью часть всех несчастных случаев в стране. Статья 214 Трудового кодекса РФ определяет обязанности работника в области охраны труда, в том числе – проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
Содержание данного аспекта обучения, как инструктаж на рабочем месте, закреплено за работодателем такими давними нормативными правовыми актами, как ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и постановление Минтруда России и Минобрнауки России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны обеспечить проведение инструктажей по охране труда. По своему характеру инструктажи по охране труда подразделяются на вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, повторный инструктаж по охране труда, внеплановый инструктаж по охране труда, целевой инструктаж по охране труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ. Проведение инструктажа по охране труда завершается устной проверкой инструктирующим лицом степени усвоения содержания инструктажа инструктируемыми работниками и другими лицами, принимающими участие в производственной деятельности работодателя. Как правило, это лица, обученные в обучающих организациях Минтруда России и имеющие удостоверение государственного образца о проверке знаний требований охраны труда.
Проведение первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда регистрируется в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте. Следует обратить внимание на качество ведения записей в журнале и оформления журнала, который должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью организации, а также в нем должно быть указано ответственное лицо за ведение журнала. Выписка из журнала регистрации инструктажа на рабочем месте включается в материалы расследования несчастных случаев на производстве. Ответственность за организацию и своевременное проведение инструктажей с работниками, в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ возлагается на работодателя.
«Охрана труда – дело всех и каждого» – незыблемый лозунг всех времён, направленный на обеспечение работодателем безопасных условий и охраны труда работников, был и остается актуальным.
Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность», №7, 2015.