Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Еженедельный аналитический обзор по охране труда
18 сентября 2017 г.
Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое.
Судебная практика:
нарушение правил охраны труда
По результатам проверки государственной инспекцией труда (далее – ГИТ) ООО «Аура-мебель» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначили административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. Не согласившись с данным постановлением, ООО обжаловало его в суд.
Суд, рассматривая дело, установил, что должностным лицом ГИТ в Челябинской области на основании распоряжения проведена внеплановая проверка в отношении ООО «Аура-мебель» на предмет соблюдения юридическим лицом требований законодательства о труде и об охране труда. По результатам проверки должностным лицом ГИТ составлен акт проверки.
Поскольку в ходе проверочных мероприятий были выявлены нарушения норм действующего законодательства об охране труда, уполномоченное должностное лицо ГИТ в отношении ООО «Аура-мебель» составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а также вынесло постановление, которым организация признана виновной в совершении правонарушения.
Правонарушение ООО состояло в том, что организация в нарушение требований абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ не проводила аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Представитель ООО считал, что оснований для привлечения компании к административной ответственности нет в связи с изменениями, внесенными в ст. 212 ТК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2014 г., которым исключена норма, обязывающая работодателя обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Однако суд указал на неправильное толкование ООО норм трудового законодательства.
Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о такой оценке.
Что аттестация рабочих мест по условиям труда, что специальная оценка условий труда направлены на реализацию обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом изменение способа реализации указанной обязанности (до 01.01.2014 – аттестация рабочих мест по условиям труда, после – специальная оценка условий труда) не влияет на квалификацию действий лица, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Поскольку ООО не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в сфере охраны труда, привлечение к административной ответственности законно и обоснованно (Постановление Челябинского областного суда от 10.09.2014 по делу № 4а14-628)…
По результатам проверочных мероприятий выявлены нарушения требований промышленной безопасности, которые привели к падению башенного крана 26 июня 2017 г., в результате чего получила травмы машинист башенного крана. В нарушение требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» рельсовый путь башенного крана выполнен без разработки проекта на устройство рельсового пути, акт сдачи-приемки рельсового пути башенного крана отсутствует, башенный кран не оборудован приборами безопасности: регистратором параметров работы крана и координатной защитой, клиновые упоры, на ходовых тележках крана не установлены захваты от опрокидывания крана отсутствуют, заключение экспертизы промышленной безопасности о возможности продления срока службы башенного крана отсутствует.
Кроме того, установлено, что перед пуском в работу башенный кран не поставлен на учет в территориальное управление Ростехнадзора. Также опасный производственный объект, где эксплуатируется башенный кран, не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов…
Замминистра труда и социальной звщиты РФ Григорий Лекарев: Минтруд России подготовил проект плана мероприятий по реализации стратегии в интересах женщин
По словам Григория ЛЕКАРЕВА, проект плана включает комплекс первоочередных мероприятий по реализации стратегии по таким направлениям как сохранение здоровья женщин, улучшение их экономического положения, профилактика и предупреждение социального неблагополучия и насилия в отношении женщин, расширение участия женщин в общественно-политической жизни. Замминистра остановился на некоторых положениях проекта плана. «Особое внимание будет уделено совершенствованию программ профилактических осмотров и диспансеризации женщин и девочек, профилактике неинфекционных заболеваний у женщин и рисков их развития, повышению мотивации к ведению здорового образа жизни», – рассказал он.
Для того чтобы женщины могли совмещать воспитание детей и профессиональную деятельность, быть востребованными специалистами на рынке труда, министерство предлагает продолжить программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения ими трех лет…
Серьезных замечаний у аудиторов не было, сообщил источник в пресс-службе «Норникеля», отметив, что одной из целей аудита стал обмен опытом. Основной объект строящегося в Забайкальском крае комплекса – обогатительная фабрика. Ее проектная мощность – 10 млн тонн руды в год. Запустить объект в эксплуатацию планируется в начале ноября. К настоящему времени построены основные производственные, административные, бытовые помещения (общежития). В процессе строительства угольная котельная, которая будет обслуживать всю промышленную площадку…
На кампусе Московской школы управления «Сколково» прошли дебаты Safety Leaders. Безопасность создают люди, а не обстоятельства
Дебаты состояли из 4 секций: кибербезопасность, финансовая грамотность, безопасность на дорогах и охрана труда. Модераторами в этому году стали: Мария РЫБАКОВА телеведущая «Москва 24», Петр ШКУМАТОВ – общественный деятель и координатор «Общества Синих ведерок», Марат САИФУЛИН – Руководитель Федерального общественно–государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров.
Безопасность детей – вопрос волнующий каждого родителя, требующий глубокого подхода с точки зрения возраста, пола, места проживания и других факторов. Как защитить ребенка от физической и психологической травмы? Генеральный директор медиапроекта [Б]езопасность Елена УЛЬЯНОВА отметила: «Сегодня вмешиваться в ментальность наших детей – это практически нереально. Мир остановить невозможно, а вот научить безопасно жить в этом мире – это реальная задача, которую каждый из нас должен перед собой поставить».
Член Совета главных конструкторов АПК «Безопасный город» Юлия ОНИЩУК заявила: «Государство уже располагает инструментами для мониторинга и выявления опасного контента, но медлит с их внедрением. Нужно делать семантический анализ, который по определённым ключевым словам, сочетаниям, хэштегам ищет потенциальные угрозы не только детям, вообще людям, которые пользуются интернетом».
Смертность на российских дорогах является одной из серьёзнейших проблем в стране. Эксперты рассматривают возможность сокращения влияния человеческого фактора во время вождения с помощью внедрения роботизированных систем как в управление автомобилем, так и в элементы дорожно-транспортной инфраструктуры. Основной конфликт в дебатах о безопасности дорожной среды зародился по теме введения беспилотных систем в автомобильное движение. Общественный деятель Дмитрий ЧУГУНОВ утверждает: «Источник проблем дорожного движения – человек: то есть если водителем станет робот, то он будет устранен».
Директор по развитию АО «Группа Т-1» Игорь ХЕРЕШ отметил, что: «На текущий момент недостаточно водителю проходить медосмотр перед рейсом, так как его состояние меняется в течение дня. В связи с этим необходимо вводить комплексные меры, позволяющие контролировать его работоспособность и снижать влияние человеческого фактора». Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Правительства Москвы (ГКУ ЦОДД) Александр ЕВСИН разделил мнения коллег: «Роботы должны дополнять человека, так как только он может контролировать их работу». Говоря о безопасности автомобилистов, генеральный директор «Газпромнефть–Лаборатории» Виктор ЧУЯКОВ отметил, что Россия является крупнейшим импортером высококачественного топлива в Европу. «При этом риск приобретения нелегальных нефтепродуктов по–прежнему велик и несет в себе угрозу здоровью и благосостоянию людей. Для нас широкое обсуждение вопросов топливной безопасности – это возможность обмениваться мнениями и открыто делиться с рынком достижениями в построении эффективной системы контроля качества топлива на АЗС».
Работа организации невозможна без обеспечения ее безопасности и охраны здоровья персонала при помощи надежной защиты от различных рисков, убытки от которых могут быть неисчислимы и невосполнимы. Руководитель направления по промышленной, экологической безопасности, охране труда и гражданской защите структуры региональных продаж «Газпром нефти» Мария БЕЛЯЕВА затронула актуальный вопрос: «Необходимо ли в реалиях нашей страны освещать проблемы охраны труда: кто является конечной заинтересованной аудиторией и волнует ли ее социальная ответственность компании по отношению к рабочим кадрам?».
Олег СЕРДЮК главный редактор Гетсиз.ру заметил: «Для эффективного освещения тематики охраны труда и чтобы заинтересовать общество, необходимы современные способы подачи информации: к примеру, продвижение через блоггеров и их YouTube каналы, телевидение – не панацея». Генеральный директор медиапроекта [Б]езопасность Елена УЛЬЯНОВА призвала спикеров: «Коллеги, пора выходить за узкий профиль! Ну станьте вы более открытыми! Вот вы говорите: конкурс проводим, а мы не знаем! Не будьте узкопрофильными! Нам нужно общение в информационном пространстве безопасности производства. Просто нам нужно об этом говорить»…
Согласно информации Национального управления по вопросам трудовых отношений (NLRB) Tesla нарушила права трудящихся, потребовав от них подписать соглашение о конфиденциальности, которое может запрещает им рассказывать об условиях работы и вопросах безопасности на предприятии компании в Фримонте, штат Калифорния.
Управление также расследовало обвинения рабочих в том, что компания запугивала и притесняла их, а также нарушала права трудящихся в соответствии с федеральным трудовым законодательством. В Tesla все обвинения отрицают. Компания должна ответить на обвинения до 14 сентября. В NLRB назначили слушания на 14 ноября перед судьей по административному праву в Окленде, штат Калифорния…
Также конвейеры на участке розлива цельномолочного цеха и на складе готовой продукции не оборудованы автоматической светозвуковой сигнализацией, сблокированной с пусковым устройством, предупреждающей о запуске конвейера. В молокохранилище и маслоцехе отдельные технологические каналы не ограждены, а к сложному оборудованию допущены работники, не прошедшие обязательное психиатрическое освидетельствование…
Есть несколько причин. Как только данная процедура была введена на законодательном уровне, мы опубликовали в журнале статью, предостерегая от преждевременного перехода с аттестации рабочих мест на специальную оценку труда <статья Н.В. Герасимовой «Специальная оценка условий труда: стоит ли торопиться ее проводить?», № 3, 2014>. Прошло более двух лет – и чиновники заговорили о проведении безотлагательной спецоценки. В каких же случаях ее пора проводить? Как обязательность влияет на бухгалтерский учет и налогообложение? Ответ на этот вопрос вряд ли прояснят чиновники, но мы постараемся закрыть пробел.
Что такое безотлагательная оценка условий труда?
Этим прилагательным данное мероприятие по охране труда характеризуют чиновники Минтруда России в Письме от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597. В разъяснении сказано, что безотлагательная спецоценка проводится, когда истек срок действия результатов аттестации следующих рабочих мест:
– работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
– в связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях;
– на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или их специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Специальная оценка условий труда на рабочих местах, не относящихся к безотлагательным, может проводиться поэтапно, но должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. На это обращено внимание в упомянутом Письмеот 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597. В нем также сказано, что с 1 января 2015 г. вступили в силу поправки, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ, вводящие административную ответственность за нарушение порядка проведения оценки или ее непроведение.
Тем самым чиновники недвусмысленно дают понять, что проигнорировавшие безотлагательную спецоценку условий труда подпадут под санкции, что также отделяет это мероприятие по охране труда от обычной (не безотлагательной) оценки…
Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) (ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон № 426-ФЗ). От результатов проведения СОУТ зависит в том числе уровень социальной защищенности работников, а именно:
– предоставление работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, государственных гарантий и компенсаций, их размеры;
– действия работодателя по улучшению условий труда и обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.
Очевидно, что СОУТ у работодателя должна быть качественной, а ее результаты – достоверными. Для этого Роструд и государственные инспекции труда в субъектах РФ осуществляют контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства о СОУТ. А с 16 июня 2017 года порядок осуществления такого контроля закреплен в комментируемом Административном регламенте…
Так, перечислены факторы, которые оказывают воздействие на работников. Это, например, принятие принудительных мер медицинского характера по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших особо опасные общественные деяния; стресс работников, связанный с постоянным общением с такими лицами; постоянное планирование контроля мер безопасности.
При отнесении условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочих местах дополнительно оценивается их травмоопасность. В случае отнесения условий труда по результатам оценки травмоопасности рабочих мест к опасному классу итоговый класс (подкласс) условий труда на таких рабочих местах повышается на одну степень. Предусмотрены идентификация экспертами потенциально вредных (опасных) производственных факторов, проведение их исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах под контролем уполномоченного лица работодателя…
Как он отметил, спецоценка условий труда – это требование Федерального закона, который вступил в силу с января 2014 года. В соответствии с ним, такая проверка должна быть проведена работодателями на всех рабочих местах до конца 2018 года. В то же время пока на Вологодчине в бюджетной сфере проведена оценка порядка 64 % всех рабочих мест, во внебюджетной сфере – 50%.
В России оценку проводят 600 аккредитованных в Минтруде РФ организаций, на территории области – их всего шесть. Олег БЕЛОВ вместе с экспертами одной из таких организаций и представителями СМИ проверил условий труда на Вологодской кондитерской фабрике. Здесь с помощью специального оборудования были проведены замеры на уровень шума и пыли на рабочих местах специалистов-дражировщиков. Все данные, полученные в результате замеров, будут направлены в специальную лабораторию. По итогам исследования работодатель разработает мероприятия, направленные на улучшение условий труда…
Но случаи несоблюдения требований законодательства в рамках проведения СОУТ все еще остаются достаточно распространенными. Во многих просчетах виноваты экспертные организации, но большая их часть допускается работодателями и комиссиями по осуществлению СОУТ на самом раннем подготовительном этапе.
Как составить перечень рабочих мест для СОУТ?
Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест представляет собой задачу первостепенной важности для комиссии. Как показывает практика, трудности возникают именно на данном этапе. Причина кроется в подсчете количества рабочих мест по должностям (с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками). В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ под рабочим местом подразумевают определенное пространство, занимаемое работником, или куда ему требуется прибыть для выполнения должностных обязанностей, находящееся под прямым или косвенным контролем работодателя.
Количественные расчеты
Для безошибочного выполнения расчетов требуется понимать, сколько работников задействовано на одном рабочем месте в одно и то же время. Если в организации одновременно трудится 3 бухгалтера в одинаковом временном режиме, без смен и вахтового метода, то в список рабочих мест для СОУТ вносится 3 рабочих места по должности «бухгалтер».
Если речь идет о 4 охранниках, работающих в режиме «сутки через трое» (4 работника сменяют друг друга – на рабочем месте одновременно только один охранник), в списке для СОУТ отражают только одно рабочее место, на котором посменно трудится 4 человека. Чаще всего ошибки случаются при внесении в перечень рабочих мест с одинаковым наименованием, оборудованием, помещениями, а также нестационарных рабочих мест, особенно со сменным или вахтовым режимом работы.
Избежать просчетов можно, придерживаясь нехитрого правила – количество рабочих мест равняется числу одновременно работающих на нем сотрудников. Например, 6 фрезеровщиков работают в 2 смены на 3 станках в одном цеху. На протяжении смены каждый фрезеровщик поочередно работает на всех трех станках, значит, в список вносится 3 рабочих места. В случае соответствия определенным признакам эти рабочие места могут быть признаны аналогичными, что позволит минимизировать траты на СОУТ.
Чтобы упростить оформление списка рабочих мест, члены комиссии по СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. Такой подход может быть целесообразным в отдельных ситуациях, но будет ошибочным, если:
– один работник применяет более одной единицы оборудования;
– два и более работника одновременно используют одно и то же оборудование.
То же самое можно сказать о нестационарных рабочих местах, рабочие зоны которых могут меняться территориально. Нельзя расценивать в качестве одного рабочего места нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием.
Наименование рабочего места для СОУТ
Безошибочное внесение наименований рабочих мест в перечень, также важно, как и правильное количество. Согласно инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, наименование должности в документации специальной оценки условий труда должно полностью совпадать со своим аналогом, зафиксированным в штатном расписании предприятия.
Случается, что комиссия из соображений коммерческой тайны предоставляет экспертной организации по СОУТ перечень рабочих мест, не соответствующий оригинальному штатному расписанию. Однако в процессе дальнейшего применения результатов СОУТ при назначении льгот и гарантий выясняется, что спецоценкой были охвачены не все рабочие места.
В таких ситуациях инспекционные проверки могут обернуться судебными разбирательствами, приводящими к выводу о неполноте проведения СОУТ по причине отсутствия сведений по отдельным должностям. Избежать подобных оплошностей можно только путем внимательного отслеживания совпадения наименований вносимых в материалы СОУТ с должностями, зафиксированными в действующих документах по штатному составу.
С такой же проблемой часто сталкиваются организации, которые проводят реструктуризацию, чтобы оптимизировать бизнес. Процесс, как правило, связан с изменениями наименований должностей без заметных преобразований условий труда и должностных обязанностей.
Многие работодатели не видят в этой ситуации причин для проведения внеплановой СОУТ. Но они ошибаются, поскольку наименования должностей в перечне СОУТ, зачастую не совпадают со своими аналогами в новом штатном расписании и прочих документах…
На камчатском рыбообрабатывающем заводе прокуратура выявила грубые нарушения трудового законодательства и нормативных требований охраны труда
В нарушение действующего законодательства руководители и специалисты Общества, занимающиеся организацией работ, не проходили обучение и проверку знаний по охране труда, обучение других работников безопасным методам и приемам работ не проводится. Правила и инструкции по охране труда для работников предприятия не разработаны.
Работники допускаются к труду на опасном производстве без прохождения обязательного предварительного (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров. Список должностей и профессий работников, которые в обязательном порядке должны проходить такие медосмотры, на предприятии отсутствует. В нарушение «Правил по охране труда при эксплуатации холодильных установок» одна из камер холодильника (помещения для хранения замороженной рыбопродукции) не оборудована системой светозвуковой сигнализации «человек в камере», сигнал от которой должен поступать в помещение с дежурным из числа обслуживающего персонала.
Специальная оценка условий труда на рабочих местах рыбоперерабатывающего завода Общества и рыбопромыслового участка (река Тигиль) не проводилась. Это лишает некоторых трудовых прав рыбаков, рыбообработчиков и иных работников, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах. В частности, в отсутствие оценки условий труда работники не могут рассчитывать на сокращенную продолжительность рабочего времени, повышенную оплату труда и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
На момент проверки в трудовых книжках многих работников Общества отсутствовали записи о приеме на работу и выполняемой работе, в книге учета и движения трудовых книжек соответствующих записей также не было. Вопреки трудовым нормам, запрещающим привлечение лиц моложе 18 лет для выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, в июле этого года на завод приняты и работали в качестве рыбообработчиков двое 17-летних ребят…
Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников»
Утверждены следующие новые статистические формы:
1) Годовые отчетные формы, действующие с отчета за 2017 год:
– № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»;
– № 1-Т(условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
– № 2-ГС(ГЗ) «Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации»;
– № 2-МС «Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих»;
– № 1-Т(ГМС) «Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориями персонала»;
2) Месячную – с отчета по состоянию на 1 февраля 2018 года:
– № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате»;
3) Месячные отчетные формы с отчета за январь 2018 года:
– № 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;
– № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
– № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов»;
4) Квартальные отчетные формы с отчета за I квартал 2018 года:
– № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников».
Предоставление данных по утвержденным формам федерального статистического наблюдения осуществляется по адресам и в сроки, указанные в формах. Ранее действовавшие формы, по которым подавались такие сведения, признаны утратившими силу…
Необходимость разработки обусловлена принятием Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 448-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций», которым понятийный аппарат Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» дополнен термином «обучение мерам пожарной безопасности».
Указанный термин определен как организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни.
Федеральным законом от 28 мая 2017 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», программам пожарно-технического минимума был придан статус программ дополнительного профессионального образования. Указанные изменения коррелируются с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и позволяют применять его нормы к деятельности по обучению лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, мерам пожарной безопасности.
Разработка проекта приказа обусловлена необходимостью создания единообразного подхода ко всем субъектам деятельности по обучению лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, требованиям пожарной безопасности.
Проектом приказа правовые нормы, регулирующие деятельность в сфере обучения по программам пожарно-технического минимума, приведены в соответствие с правилами организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам…
Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменения в пункт 4 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
Федеральным законом от 7 июня 2017 года № 116-ФЗ «О внесении изменении в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на федеральный орган исполнительной власти были возложены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленной сфере деятельности.
При осуществлении данного полномочия Федеральная служба по труду и занятости будет контролировать соблюдение проверяемыми организациями условий доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Федеральным законом от 7 июня 2017 года № 116-ФЗ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в данной сфере, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым определены механизм и порядок организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий.
В соответствии с утвержденным Заместителем Правительства Российской Федерации О.Ю. ГОЛОДЕЦ планом-графиком (от 7 августа 2017 года № 5645п-П12) до декабря 2017 года будут внесены изменения в административный регламент осуществления соответствующей контрольно-надзорной функции в части осуществления государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в сфере установленной деятельности Роструда.
Учитывая, что государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг как отдельный вид контроля отсутствует, а реализация Федерального закона № 116-ФЗ должна осуществляться Рострудом в рамках существующих полномочий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, внесение изменений в Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324, не требуется. Данный вывод согласован Минэкономразвития России…
Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 366 и статью 367 Трудового кодекса Российской Федерации (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)»
В этой связи Правителсьвто Российской Федерации был дан ряд поручений (пункт 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. МЕДВЕДЕВА от 9 сентября 2016 г. № ДМ-П12-58пр; пункт 37 плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р).
В настоящее время дублирование отдельных требований к безопасности условий труда в нормативных правовых актах влечет за собой параллелизм действий должностных лиц органов надзора при проведении оценки соблюдения организациями и предприятиями обязательных требований и, соответственно, допускают возможность «двойного» наказания работодателей (например, в виде штрафов) за одни и те же нарушения…
ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В 2004 г. в Великобритании была принята Стратегия безопасности здоровья на рабочих местах. Основа стратегии заключается в том, что безопасность труда и здоровье работников является важной составляющей современного цивилизованного общества. Цель этой стратегии – снижение уровня смертности и тяжелых травм на производстве на 10%, уровня профессиональных заболеваний на 20%, потери рабочего времени по нетрудоспособности (заболеваний) до 30%. Стратегия направлена на достижение понимания того, что здоровье работников и безопасность рабочих мест являются основной частью современного конкурентоспособного бизнеса.
Особое внимание Стратегии уделяет бюджетной сфере, которая станет образцом безопасного труда для частного сектора. Контроль за исполнением Стратегии возложен на Комиссию по охране и безопасности труда (Health and Safety Executive), которая подчиняется Министерству труда и пенсий Великобритании. Большое внимание уделено развитию социального партнерства и социального диалога с профсоюзами, деловыми ассоциациями, а также установлению сотрудничества и партнерских отношений с региональной и местной властью.
В стратегии выделяются следующие направления:
– Развитие партнерства;
– Оказание поддержки работников в получении преимуществ от эффективного управления охраной труда и безопасностью на рабочих местах, развитие культуры безопасного труда и ответственности за здоровье работников;
– Работа Комиссии по охране и безопасности труда, направленная на снижение травмоопасности и риска повреждения здоровья на рабочих местах;
– Распространение стратегического видения (установление двусторонних коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами).
Целью Стратегии не является достижение общества без рисков, а формирование общества, в котором построена современная система оценки и управления рисками. Оценка и управление рисками в области охраны труда является коллективной ответственностью, и значительная роль в ней отводится работодателю.
Интересна практика работы Комиссии по охране и безопасности труда по доведению до каждого работника и работодателей знаний по охране труда на рабочем месте. Выпущено значительное количество специализированных материалов, которые рассчитаны на различные целевые аудитории. Они в наглядной, удобной и простой форме информирует работодателей и работников организаций об основных требованиях Закона об охране здоровья работников и безопасности труда.
Процедура оценки рисков описана просто и понятно: «пять шагов оценки рисков», результаты оценки рисков вносятся в специальную регистрационную карту для анализа и составления плана мероприятий по снижению профессиональных рисков и ликвидации угроз повреждению здоровья работника. Обязательно требование возобновления процедуры оценки профессиональных рисков с периодичностью не реже одного раза в год. Таким образом, можно достичь требуемой степени контроля над факторами, несущими риск угрозы здоровья на рабочем месте, и построить современную систему управления профессиональными рисками, в которой охватывается каждое рабочее место в организациях всей страны, и поддерживать ее в актуальном состоянии.
На сайте комиссии (www.hse.gov.uk) размещены методики, рекомендации, законодательные нормы и правила, экспертная информация, примеры лучшей практики в сфере охраны труда, популярные брошюры, специальные формы и прочие материалы, детально структурированные по разделам, подразделам и отраслям для удобства использования в расчете на аудиторию любого уровня подготовки.
В центре особого внимания Комиссии – малый бизнес, для которого были разработаны специальные упрощенные формы и методики оценки профессиональных рисков, информационные и нормативно-методические материалы, облегчающие восприятие и усвоение правил техники безопасности и основных обязанностей работодателя и работника по управлению рисками, определенные Законом об охране здоровья работников и безопасности труда.
Интересен также опыт Великобритании в целенаправленном развитии среди бизнес-сообщества политики корпоративной социальной ответственности, через которую становится возможным эффективно решить многие актуальные вопросы охраны труда и здоровья работников. Руководителям предприятий, членам советов директоров и правлений посвящены специальные материалы правительственного офиса Объединенного Королевства, в краткой форме излагающие их обязанности в сфере охраны труда и преимущества конкурентоспособных здоровых условий труда для ведения успешного бизнеса.
ОХРАНА ТРУДА В ФИНЛЯНДИИ
Образцом для многих стран Евросоюза в области охраны труда стала Финляндия, которая имеет многолетний и успешный опыт работы по управлению профессиональными рисками и улучшению условий охраны труда на предприятиях. Особенное внимание уделяется вопросам организации управления охраной труда и механизмам внедрения системы управления профессиональными рисками через институт профсоюзов – корпоративная программа нулевого травматизма. На каждом рабочем месте ведется профсоюзный учет различных факторов (как физических, так и психологических), потенциально опасных для здоровья работника, налажена формализованная и стандартизированная система учета профессиональных рисков, степени их вероятности и характера влияния на здоровье. Важно, что профсоюзам и самому работнику отводится активная роль в оценке профессиональных рисков и мерах по их снижению рисков путем соблюдения требований безопасности труда.
Особый интерес представляет исследование «Здоровье и мир труда: содействие здоровью на рабочем месте как инструмент улучшения и продления трудовой жизни», которое было проведено по заказу министерства социальных дел и здравоохранения Финляндии. По итогам этого исследования были сформированы рекомендации, которые нашли отражение в директивах стран Евросоюза.
В Еврокомиссии реализацией политики в области охраны труда занимается Европейское агентство по охране и безопасности труда (European Agency for Safety and Health at Work). Основными направлениями работы агентства являются: содействие и поддержка социального партнерства и усиление трехстороннего сотрудничества в сфере охраны труда и защиты здоровья работников. На втором месте – распространение знаний по охране труда. Третье направление – поддержка политики в сфере охраны труда, проведение исследований опасности профессиональных рисков….
Достойный труд дает работникам и их семьям финансовые средства, которые они вкладывают в местную экономику. Рост их покупательной способности стимулирует экономический рост и развитие жизнеспособных предприятий, в особенности малых, которые в свою очередь могут создать большее число рабочих мест, повысить заработную плату и улучшить условия труда своих работников. В результате государство получает больше налоговых поступлений, которые могут быть направлены в социальную сферу – на меры по защите тех, кто не может найти работу или нетрудоспособен.
Четыре ключевых направления Программы достойного труда МОТ – это стимулирование создания рабочих мест, гарантии трудовых прав, расширение социальной защиты, продвижение социального диалога, причем во всех случаях – с учетом обеспечения гендерного равенства. Все эти направления крайне важны для реализации общей Повестки дня в области устойчивого развития.
Достойный труд для всех позволяет сократить неравенство и усилить устойчивость в период кризисов. Политические меры, разработанные на основе социального диалога, призваны помочь отдельным людям и целым сообществам решать проблемы, связанные с изменением климата, и создавать более жизнеспособную экономику. Не менее важно и то, что достойная работа помогает людям обрести достоинство, надежду и чувство социальной справедливости, а это позволяет обеспечить и поддерживать социальный мир.
Не удивительно, что в ходе глобальных консультаций по вопросам Повестки дня на период до 2030 года люди назвали достойную работу в числе своих главных приоритетов. Как отметил Генеральный секретарь ООН Пан Ги МУН, цели на период до 2030 года «отвечают чаяниям всего человечества, надеждам на достойную жизнь без нищеты, голода и неравенства, когда все мужчины и женщины, девочки и мальчики смогут реализовать свой потенциал. Эти цели обязывают всех нас стать ответственными гражданами планеты, заботиться о тех, кому меньше повезло, а также защищать экосистемы и бороться с изменениями климата, ведь от этого зависит жизнь на Земле».
Не следует недооценивать вызовы, с которыми нам предстоит столкнуться в сфере труда. Безработица в мире остается на недопустимо высоком уровне – 200 млн человек, еще сотни миллионов – «работающие бедные». Кроме того, в предстоящие 15 лет нам придется иметь дело с масштабными изменениями форм работы, обусловленными переменами в области технологий, окружающей среды и демографической ситуации.
И все же даже в условиях происходящих изменений мы можем реализовать концепцию устойчивого развития и программу преобразований на период до 2030 года, если все мы объединимся в глобальное партнерство с участием правительств, бизнеса и профсоюзов, а также многосторонних организаций, гражданского общества и отдельных людей. Каждый из нас должен внести свой вклад и сделать так, чтобы никто не остался в стороне».
генеральный директор
Международной Организации Труда
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию актуальную брошюру, подготовленную экспертами Международной Организации труда – «Достойный труд и повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».