Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое
Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин:
на новую подпрограмму "Безопасный труд" будет направлено более 200 млн рублей в 2018-2020 годах
С 2018 года Государственная программа «Содействие занятости населения» будет расширена за счет включения в ее состав новой подпрограммы «Безопасный труд». Актуальность разработки подпрограммы «Безопасный труд» обусловлена необходимостью реализации задач по снижению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и смертности в трудоспособном возрасте, а также внедрения на предприятиях комплекса мероприятий по культуре безопасного труда.
«Инвестиции в обеспечение безопасного труда – это не только немалые экономические выгоды от сокращения издержек в связи с вредными условиями труда, но и повышение производительности труда и улучшение качества выпускаемой продукции и услуг, – прокомментировал Министр труда и социальной защиты РФ Максим ТОПИЛИН. – Создание условий для формирования культуры безопасного труда – основной вектор развития системы охраны труда в России».
«В 2018-2020 годах на новую подпрограмму «Безопасный труд» из федерального бюджета будет направлено более 200 млн рублей», – сообщил он. «Подпрограммой предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на разработку и внедрение предупредительной модели управления охраной труда, а также модернизация инструментов государственного управления охраной труда, направленных на сохранение здоровья работников», – рассказал глава Минтруда России.
В частности, запланировано проведение ежегодного мониторинга внедрения организациями системы управления охраной труда с участием региональных органов исполнительной власти. «По итогам мониторинга будет сформирован портфель наилучших доступных решений созданных систем управления охраной труда по разным видам экономической деятельности», – отметил Максим ТОПИЛИН.
«Также планируется разработать систему непрерывного обучения на всем протяжении трудовой деятельности работников и работодателей по охране труда, в том числе модуль дистанционного обучения и проверки знаний», – сообщил он...
КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ В РАЗРАБОТКЕ ПРОФСТАНДАРТОВ ПРИНАДЛЕЖИТ РАБОТОДАТЕЛЯМ
Об этом в рамках круглого стола о разработке новых профстандартов и актуализации ресурса «Справочник профессий» заявила заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова. Она напомнила, что на сегодняшний день Минтрудом России издано 1086 профстандартов в 34 областях профессиональной деятельности.
Замминистра обратила внимание, что профстандарты обязательны для применения в двух случаях. Первый – когда соответствующие требования установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими особые условия допуска к выполнению работы. Это могут быть постановления Правительства России, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций, имеющих исключительные права регулирования, которыми установлены квалификационные требования к конкретным работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности. Второй – когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений.
«Конструкция, какая сегодня есть, такой и будет. Если есть специальные требования, там, где государство декларирует особые требования к работникам, они будут обязательны для применения. Все остальное будет носить рекомендательный характер, – отметила Любовь ЕЛЬЦОВА. – С 2000 года работодатели самостоятельно принимают решения по найму персонала, формированию штатных расписаний. Нет жесткой привязки к квалификационным справочникам. У нас будет длительный переходный период, когда будут существовать несколько справочников: ЕКС, ЕТКС и профессиональные стандарты. Это связано с тем, что достаточно большое количество работников имеют льготы и компенсации».
Она также заметила, что «если работодатель стремится к повышению производительности труда, конкурентоспособности на рынке, то он стремится к внедрению профессиональных стандартов». Любовь ЕЛЬЦОВА напомнила, что ВНИИ труда Минтруда России ежемесячно проводит бесплатные семинары по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов. Замминистра отметила, что сейчас много дискуссий ведется о том, какие профессии будут исчезать, какие будут появляться.
«Мы видим тенденцию, что профессии остаются одними и теми же, но при этом расширяются компетенции, у человека появляются новые знания и навыки». Она сообщила, что Минтруд России планирует в этом году внести некоторые изменения в информационную систему «Справочник профессий»: «Учитывая, что мы базируемся на профессиональных стандартах, каких-то глобальных изменений именно в Справочнике профессий не будет, но мы планируем более тщательно подойти к его наполнению».
РОССИЯ ВЗЯЛА КУРС НА ОПЕРЕЖАЮЩУЮ "МОДЕРНИЗАЦИЮ"
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ РАБОТНИКОВ
России необходимо конвертировать знания в добавленную стоимость и осуществить переход от искусственного баланса занятости, существующего сегодня, к балансу компетенций, в противном случае к 2025 году 10 миллионов образованных россиян могут оказаться невостребованными. Об этом говорится в совместном исследовании «Россия 2025: от кадров к талантам», подготовленном The Boston Consulting Group, WorldSkills Russia и Global Education Futures.
По мнению авторов исследования, сценарий опережающей модернизации — единственно возможный для того, чтобы Россия могла сохранить глобальную конкурентоспособность. «К 2025 году дефицит кадров категории "знание" (занимаются аналитической и творческой работой – ред.) составит более 10 миллионов человек. При этом около 10 миллионов человек могут оказаться невостребованными, что остро ставит вопрос о необходимости масштабной системной переквалификации», – отмечают они.
«Для того, чтобы сохранить конкурентоспособность в современном мире, России необходимо решить фундаментальную задачу по качественному изменению рынка труда и увеличению доли высококвалифицированных профессионалов. Следует в масштабе страны научиться конвертировать знания в добавленную стоимость и осуществить переход от искусственного баланса занятости, существующего сегодня, к балансу компетенций», – отмечают авторы исследования.
ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП
Эксперты отмечают, что с точки зрения экономического развития Россия находится на переходном этапе между экономикой ресурсов и экономикой знаний, к которой принадлежат страны-лидеры, такие как Япония, США, Германия, Сингапур. «Для них характерны высокий уровень дохода (ВВП на душу населения более 50 тысяч долларов), развитая цифровая экономика, стареющее образованное население (медианный возраст 45 лет, третичное образование у 60%), высокий индекс человеческого развития и высокая доля человеческих ресурсов категории "знание" — более 25%, а это один из ключевых показателей конкурентоспособности страны. В России сегодня доля категории "знание" составляет лишь 17%, несмотря на предпосылки, характерные для лидера (высокое покрытие третичным образованием, высокое проникновение интернета, достаточно высокий ИЧР)», – отмечается в исследовании.
Согласно выводам исследования, к 2025 году дефицит категории «знание» превысит 10 миллионов человек. Этот разрыв между реальной ситуацией на рынке труда и потребностями экономики обусловлен несколькими базовыми причинами: отсутствие критической массы спроса на знания, того, что система образования не готовит кадры для экономики знаний, а также не создана среда для развития и самореализации человека.
НОВЫЙ ПОДХОД
«России необходимо кардинально повысить свою привлекательность как работодателя», – подчеркивают эксперты. «В условиях, когда 98% населения страны отдают приоритет безопасности и стабильности, но не возможностям роста и развития на работе, трудно ожидать, что люди активно будут развивать свои компетенции», – отмечает партнер-эксперт BCG и руководитель практики госсектора Константин ПОЛУНИН, добавляя, что престиж профессий, требующих длительного сложного обучения и высокой квалификации, — таких как врач, педагог, научный работник, — подорван в немалой степени и существующей системой оплаты труда...
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПОДПИСАЛ ЗАКОН ОБ УТОЧНЕНИИ
ПОРЯДКА ГОСКОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Закон устанавливает возможность проведения органами
госконтроля проверки соблюдения работодателями требований
трудового законодательства, установленных нормативными
правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР.
Так, согласно закону, трудовые инспекторы смогут контролировать соблюдение предоставляемых работникам гарантий по установлению районных коэффициентов к зарплате и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по досрочному назначению страховой пенсии по старости по отдельным видам работ.
Это будет способствовать защите трудовых прав работников. Документ опубликован на портале правовой информации...
АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ: О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ
(НАДЗОРЕ) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
Предлагаем вашему вниманию комментарий к Приказу Минтруда России
от 21.04.2017 № 377н «Об утверждении административного
регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости
государственной функции по осуществлению государственного
контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства
Российской Федерации о специальной оценке условий труда».
Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) (ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон № 426-ФЗ). От результатов ее проведения зависит в том числе уровень социальной защищенности работников, а именно:
– предоставление работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, государственных гарантий и компенсаций, их размеры;
– действия работодателя по улучшению условий труда и обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.
Очевидно, что СОУТ у работодателя должна быть качественной, а ее результаты – достоверными. Для этого Роструд и государственные инспекции труда в субъектах РФ осуществляют контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства о СОУТ. А с 16.06.2017 порядок осуществления такого контроля закреплен в комментируемом Административном регламенте.
ДЛЯ КОГО ДЕЙСТВУЮТ НОВЫЕ ПРАВИЛА
Административный регламент распространяется:
– на работодателей, то есть юридических лиц и предпринимателей:
– работников, то есть физических лиц - граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
– организации, проводящие СОУТ.
При этом Административный регламент не действует:
– для надомников;
– дистанционных работников;
– работников, нанятых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТРУДОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ
Должностные лица Роструда и трудовых инспекций имеют право:
– беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения требований законодательства о СОУТ;
– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для проверки;
– предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
– составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности...
"ЧТО ТАКОЕ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА И ЧЕМ ОНА ЗАНИМАЕТСЯ":
РУКОВОДСТВО МОТ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Изменения, произошедшие в структуре рынков труда и в трудовых
отношениях, резко повлияли на процесс реорганизации инспекций труда.
Так, сегодня инспекциям нужно более эффективно обеспечивать
соблюдение законов, принимая профилактические меры, предоставляя
консультации и выявляя случаи нарушения законодательства. Многие из
произошедших изменений, такие как субподряд, аутсорсинг и
распространение недекларируемой или нелегальной работы, связаны с
появлением новых бизнес-моделей и новых способов производства, с
глобализацией и растущей трудовой миграцией, а также с
технологическими новшествами.
Неожиданные и масштабные сбои на национальных рынках труда, обусловленные нынешним финансовым и экономическим кризисом, стали проверкой способности инспекций труда обеспечивать соблюдение трудового законодательства в условиях сокращений персонала, закрытия предприятий и появления связанных с кризисом временных форм занятости (таких как распределение работы, разделение ставок и частичная безработица).
На инспекциях труда эти перемены отразились по-разному. В некоторых странах в рамках общей программы сокращения государственных расходов сократили финансирование инспекций и штат инспекторов. В других стратегия была прямо противоположной: несмотря на финансовые трудности, инспекции труда были усилены, что свидетельствовало о признании важной роли этих органов в период нестабильности на рынке труда.
В целом можно сделать вывод о том, что реформирование инспекции труда не входило в число приоритетных задач антикризисной политики стран. И все же в этот период осознание роли инспекции в защите прав работников постепенно возрастало, и это, возможно, заставило некоторые правительства укрепить потенциал и повысить эффективность инспекций труда. В этом контексте мы приветствуем публикацию настоящего Руководства. Данная публикация – важный источник информации об инспекции труда и о том вкладе, который инспекции труда вносят в развитие своих стран, предотвращая несчастные случаи на производстве, защищая работников и содействуя улучшению условий их труда.
Успешно работающие инспекции труда способствуют повышению производительности, поскольку обеспечивают достойные условия труда, а это в равной степени отвечает интересам и работников, и работодателей. Инспекция труда остается одним из ключевых институтов, призванных обеспечить практическую реализацию сформулированной МОТ Программы достойного труда. Инспекция играет важнейшую роль в обеспечении соблюдения принципов и прав, вытекающих из международных трудовых норм. Выражаю признательность всем коллегам, которые внесли вклад в подготовку настоящего Руководства. В частности, благодарю Елену ПЕРЕС (Ms. Helena Perez) и Марию ЛУС ВЕГА (Ms. Maria Luz Vega), которые координировали процесс подготовки публикации.
Также выражаю признательность Каролине ОЖЕ (Ms. Caroline Augé), Анжеле ОНИКЕПЕ (Ms. Angela Onikepe) и Джоанне РУФЛИ (Ms. Johanna Ruefl i). Кроме того, мы признательны коллегам из Бюро по деятельности трудящихся (ACTRAV), Бюро по деятельности работодателей (ACTEMP) и Департамента норм (NORMES) за сотрудничество в подготовке настоящего руководства.
Джузеппе Касале,
директор Программы регулирования
вопросов труда и инспекции труда
Предлагаем вашему внимание Руководство МОТ для работодателей
«Что такое инспекция труда и чем она занимается».
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ: РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В МОДЕЛИРОВАНИИ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ
Полученные данные выявили необходимость понимания роли человеческого фактора в этиологии несчастного случая. Традиционные модели этиологии несчастного случая уделяли недостаточно внимания человеческому фактору. Элементы, относящиеся к действиям человека, связывались с ошибкой в цепи непосредственных событий, приведших к несчастному случаю. Лучшее понимание того как, когда и почему действия человека влияют на возникновение несчастных случаев, увеличит нашу способность делать прогнозы относительно влияния человеческого фактора и поможет предотвратить несчастные случаи. Был разработан ряд моделей, пытающихся показать, какую роль в несчастных случаях играет человеческий фактор.
МОДЕЛИ ЭТИОЛОГИИ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ
В новейших моделях усилена роль человеческого фактора вне цепи непосредственных событий, результатом которых стал несчастный случай. Теперь подобные модели имеют тенденцию рассматривать дополнительные факторы и более широкие обстоятельства несчастного случая. На рисунке 56.3 проиллюстрированы детали такого подхода. Например, факторы, связанные с деятельностью человека, типа опыта работы и руководства, могут рассматриваться как ошибка в непосредственной цепи событий, приведшая к несчастному случаю, так и в качестве существовавших ранее факторов, оказывающих влияние на эту последовательность.
Необходимо исследовать две эти главные составляющие человеческого фактора (факторы влияния и последовательность событий), отмеченные на воображаемой оси времени, где зафиксирован только порядок их появления – сначала факторы влияния, а затем последовательность событий – но не масштаб. Обе эти компоненты являются существенными для понимания этиологии несчастного случая.
ПРИРОДА ОШИБОК
Таким образом, существенным компонентом обеспечения безопасности является понимание природы, времени появления и причин ошибок. Одной из важнейших и уникальных характеристик ошибки, отличающей ее от других факторов, может служить то обстоятельство, что ошибка является нормой поведения человека. Ошибка играет основную роль в обучении новым навыкам и режимам работы, а также в поддержании этих навыков. Только путем исследования границ взаимодействия с окружающей средой – и, следовательно, совершения ошибок – люди могут узнать, каковы эти границы. Это существенно не только для выработки новых навыков, но и для совершенствования и сохранения старых. Степень, до которой люди проверяют границы своих навыков, связана с уровнем риска, на который они готовы пойти.
Похоже, ошибки являются постоянным компонентом поведения человека. Исследования показали, что они встречаются примерно в двух третях несчастных случаев со смертельным исходом, случившихся на производстве. Поэтому возникла необходимость разработки теории того, какую форму принимают ошибки, когда и почему они могут возникнуть. Хотя многие аспекты человеческих ошибок еще не поддаются нашему пониманию, нынешний уровень знаний позволяет сделать некоторые предположения относительно типов ошибок. Знание этих типов позволит, мы надеемся, направить наши усилия в верном направлении и предотвратить ошибку или, по крайней мере, смягчить нежелательные ее последствия. Одним из наиболее важных элементов природы ошибки является то, что это не унитарное явление. Несмотря на то, что традиционные методы анализа несчастного случая часто трактуют ошибку как единую сущность, которую нельзя разложить на составляющие, можно выделить несколько способов проявления ошибок...
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
За рубежом используются различные модели зарубежных пенсионных систем, которые включают разнообразные институты социальной защиты – государственное оциальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование. Подробности – в подборке РИА Новости.
За рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты — государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и др. Как правило, построенные по «накопительной» или «распределительной» схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Пенсионная система Великобритании является одной из старейших в мире (существует с 1908 года) и наиболее сложных по организации, регулированию и набору возможностей. Британские пенсионеры могут получать как базовую пенсию от государства, так и трудовую пенсию из национальной страховой системы, зависящую от заработка и стажа.
Базовую государственную пенсию получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, ее размер зависит от стажа. Ее уровень ограничен и индексируется государством в соответствии с инфляцией. Государство гарантирует ее в размере 20% средней зарплаты работника. Трудовая пенсия тоже формируется за счет взносов работника, но уже пополам с работодателем. Она напрямую зависит от размера выплат и составляет чуть более 20% от дохода. Кроме того, здесь существует множество способов накопления частных пенсий — от корпоративных программ на предприятиях до развитой системы добровольных пенсионных накоплений в НПФ.
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ
Пенсионная система Германии основана на принципе солидарности поколений – работающие оплачивают содержание нынешних пенсионеров в госфонд, потом из него же получают свою пенсию. Чем больше взносов они платят сейчас, тем больше пенсионных прав получат потом.
Средний взнос немецкого гражданина в пенсионный фонд составляет около 20% от ежемесячной заработной платы, при этом половину оплачивает работодатель. Во время службы гражданина в армии или декретного отпуска у женщин взносы платит государство. Сама пенсионная формула рассчитывается с учетом индивидуальных коэффициентов, накопленных за всю трудовую жизнь. Они зависят от возраста выхода на пенсию (в Германии – 67 лет), стажа, размера зарплаты и вида самой пенсии. В дополнение к государственной существует производственная пенсия от предприятий, многие работающие участвуют в негосударственных пенсионных фондах и имеют личный пенсионный план.
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ
Пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. В среднем, пенсионер получает пенсии из трех касс, а в случае многопрофильной карьеры их число может превысить пять. Управление режимами осуществляется на паритетных началах «социальными партнерами», то есть представителями профсоюзов или ассоциаций как работников, так и работодателей, под контролем государства. Участие в базовом и дополнительном страховании является обязательным, пенсионные взносы распределены между наемным работником и работодателем. Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд предусмотрены в размере 16,35%.
Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель. Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты, рассчитываемой за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия — около 6 тысяч евро в год, максимальная в два раза больше.
Минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет. Если француз проработал 41 год, то он будет получать полную пенсию. Если трудовой стаж меньше — размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65. Если гражданин выходит на заслуженный отдых в 65 лет, то он будет получать свое пособие полностью вне зависимости от того, когда начал трудиться. В 2013 году французское правительство представило проект очередной пенсионной реформы. Этот шаг поможет справиться с дефицитом пенсионной системы, который в 2011 году составил 14 миллиардов евро, а к 2020 году может достичь 20 миллиардов евро.
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА ШВЕЦИИ
Пенсия в Швеции состоит из трех частей – условно-накопительной, накопительной и гарантированной (обязательный минимум). Первая формируется из взносов работников, составляющих 16% от заработной платы. Эти деньги переводятся в обязательства, которые индексируются в зависимости от демографической и экономической ситуации. Накопительная часть тоже зависит от заработной платы работника, но это уже реальные деньги на его счету, которые можно инвестировать через НПФ и УК...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ
ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКА
Условия трудовой деятельности с самых древних времен предъявляли особые требования к человеческому организму. В самом начале исторического пути работающего человека эти требования и соответствующие им риски носили естественный природный характер. Однако в такт неизбежному техническому прогрессу внешняя производственная среда стала приобретать все более техногенные черты, несвойственные естественной среде обитания живых организмов вообще и человека в частности.
Скорость, с которой человек изменяет среду своего существования в неизбежном стремлении сделать ее все более комфортной, несопоставима с природой естественных процессов, протекающих в биосфере. Формирование приспособительных механизмов требует много времени. Любое изменение внешней среды активизирует процессы естественного отбора, что закрепляет вновь приобретенные способности живой системы в генетическом материале будущих поколений. Если требование для данного биологического вида оказалось слишком серьезным – вид вымирает.
К счастью, вымирание человечеству в ближайшей перспективе, скорее всего, не грозит. Однако расплата за жизнь в цивилизованном мире не заставляет себя ждать. Эта расплата проявляется, прежде всего, в новых формах нарушений психического и физического здоровья. Изменения окружающего мира под воздействием антропогенных (обусловленных деятельностью человека) факторов, как правило, не являются остро фатальными (как, например, в случае с динозаврами), однако, происходят столь стремительно, что большинство людей не успевают к ним адекватно адаптироваться.
Среда, в которой человек осуществляет свою трудовую деятельность, как правило, является наиболее требовательной. Поэтому изучение физиологических процессов в организме, которые происходят под воздействием профессиональной среды, является очень важным этапом прогнозирования и профилактики возможных нарушений здоровья и, следовательно, оценки профессиональных рисков.
Профессиональное переутомление является наиболее ранней естественной физиологической защитной реакцией организма на трудовую нагрузку. Оно проявляется в тот момент, когда способности организма адекватно реагировать на трудовую ситуацию начинают истощаться и возникает риск нарушения здоровья. Системы организма начинают перестраиваться в восстановительный режим, поэтому включается процесс торможения, блокирующий господствующий рабочий акт. Продолжение работы с тем же качеством в состоянии утомления требует значительных волевых усилий. В разумных пределах это способствует тренировке работоспособности (эффект закаливания), но если систематически игнорировать потребности организма в восстановлении, возможно развитие патологических состояний, которые могут отразиться на последующей работоспособности, а также на физическом и психическом здоровье.
По результатам исследований ГОЛЬЦЕВОЙ Т.П. состояние эмоционального напряжения, утомления и стресса, возникающее в процессе труда, негативно сказывается на эффективности профессиональной деятельности.
Профессиональное утомление далеко не всегда сопряжено с чувством усталости, особенно когда работа очень интересна. В данном случае усердного работника подстерегает опасность переутомиться, даже не заметив этого. В этом состоянии организм наиболее подвержен риску инфекционных и других заболеваний, психические возможности также быстро истощаются.
Систематический труд в состоянии утомления может приводить к серьезным последствиям, вплоть до тяжелых форм общих, профессиональных, психосоматических («от головы»), заболеваний, апатии, депрессии и пр. Во многих организациях, проводивших исследования работоспособности, принято считать, что нездоровый «трудоголизм» сотрудников в среднесрочной перспективе приводит к негативным экономическим последствиям.
В работах Зеленовой М.Е., Захарова А.В. подтверждается связь профессионального утомления с синдромом эмоционального выгорания, при котором работники становятся апатичными и эмоционально отстраненными от производственной ситуации в целом, что характерно для представителей коммуникативных профессий (продавцы-консультанты, преподаватели и т.д.).
Исследования Леоновой Е.С. подтверждают, что профессионально-обусловленное зрительное утомление является значимой донозологической формой зрительных расстройств, ведущей к развитию близорукости и прогрессированию имеющихся оптических нарушений у работников зрительно-напряженного труда на железнодорожном транспорте – машинистов и диспетчеров поездов. В данном случае зрительное утомление можно рассматривать как частный случай общего профессионального утомления, при котором какая-то одна физиологическая система задействована в процессе труда больше, чем другие.
В российской действительности, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, где достаточно сложно проводить долгосрочное планирование, стратегия частой смены кадров взамен «свежевыгоревшему» персоналу, все еще остается популярной. Поэтому трудоголики, готовые работать день и ночь, все еще крайне востребованный продукт российского рынка труда....
|
|
Благодарим за проявленный интерес!
|
|
|