Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Безопасность персонала при обслуживании и ремонте воздушных линий связи

20 декабря 2018 г.

Все чаще стала распространяться практика совместной подвески линий связи на линиях электропередач 0,4 кВ. Это связано с экономической целесообразностью. Затраты на строительство новых линий значительно выше затрат на подвеску линий связи на существующие линии электропередач. Но с точки зрения охраны труда эксплуатация и техническое обслуживание таких линий — это дополнительные риски, связанные с наличием вблизи линии электропередач. Для организации безопасного труда на таких линиях требуется целый комплекс мероприятий для обеспечения безопасности работ.
 


Все чаще стала распространяться практика совместной подвески линий связи на линиях электропередач 0,4 кВ. Это связано с экономической целесообразностью. Затраты на строительство новых линий значительно выше затрат на подвеску линий связи на существующие линии электропередач. Но с точки зрения охраны труда эксплуатация и техническое обслуживание таких линий — это дополнительные риски, связанные с наличием вблизи линии электропередач. Для организации безопасного труда на таких линиях требуется целый комплекс мероприятий для обеспечения безопасности работ.
 


При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий связи (далее — ЛС), совместно подвешенных на опорах с высоковольтными линиями электропередач 0,4 кВ (далее — ВЛ–04 кВ), возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:
 
– повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
– проведение работ на высоте;
– повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и материалов;
– повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
– повышенная подвижность воздуха;
– наведенное напряжение на отключенных воздушных линиях электропередачи и ЛС.
 
Основные конструктивные характеристики и условия эксплуатации ВЛ–0,4 кВ должны соответствовать «Правилам устройства электроустановок» (Приказ Минэнерго РФ «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» от 20 мая 2003 года № 187 (вместе с «Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).  Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5»), а линий связи — соответственно «Правилам технического обслуживания и ремонта линий кабельных, воздушных и смешанных местных сетей связи», утвержденным Минсвязи Российской Федерации 7 октября 1996 года).
 
Данные линии должны находиться в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасные условия труда. Работы по техническому обслуживанию и ремонту ЛС, связанные с использованием подъемников (вышек) и подъемом на опоры, при совместной подвеске ЛС на общих опорах с ВЛ–0,4 кВ, являются работами в действующих электроустановках.

Такие работы необходимо выполнять с оформлением наряда допуска.
 
Работы на ЛС без подъема на опоры (для обходов и осмотров) с целью выявления дефектов и нарушений правил технической эксплуатации ЛС могут проводиться одним лицом с группой по электробезопасности не ниже III.  В труднопроходимой местности (горы, болота и т. п.) и в условиях неблагоприятной погоды (дождь, снегопад, туман) обход и осмотр ЛС осуществляются не менее чем двумя работниками. Перед началом работ проводится целевой инструктаж по охране труда, в ходе которого работники знакомятся с особенностями производства работ в данной местности.
 
Письменным распоряжением работодателя должно быть оформлено предоставление его работникам прав: выдающего наряд, распоряжение; ответственного руководителя работ; производителя работ (наблюдающего), а также права единоличного осмотра.
 
Право выдачи нарядов и распоряжений предоставляется работникам из числа административно-технического персонала организации, обладающего знаниями электротехники в объеме не ниже специализированного профессионально-технического училища, который имеет группу по электробезопасности IV — в электроустановках напряжением до 1000 В.
 
Ответственными руководителями работ назначаются работники из числа административно-технического персонала организации, обладающие знаниями электротехники в объеме не ниже специализированного профессионально-технического училища, которые имеют группу по электробезопасности IV — в электроустановках напряжением до 1000 В.
 
До начала ремонтных работ руководитель подразделения в письме в адрес владельца ВЛ–0,4 кВ должен указать:
 
– цель работ;
– информацию о необходимости отключения ВЛ–0,4 кВ;
– работников, которым может быть предоставлено право выдачи наряда, которые могут быть назначены ответственными руководителями, производителями работ, членами бригады (и подтвердить группы этих работников).
 
Не реже одного раза в год, до начала ремонтного сезона, руководители подразделений (владельцы линий совместной подвески), совместно с владельцами ВЛ–0,4 кВ, обследуют эти линии с целью выявления имеющихся нарушений габаритов и других неисправностей для их немедленного устранения.
 
Обо всех выявленных нарушениях составляется двухсторонний акт с указанием ответственных за устранение дефектов и сроков выполнения необходимых работ (акт в след. дайджесте). Персонал, обслуживающий линии связи, совместно подвешенные на общих опорах с воздушными линиями электропередачи напряжением 380/220 В, должен иметь перечень линий, которые после отключения находятся под наведенным напряжением, быть ознакомлен с этим перечнем и значениями наводимого напряжения. Наличие наведенного напряжения на ЛС должно быть записано в строке «Отдельные указания» наряда.
 
При наличии на отключенных ВЛ–0,4 Кв и ЛС наведенного напряжения перед соединением или разрывом электрически связанных участков (проводов, тросов) необходимо уровнять потенциалы этих участков. Потенциалы уравниваются путем соединения проводником этих участков или установки заземлений по обе стороны разрыва (предполагаемого разрыва) с присоединением к одному заземлителю (заземляющему устройству).
 
К самостоятельной работе по обслуживанию линий связи (кабельных и воздушных с изолированными и неизолированными проводами), совместно подвешенных на опорах ВЛ-0,4 кВ, допускаются:
– лица не моложе 18 лет,
– прошедшие медицинское освидетельствование и допущенные к работе на высоте,  
– прошедшие инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда.
 
Работники, выполняющие работы по обслуживанию линий связи (кабельных и воздушных с изолированными и неизолированными проводами), совместно подвешенных на опорах ВЛ–0,4 кВ, должны быть обеспечены специальной одеждой, специальной обувью, выполнять работы с применением электрозащитных средств (диэлектрические перчатки, штанги).

Подниматься на опору со стороны цепи, находящейся под напряжением, и переходить на участки траверс, поддерживающих эту цепь, не допускается.

Работники, обслуживающие линии совместной подвески, обязаны:

– выполнять требования правил внутреннего трудового распорядка;
– производить на месте работы, которые определены нарядом-допуском;
– знать правила пользования средствами индивидуальной защиты;
– уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от воздействия электрического тока и при других несчастных случаях;
– выполнять требования инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
– о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, немедленно сообщить непосредственному руководителю, принять срочные меры по оказанию пострадавшему первой доврачебной помощи, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь или доставить пострадавшего в учреждение здравоохранения;
– поставить в известность непосредственного руководителя о неисправности оборудования, инструмента и всех выявленных недостатках.
 
Перед началом работы выдающий наряд, отдающий распоряжение, ответственный руководитель работ, производитель работ в проводимых ими целевых инструктажах, помимо вопросов электробезопасности, должны дать четкие указания по технологии безопасного проведения работ, использованию грузоподъемных машин и механизмов, инструмента и приспособлений.

При работе по наряду целевой инструктаж должен быть оформлен в соответствующей таблице бланка наряда-допуска подписями работников, проведших и получивших инструктаж.

При работе по распоряжению целевой инструктаж должен быть оформлен в соответствующей графе Журнала учета работ по нарядами распоряжениям.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту ЛС, связанные с подъемом на опоры при совместной подвеске ЛС на общих опорах с ВЛ–0,4 кВ, проводятся не менее чем двумя работниками, один из которых (производитель работ) должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV, а другой (член бригады) — не ниже III.

Ответственный руководитель работ (IV группа по электробезопасности) должен назначаться при работах с применением механизмов и грузоподъемных машин, а также в зонах расположения коммуникаций и интенсивного движения транспорта и при выполнении работ двумя бригадами и более.

Выдающему наряд (группа по электробезопасности не ниже IV) разрешается назначать ответственного руководителя работ и в других случаях, помимо перечисленных выше.


Ответственность за выполнение технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ, возлагается:
– по ВЛ-0,4 кВ — на владельца ВЛ-0,4 кВ;
– по ЛС — на владельца ЛС.
 
При допуске на рабочее место, при снятом напряжении, ответственному руководителю работ (производителю работ) необходимо убедиться:

– в отключенном состоянии коммутационных аппаратов и наличии запрещающих плакатов на ВЛ-0,4 кВ и ЛС;
– в отсутствии напряжения на проводах ЛС;
– в заземлении проводов ЛС;
– в исправности опор совместной подвески проводов ВЛ-0,4 кВ и ЛС;   
– в отсутствии напряжения на цепях ВЛ-0,4 кВ;
– в отсутствии напряжения на фидерных линиях при наличии линий проводного вещания (радиофикации);
– в наличии заземления с двух сторон несущего троса, кабеля связи и проводов ЛС.
 
Если снять напряжение с проводов линии электропередачи невозможно, работу разрешается производить без снятия напряжения с применением деревянной или стеклопластиковой лестницы или авто вышки с изолированной люлькой, причем люлька автовышки не должна касаться проводов или опоры.
 
Допускается также обслуживание линий совместной подвески с применением когтей (лазов) и металлических лестниц, но обязательно в диэлектрических перчатках и диэлектрических галошах, с использованием инструмента с изолирующими рукоятками. Предварительно необходимо убедиться в отсутствии напряжения на токоотводах (заземляющих спусках) и проводах ЛС. На участках, не отвечающих требованиям технических норм, работать следует только со снятым напряжением.


Перед началом работы следует:
 
– проверить необходимый инструмент и убедиться в его исправности (в исправности приспособлений, механизмов и средств защиты);
– надеть установленную спецодежду и другие средства индивидуальной защиты.
 
Перед подъемом на опоры с токоотводами (заземляющими спусками) надо убедиться в отсутствии напряжения на токоотводе. Приступать к работе разрешается только после проверки отсутствия постороннего опасного напряжения на токоотводе и ЛС.

Для проверки наличия постороннего опасного напряжения на токоотводах и ЛС необходимо использовать сначала указатель напряжения выше 1000 В. После того как будет установлено, что напряжение выше 1000 В отсутствует, следует проверить наличие постороннего напряжения указателем напряжения до 1000 В.


При выходе на линию электромонтеры должны иметь при себе электрозащитные средства: указатель напряжения выше 1000 В, указатель напряжения до 1000 В, перчатки диэлектрические, обувь специальную диэлектрическую (галоши, боты), ручной изолирующий инструмент, заземления переносные, лестницы приставные изолирующие стеклопластиковые, а также очки защитные, когти (лазы) монтерские, предохранительный пояс, телефонный аппарат, аптечку для оказания первой помощи, инструменты и материалы, необходимые для устранения повреждения при аварии.


С момента допуска бригады к выполнению работ необходимо вести постоянный надзор за ней, который возлагается на производителя работ, указанного в наряде-допуске.


При производстве работ по подвеске и регулировке проводов на опорах электросети подвешиваемые провода заземляются. Для предупреждения касания натягиваемого провода и проводов пересекаемой линии электропередачи необходимо через натягиваемый провод до его подъема перекинуть веревки с обеих сторон пересекаемой линии. Концы веревок закрепляются за вбитые в землю колья. Длина веревки равна двойному расстоянию от земли до высшей точки натягиваемого провода после его закрепления. Натяжение и регулировку проводов необходимо производить в защитных очках и диэлектрических перчатках, поверх которых надеваются хлопчатобумажные рукавицы. Рукавицы должны быть короче диэлектрических перчаток.


При этом запрещается подниматься выше верхнего провода ЛС или троса с подвешенным кабелем.

Запрещается производить работы:

– во время грозы или при ее приближении, а также во время дождя, тумана, снегопада и скорости ветра более 15 м/сек;
– без включения при совместной подвеске на линиях связи абонентских защитных устройств типа АЗУ-6, а на станциях — при включении линии в гром-полосу или станционное оборудование;
– с приставных лестниц при натяжении проводов и для поддержания на высоте тяжелых деталей и т. п.
 
Если пролет линии совместной подвески пересекает дорогу, с обеих сторон дороги должны быть поставлены посты для предупреждения об опасности.
Запрещается устранять самостоятельно повреждения в электросети. После устранения таких повреждений необходимо до производства работ на ЛС при помощи указателей напряжения убедиться в том, что на ЛС нет постороннего опасного напряжения и только после этого приступить к выполнению работ.

При обнаружении на ЛС постороннего напряжения электромонтер не имеет права приступать к работе. Он должен поставить в известность своего непосредственного руководителя и диспетчера участка электросети.

В случае обнаружения оборванного провода ВЛ-0,4 кВ напряжением до 1000 В, соприкасающегося с проводами ЛС, необходимо:

– принять меры, исключающие возможность прикосновения к оборванному проводу проходящих людей;
– немедленно сообщить об обрыве провода организации, которой принадлежит линия электропередачи, своему непосредственному руководителю и диспетчеру участка электросети;
– не приступать к ремонтным работам до устранения повреждения работниками электросети.
 
Соблюдение всех вышеуказанных мер — залог безопасности проведения работ на ЛС, совместно подвешенных на линиях электропередач.
 
Автор:
Владимир Александрович Сенченко,
ведущий специалист по охране труда Службы охраны труда

Волгоградского филиала МРФ «Юг» ОАО «Ростелеком»


 


Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».
 
Источник публикации: otpb.com.ru.