Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

2 ноября 2024 г.

Минтруд России разработал типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению СОУТ, а также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru опубликован проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении типовых условий контрактов на оказание услуг...

Совершенствование системы управления охраной труда на основе концепции управления профессиональными рисками

22 января 2021 г.

Ратификация Россией Конвенции МОТ № 187 (действует в России с 24 февраля 2012 года), а также изменение в 2014-2015 гг. законодательства по охране труда, способствовало возобновлению повышенного интереса работодателей к проблеме создания системы управления охраной труда (СУОТ) на основе концепции управления профессиональными рисками. 




Совершенствование системы управления охраной труда на основе концепции управления профессиональными рисками



Ратификация Россией Конвенции МОТ № 187 (действует в России с 24 февраля 2012 года), а также изменение в 2014-2015 гг. законодательства по охране труда, способствовало возобновлению повышенного интереса работодателей к проблеме создания системы управления охраной труда (СУОТ) на основе концепции управления профессиональными рисками. Актуальность разработки подобной системы обусловлена тем, что использование концепции управления профессиональными рисками создает предпосылки разработки наиболее эффективной СУОТ для обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах, снижения травматизма и профессиональной заболеваемости, в том числе за счет предупреждения аварийных ситуаций.


 

О необходимости и практической полезности внедрения СУОТ на основе управления рисками в организации ранее отмечалось в Руководстве МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001) [1]. Последовательное изложение требований к СУОТ, в которой реализуются принципы управления рисками для профессионального здоровья и безопасности работников, содержится в стандарте OHSAS 18001:2007 [2] (ГОСТ Р 54934-212/OHSAS 18001:2007 [3]).

Полезные рекомендации по разработке современной СУОТ содержатся в ГОСТ 12.0.230-2007 [10], а также ГОСТ Р 12.0.007-2009 [11] и ГОСТ Р 12.0.010-2009  [12]. Как показывает анализ, во многих крупных организациях России в настоящее время уже внедрены и применяются в работе системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности труда (СМ ПЗиБТ), разработка которых выполнена в соответствии с требованиями международных стандартов (наиболее часто в соответствии с OHSAS 18001:2007). Эти системы в организациях используются наряду с традиционной СУОТ.

Практика применения двух систем показывает, что при одинаковой направленности систем параллельное применение их порождает в организации дублирование работ, выполняемых в соответствии с похожими процедурами, в которых задействованы разные специалисты службы охраны труда. Для возможности разработки единой интегрированной системы управления охраной труда (ЕИСУОТ) требуется определить ключевые принципы, на которых должна основываться ЕИСУОТ с тем, чтобы при объединении сохранить важнейшие функции по охране труда, а также достичь более высокой эффективности функционирования ЕИСУОТ, чем каждая из систем в отдельности.

Очевидно, что (так считают многие отечественные специалисты по охране труда, а также специалисты МОТ), предпочтение следует отдать принципу управления профессиональными рисками, который позволяет создать наиболее эффективную ЕИСУОТ для обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах. Проблема объединения систем, однако, заключается в том, что СУОТ и СМ ПЗиБТ базируются на разных концепциях обеспечения безопасности работников, реализация которых обусловливает соответствующие различия в организации практической деятельности в рамках обеих систем и в их эффективности.

Так, СУОТ направлена на выполнение обязательных требований статьи 212 Трудоого кодекса РФ (ТК РФ), а также других федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов. В рамках концепции обеспечения абсолютной безопасности на производстве («Доктрина нулевого риска»), разработанной в советский период, считалось, что выполнение установленных государством правил, норм и требований гарантирует полную безопасность и сохранение профессионального здоровья работников.

Важнейшие задачи и функции по охране труда, которые работодатель обязан выполнять, определены Статьей 212, 217 ТК РФ, а также Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации (далее 
 Рекомендации) [4]. 
















 






В практической деятельности в рамках СУОТ принято считать, что, если определены обязанности и полномочия (возможно, очень подробно) для установленных функций по охране труда, то тем самым определена эффективная система управления. Однако на самом деле в этом случае определяется лишь область организации, в границах которой должен работать руководитель. Основные направления, принципы и механизмы его работы остаются неопределенными. Кроме того, в рамках административной системы высшее руководство рассматривается как участник процесса формирования решений, а не как орган управления этим процессом. СМ ПЗиБТ базируется на концепции управления профессиональными рисками, согласно которой любая деятельность человека потенциально опасна, риск присутствует всегда. Профессиональный риск  риск нанесения ущерба здоровью работника вследствие его трудовой деятельности.

В рамках СМ ПЗиБТ путем управления риском обеспечивается превентивное понижение его уровня до приемлемого, т.е. до уровня, который может поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою политику в области профессионального здоровья и безопасности труда. Приемлемость рисков определяется, в том числе с учетом финансовых возможностей организации. Таким образом, целью СМ ПЗиБТ является обеспечение охраны здоровья и безопасности труда на основе управления профессиональными рисками работников. Согласно п. 3.13 OHSAS 18001:2007, система управления 
 это совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для выработки политики и постановки целей и достижения этих целей. Для случая СМ ПЗиБТ система включает следующие элементы:


I. Планирование работ по охране труда;
II. Организация и функционирование;
III. Проверочные и корректирующие действия (Проверка);
IV. Анализ СУОТ со стороны руководства.



Однако, как показывает анализ, до тех пор, пока все элементы системы не будут между собой согласованы, общие результаты могут оказаться неполноценными, даже если отдельные части системы управления эффективны. В СМ ПЗиБТ взаимосвязь указанных элементов осуществляется по аналогии с циклом Деминга-Шухарта (PDCA 
— Plan — Do — Check — Act:  «Планируйте — Делайте  Проверяйте — Действуйте»). 

Это обеспечивает согласованный цикличный характер деятельности в рамках системы управления (система с обратной связью). Следует отметить плодотворность следования циклу PDCA, поскольку он нацелен на поиск более эффективных способов деятельности (принцип постоянного улучшения). По сути, управление рисками также основано на концепции цикла: идентификация опасностей и оценка рисков — планирование и осуществление  корректирующие действия  оценка и анализ.

В СМ ПЗиБТ все элементы так или иначе связаны с управлением профессиональными рисками. Управление профессиональными рисками служит основой для всех процессов СМ ПЗиБТ. Например, в отличие от СУОТ по результатам идентификации опасностей в СМ ПЗиБТ определяется объем работ по оценке и управлению рисками. Непосредственно анализ результатов оценки рисков позволяет сформулировать проблему, что служит конкретной основой для планирования мер по достижению целей снижения рисков, как в стратегическом плане, так и в рамках оперативного контроля при производственной деятельности. Вместе с тем, элементы системы в комплексе включают также многие другие обязательные процедуры, обеспечивающие эффективное функционирование СМ ПЗиБТ в целом, включая установление целей; распределение ролей, ответственности и полномочий; компетентность персонала, его подготовка и осведомленность; подготовленность к аварийным ситуациям; документирование; управление операциями; измерение и мониторинг; оценивание соответствия; расследование инцидентов; внутренний аудит и анализ СМ ПЗиБТ со стороны высшего руководства.

Таким образом, при разработке ЕИСУОТ необходимо интегрирование функций по охране труда СУОТ и всех процедур СМ ПЗиБТ. При этом должна предусматриваться их корректировка, с тем чтобы обеспечить не только формирование механизмов управления профессиональными рисками, но и учесть необходимость реализации функций по охране труда для выполнении требований Статьи 212 и 217 ТК РФ.
 
Одним из примеров соответствующих пар процедур СОУТ и СМ ПЗиБТ может служить обучение по охране труда и повышение компетентности и осведомленности. Аналогичное требование необходимо выполнять также при интегрировании многоступенчатого контроля по охране труда и соответствующих процедур оценки соответствия, внутреннего аудита и мониторинга результатов деятельности и др. В результате интегрирования разрабатывается единый комплект документов ЕИСУОТ, удовлетворяющий требованиям статьи 212 ТК РФ, а также требованиям стандарта OHSAS 18001:2007.



 









 
 


Как система управления ЕИСУОТ может рассматриваться, в виде подсистемы управления организацией, представляющей собой — совокупность компонентов (одушевленных или неодушевленных), воспринимающая проблемы системы, т.е. ее входы и, которая в соответствии с установленными процедурами (процессами) будучи вынуждена отвечать на них, производит такие выходы, которые обеспечивают достижение цели  максимизации функций входов и выходов [5]. 

Другими словами, вход  проблема, выход — ее решение.

Измерителем выхода, или ценностью решения, является степень, с которой решение, применяемое подразделениями органи­зации, приближает достижение установленных целей в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Таким образом, при создании результативной системы управления следует обращать внимание на основные ее части: вход, процесс, или операции, и выход [6], рисунок 1. Показанный на рисунке 1 «процесс» следует рассматривать как совокупность всех входящих в него процессов.



 
 
Рисунок 1 – Принцип действия ЕИСУОТ

 
Из приведенной на рисунке 1 схемы следует, что система управления состоит из следующих элементов:

— выхода системы (1);  
— воспринимающего органа  (2); 
— канала обратной связи (3); 
— воздействующего механизма (4); 
— входа (5), воспринимающего окружающую среду; 
— Х — блока управления; 
— входа «норма» в блок управление Х, воспринимающего, например, применимые требования по охране труда и другие требования, с которыми организация соглашается, а также политику в области охраны труда. 

Работа системы заключается в том, что после восприятия входами «норма», (4) и (5) проблем организации, в рамках «процесса» производятся установленные действия, в результате которых вырабатываются решения проблемы  выход (1), призванные улучшить показатели данного вида деятельности организации, например, устранение несоответствий требованиям, снижение высоких рисков и т.д.

Степень несоответствия после реализации решения проблемы (например, на первом этапе) оценивается («измеряется») воспринимающим органом (2). Результат измерения передается по каналу обратной связи (3) в блок управления Х, в котором он сравнивается с уровнем, выработанным на предыдущем этапе. В зависимости от величины отклонения (расхождения) с учетом действующих на входе «норма» требований и «политики» органом Х вырабатывается решение о необходимости воздействия на процесс (посредством воздействующего механизма (4)).

После совершения нескольких этапов (циклов), степень несоответствия уменьшается до тех значений, когда заданный и фактический уровень не станут приблизительно равными (органом управления Х расхождение будет признано приемлемым). Естественно, эффективность ЕИСУОТ не может быть выше эффективности управления организацией в целом. В соответствии с требованиями стандарта OHSAS 18001:2007 в СМ ПЗиБТ для обеспечения систематического наблюдения за результатами измерения («Выхода») принятых для оценки показателей деятельности должен быть предусмотрен их мониторинг.

Группировка задач и функций по охране труда в соответствующих элементах СМ ПЗиБТ позволила убедиться в большом сходстве или совпадении их с процедурами, регламентируемыми стандартом OHSAS 18001:2007. Например, для группы сформированной в элементе СМ ПЗиБТ «Планирование» в рамках задач и функций по охране труда работодатель согласно Статье 212 № 197-ФЗ обязан обеспечить в организации наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

В соответствии с требованием п. 4.3.2 стандарта OHSAS 18001:2007 и  п. 3.7.2 Руководства МОТ–СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001) работодатель должен определить действующие законы и правила по охране труда, программы и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя, на основе поддерживаемой процедуры идентификации и оценки законодательных, нормативных и других требований к охране профессионального здоровья и безопасности работников. Как видим, отличие от традиционной СУОТ состоит в том, что в рамках СМ ПЗиБТ работодатель на постоянной основе определяет применимые законы и правила по охране труда, т.е. создается механизм, обеспечивающий непрерывность (цикличность) процесса.

При этом, однако, важно подчеркнуть, что в обоих случаях существует одинаковая нацеленность 
— на требования по охране труда и другие применимые требования, которые работодатель должен соблюдать. Вполне очевидно, при параллельном выполнении указанных процедур идентификации в одной и той же организации будет иметь место частичное дублирование работ.    

Вторая группа задач и функций по охране труда, связанная с элементом «Планирование»,  это условия труда. Работодатель обязан обеспечить организацию и проведение СОУТ (№ 426-ФЗ, № 197-ФЗ, статья 212, Рекомендации, п. 7.3).

Требование стандарта OHSAS 18001:2007 состоит в том, что необходимо разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и установления необходимых мер управления рисками. При этом подчеркивается, что оценку рисков необходимо выполнять на постоянной основе.

Содержание данной группы задач и функций по охране труда имеет много общего с соответствующими процедурами СМ ПЗиБТ. При параллельном выполнении указанных процедур идентификации в одной и той же организации также будет иметь место частичное дублирование работ. Наиболее рационально в рамках ЕИСУОТ их объединить с тем, чтобы они дополняли друг друга. В результате интегрированная процедура будет включать более широкий объем действий, чем каждая процедура в отдельности, что объясняется неполной их идентичностью, однако при дальнейшей оптимизации объем ее может быть существенно сокращен. Аналогичные соответствия были отмечены в других группах задач и функций по охране труда для остальных элементов СМ ПЗиБТ. 

Поскольку основой ЕИСУОТ является управление профессиональными рискамиважно отметить, что непосредственный переход на управление рисками возможен лишь при принятии в организации единой методики, позволяющей оценивать риск на постоянной основе, а также проводить мониторинг необходимых для принятия решений показателей риска и условий труда для конкретных видов производства.
 
Стандарт OHSAS 18001:2007 (п. 4.3.1) содержит требования к процедурам идентификации опасностей, оценки рисков, а также к методологии оценки рисков. Дополнительные рекомендации содержатся в Руководстве МОТ–СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001), ГОСТ 12.0.230-2007, а также ГОСТ 12.0.007-2009 и ГОСТ Р 12.0.010-2009. Кроме того, для этих целей полезны практические пособия [7,8].  В мировой практике используются еще десятки различных методик идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков [9].

В общем случае выбор подходящей методики организация должна осуществлять самостоятельно. Информации в указанных документах в принципе достаточно для того, чтобы определить приемлемый вариант. Важно, что во всех приведенных стандартах и руководствах предполагается широкое вовлечение работников. Например, требования формулируются следующим образом: оценка рисков должна производиться при активном участии всего трудового коллектива работников. Проведенные в разное время время интервью подтвердили высокую осведомлённость работодателей и работников о возможных опасностях и рисках на своих рабочих местах и мер их предотвращения.
























Дополнительно следует отметить, что при проведении идентификации опасностей, оценке и управлении рисками большая часть источников опасностей, а также профилактических мероприятий может быть выявлена при анализе применимых нормативных требований по охране труда, включая требования безопасности применительно к работникам и опасным объектам. Кроме того, большая часть опасностей, в форме вредных и (или) опасных факторов установлены Классификатором к Методике проведения СОУТ, утвержденной приказом Минтруда России № 33н от 24.01.2014 г. Таким образом, проведение идентификации опасностей не должно сводиться только к обходу и осмотру рабочих мест. Необходим также анализ применимых требований охраны труда и других требований, с которыми работодатель соглашается, и обязательное изучение материалов оценки условий труда при проведении СОУТ. Кроме того, весьма важное значение для этих целей имеет анализ данных о травматизме и профзаболеваемости работников.

В заключении следует отметить, что само по себе оценивание рисков и управление ими не является самоцелью ЕИСУОТ. Безусловно, основными методами должны владеть причастные специалисты, а общее представление о рисках должны иметь все работники организации. Однако, по сути, риск, является неопределенностью, которая находится между нами и нашими целями, т.е. является препятствием в производственной деятельности. Важен результат, достигаемый в отношении профессионального здоровья и безопасности работников при применении методов управления профессиональными рисками.

Таким образом, совершенствование СУОТ возможно на основе применения принципов управления профессиональными рисками. Наиболее приемлемым подходом для этого может служить создание на базе традиционной СУОТ единой интегрированной системы управления ЕИСУОТ, которая удовлетворяет требованиям законодательства по охране труда России, а также требованиям международных стандартов (например, стандарта OHSAS 18001:2007). Важно, что подобная система может служить целям развития профилактической работы, основанной не только на сборе данных о травматизме и профзаболеваниях за отчетный период. Применение ЕИСУОТ позволяет удовлетворять также перспективным требованиям законодательства в части развития служб профилактики нарушений профессионального здоровья и безопасности работников и изменений законодательства в области обязательного социального страхования.   







СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


 
1. Руководство по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001) / (ILO-OSH 2001). Guidelines on occupational safety and health management systems, ILO-OSH 2001 (ISBN 92-2-111634-4, Geneva).
2. OHSAS 18001:2007 Occupational health and safety management systems 
 Requirements.
3. ГОСТ Р 54934-212/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования. OHSAS 18001:2007 Occupational health and safety management systems 
 Requirements. (IDT) Издание официальное. Москва, «Стандартинформ», 2012.
4. Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. С изменениями и дополнениями от: 12 февраля 2014 г. Приложение к постановлению Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14.
5. Янг С. Системное управление организацией. Пер. с англ. под ред. С.П. Никанорова, С. А. Батасова. М., «Советское радио», 1972, 456 с.
6. Подлипаев Л.Д. Технология внедрения и постоянного улучшения системы менеджмента качества на предприятии. 
 М.: «Гелиос АРВ», 2004.  408 с.
7. Муртонен М. Оценка рисков на рабочем месте 
 практическое пособие. Серия «Охрана труда»: Международный опыт. Выпуск 1. Опыт Финляндии. МОТ, 2007
8. Охрана труда 
 дело каждого. Это важно для Вас. Это важно для Вашего бизнеса. Основы оценки рисков. Европейское Агентство по обеспечению здоровья и безопасности работников. Бильбао, Испания, электронный ресурс:  http://hwi.osha.europa.eu.
9. IEC/ISO: 31010 Risk management 
 risk assessment techniques.
10. ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования.
11. ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.
12. ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.
13. А. Москвичев, Н. Симоеова, С. Вихров, В. Иванов. «Совершенствование системы управления охраной труда на основе концепции управления профессиональными рисками» // «Охрана труда и социальное страхование», № 9, 2015.

 

Авторы публикации:
Андрей Москвичев, 
Надежда Симонова,
Сергей Вихров
Виктор Иванов











 
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 



 
Отборная и актуальная информация на электронную почту