Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

24 декабря 2024 г.

Минздрав России: о перечне заболеваний, при наличии которых лица не могут быть допущены к педагогической деятельности

Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Формирование культуры безопасности у студентов при изучении профильных дисциплин

11 июля 2019 г.

В статье рассматриваются вопросы формирования информационной составляющей культуры безопасности у студентов при изучении дисциплин профильной направленности. Целью исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий формирования информационной составляющей в сфере культуры безопасности студентов вуза с использованием методов интерактивного обучения...

В статье рассматриваются вопросы формирования информационной составляющей культуры безопасности у студентов при изучении дисциплин профильной направленности. Целью исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий формирования информационной составляющей в сфере культуры безопасности студентов вуза с использованием методов интерактивного обучения.
 

Авторы статьи:
 
Е.Ю. Александрова,
кандидат педагогических наук,

доцент кафедры естественных наук
ФГБОУ ВО Мурманский государственный
 арктический университет, г. Мурманск

А.А. Челтыбашев,
кандидат педагогических наук,

доцент кафедры технической механики
и инженерной графики
ФГБОУ ВПО Мурманский государственный
технический университет, г. Мурманск


И.П. Карначев,
доктор технических наук,

ведущий научный сотрудник
Филиала «Научно-исследовательская лаборатория
ФБУН Северо-Западный научный центр  гигиены
и общественного здоровья» Роспотребнадзора,
г. Кировск, Мурманской обл.
 
 
Результаты исследования по формированию культуры безопасности студентов позволили выделить следующие информационные составляющие: умение осуществлять поиск информации в области безопасности; умение осуществлять обработку информации, связанную с вопросами обеспечения безопасности; умение представлять информацию, связанную с проблемами обеспечения безопасности; умение передавать информацию в области безопасности, которые в свою очередь определяются рядом показателей. Организационно-педагогические условия формирования культуры безопасности студента включают организационно-управленческие и научно-методические условия.
 
Необходимость обеспечения сохранности здоровья и жизни студентов определяет актуальность поиска новых ресурсов для развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Необходимо добиться того, чтобы эти меры были приняты молодежью, востребованы ими, перешли в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства – формирование массовой культуры безопасности.
 
Как отмечает Ю.Л. ВОРОБЬЕВ, культура безопасности представляет собой состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризующееся отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности [2]. Целью культуры безопасности выступает безопасность как состояние среды, достигаемая через совокупность экономических, материально-технических, философских, гражданско-правовых и других аспектов деятельности человека. Данное состояние достигается через формирование личности, выступающей носителем специфичных качеств – личности безопасного типа.






 
Для разработки методических основ формирования культуры безопасности необходимо определить объекты, у которых будет сформирована данная культура и которые выступят ее носителями, и методы воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств [2]. Высшим уровнем формирования культуры безопасности является общество и государство, а системообразующим фактором обеспечения безопасности выступают социальные и государственные ценности и приоритеты. Ведущую роль по организации формирования культуры безопасности в соответствующих сферах берут на себя федеральные органы исполнительной власти, МЧС России, а также Министерство науки и образования РФ.
 
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Не случайно, в письме Министерства образования и науки России от 30.08.2005 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопасности образовательного пространства, органам управления образованием было предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изучении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время [4]. Как отмечено в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., модернизация основного общего и высшего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся [3].
 
Для решения этих задач необходимы педагогические кадры с ярко выраженной и сформированной личной культурой безопасности. Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых – формирование и развитие у обучающихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности. Этот аспект был рассмотрен в работах таких ученых как, В.Н. МОШКИН, Л.Н. ГОРИНА, Л.А. МИХАЙЛОВ, В.В. ПОПАДЕЙКИН, Ю.В. РЕПИН, А.М. ЯКУПОВ, С.В. ПЕТРОВ, Ю.Л. ВОРОБЬЕВ, В.В. ГАФНЕР и др. Среди основных задач формирования культуры безопасности выделяют следующие:
 
– снижение количества происшествий в образовательном учреждении;
– убеждение работников и обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;
– воспитание сознательного отношения к безопасности;
– внедрение в образовательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;
– создание безопасных условий труда и учебы.






 
Главными методами и средствами воздействия с целью формирования культуры безопасности являются: повышение знаний в области безопасности жизнедеятельности, развитие умения ориентироваться в информации, формирование моральных и нравственных представлений индивида, учет психологических особенностей, что позволит в дальнейшем ограничить количество угроз и рисков. Исходя из этого, создание условий в вузе, способствующих формированию культуры безопасности у студентов, является одной из важных задач современного высшего образования. При этом важным аспектом формирования культуры безопасности у студентов, которые сознательно осуществляют свою деятельность, делают конкретные жизненные выборы, является формирование информационной составляющей культуры безопасности, которая позволяет человеку самостоятельно находить необходимую информацию в области безопасности, анализировать ее, пропуская через себя и осознанно совершать поступок, осознавая опасность окружающего мира.
 
Анализ научной литературы показывает, что сложность изучения феномена культуры безопасности обусловлена её многоаспектностью. Но, несмотря на значительное число научных трудов, посвященных рассмотрению проблемы формирования культуры безопасности, востребованность приобретают исследования, связанные с рассмотрением структуры и содержания информационной составляющей культуры безопасности, теоретико-методологических подходов к организации процесса её формирования, организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса на занятиях в вузе.
 
Говоря о методах обучения, способствующих решению данных задач, отметим, что, по мнению ряда ученых (М.В. КЛАРИНИ.В. КУРЫШЕВА, В.В. НИКОЛИНА, Ж.В. РАССКАЗОВА, С.Б. СТУПИНА и др.), большое значение отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную деятельность, общение, взаимодействие преподавателя и студентов, позволяют выстроить образовательное пространство, ориентированное на формирование информационной составляющей культуры личности. Однако, и здесь остаются мало исследованными вопросы применения интерактивных методов обучения в практической деятельности преподавателя вуза для формирования информационной составляющей культуры безопасности студентов.
 
Поэтому наше исследование предполагает теоретическое обоснование и экспериментальную проверку организационно-педагогических условий формирования информационной составляющей  культуры безопасности студентов вуза с использованием методов интерактивного обучения. Для подтверждения положения о возможности и необходимости формирования информационной составляющей культуры безопасности студентов нам было необходимо определиться в понимании самого термина «информационная составляющая культуры безопасности», а  также в наборе тех показателей, которые позволяют судить о ее сформированности. 
 
По мнению О.А. САЛЬНИКОВОЙ все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления: все теоретические знания должны стать средством решения практических задач; задача высшего образования – не увеличивать информированность обучающихся, а помочь им самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях, самостоятельно добывать требуемую информацию [5]. И это качество личности представляется особенно важным при оценке потенциальной опасности окружающего мира.






 
Информационная составляющая культуры безопасности представляет собой обладание «новой грамотностью», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации в области безопасности, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств [1]. На рис. 1 представлены основные информационные составляющие культуры безопасности личности по группам умений, которые и были положены нами в основу исследования. Исследование проводилось со студентами 1 курса, обучающимися по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили: Безопасность жизнедеятельности. Дополнительное образование: безопасность труда) в сентябре 2017 г.
 
Для оценки показателей, характеризующих уровень сформированности информационной составляющей культуры безопасности студентов на этапе констатирующего и контрольного экспериментов, были использованы следующие задания: 
 
1) на поиск информации (9 критериев оценки): поиск информации о происшествиях природного характера; работа с Интернет-ресурсами, официальными сайтами МЧС России и Мурманской области;
2) на обработку информации (4 критерия оценки): подсчет количества пострадавших, жертв, материального ущерба, оформление в виде таблиц;
3) на представление информации (6 критериев оценки): составление аналитического отчета о происшествиях природного характера, оформление в форме презентации;
4) на передачу информации (3 критерия оценки): выступление, ответы на вопросы и обсуждение в группе.
 
Оценка, предусмотренная для каждого показателя (Р1, Р2, Р3 и Р4), составляла от 0 до 11 баллов (по каждому из 22-х критериев по 4-ом группам умений – от 1 до 2 баллов). Выставление баллов по каждому показателю (Р) зависело от уровня сформированности умений, составляющих культуру безопасности студентов (рис. 1) с использованием разработанных нами шкал оценки. Так, для примера в таблице 1 представлена шкала оценки в баллах для показателя Р1.
 
 

Рис. 1.  Структура информационной составляющей культуры
безопасности 
по группам умений.


 
Низкий уровень присваивался если значение Рn ≤ 3, средний уровень определялся при значении 3 < Рn ≤ 7; оптимальный уровень – при значении 7 < Рn. Затем производился подсчет количества студентов (в %) по каждому уровню (таблица 2). Обобщив результаты проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента, мы пришли к выводу, что информационная составляющая культуры безопасности личности не является естественным новообразованием, а требует целенаправленного её формирования через группу методов, выбранных, как наиболее результативные для возрастной категории студентов 1-х курсов.

 
 
Таблица 1. Критерии оценивания и перевод в баллы (max = 18) для показателя Р1
 
Критерии 0 баллов 1 балл 1,5 балла 2 балла
1) извлечение информации, связанной с безопасностью, из разных источников Не умеет извлекать информацию, связанную с безопасностью В основном использует информацию из 1 источника Использует информацию не более, чем из 1-2 источников Использует разные источники информации (более 3-х)
2) нахождение требуемых источников информации Не умеет осуществлять поиск требуемых источников Предпринимает попытки осуществить поиск требуемых источников Обнаруживает требуемый источник, испытывая значительные затруднения С легкостью осуществляет поиск требуемого источника
3) использование различных видов чтения Не знаком с видами чтения Предпринимает попытки использовать
1-2 вида чтения
Использует разные виды чтения, испытывая значительные затруднения В совершенстве использует различные виды чтения
4) определение избытка и недостатка информации в тексте Не умеет давать оценку представленной информации в области безопасности Предпринимает попытки дать общую оценку информации в области безопасности Понимает присутствие недостатка / избытка информации Умеет объяснить недостаток / избыток информации
5) использование нормативно-правовой документации в области безопасности Не умеет работать с нормативно-правовой документацией в области безопасности Пытается найти необходимую информацию с использованием нормативно-правовой документации в области безопасности Обнаруживает необходимую информацию, но зачастую не в самой верной трактовке Умеет сравнивать информацию из нормативно-правовой документации в области безопасности, выбирать под конкретные задачи
6) определение первичных и вторичных источников информации в области безопасности Не умеет определять первичность источника информации, связанной с проблемами обеспечения безопасности Предпринимает попытки в определении первичности источника Выделяет первичные источники, но иногда допускает незначительные ошибки Правильно определяет первичные источники информации, связанной с проблемами обеспечения безопасности
7) использование сносок, примечаний, цитат, библиографии Не умеет делать ссылки и сноски / Не применяет цитаты по тексту Делает ссылки по тексту, но не использует цитирование Использует ссылки и сноски, не всегда уместно применяет цитирование Использует ссылки и сноски, применяет цитирование
8) определение основной идеи в текстах и изображениях, связанных с безопасностью Не умеет выбирать главную информацию, связанную с безопасностью Делает попытки выделить главное, допуская значительные ошибки Делает попытки выделить главное, допуская незначительные ошибки Умеет выделять главные мысли в текстах и изображениях, связанных с безопасностью
9) понимание зависимостей, выраженных в графической форме Не понимает зависимостей в области безопасности, выраженных в графической форме Пытается объяснить зависимость в предлагаемой информации в области безопасности Объясняет информацию, связанную с безопасностью, допуская незначительные ошибки Объясняет информацию, отражает зависимости, представленные в информации  
 
 
 
Таблица 2. Результаты анализа уровня сформированности показателей информационной составляющей культуры безопасности студентов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в %)
 
Рn
(в %)
Низкий Средний Оптимальный
Конст. Контр. Конст. Контр. Конст. Контр.
Р1 46,7 26,65 46,7 46,7 6,6 26,65
Р2 46,7 20,0 46,7 53,3 6,6 26,7
Р3 46,7 13,3 53,3 80,0 0,0 6,7
Р4 26,7 13,3 66,7 40,0 6,6 46,7
Рср 41,7 18,3 53,4 55,0 4,9 26,7
 
 
 
Результаты констатирующего эксперимента показали, что:
 
1) если формирование информационной составляющей культуры безопасности не вести целенаправленно, то оно будет происходить стихийно, а значит, сформированная таким образом, культура безопасности не может быть достаточной;
2) сформированность информационной составляющей культуры безопасности на начало проведения экспериментальной работы является недостаточной, что обусловлено традиционным обучением, слабым интересом к формированию культуры безопасности личности в целом, поэтому считаем необходимым определить оптимальные организационно-педагогические условия для формирования культуры безопасности личности.
 
На формирующем этапе эксперимента была проведена работа по созданию организационно-педагогических условий и их внедрению в процесс формирования культуры безопасности студентов. Среди организационно-педагогических условий формирования информационной составляющей культуры безопасности нами были выделены два уровня: организационно-управленческий и научно-методический. К организационно-управленческим условиям относились:
 
1) информатизация процесса обучения, применение ИКТ на занятиях по дисциплинам профильной направленности со студентами;
2) создание акмеологической среды для формирования мотивации и самореализации студентов;
3) упор на самостоятельную работу студентов с использованием интерактивных методов обучения;
4) организация работы по формированию культуры безопасности на основе сотрудничества всех субъектов образовательного процесса;
5) разработка и внедрение комплекта заданий для формирования культуры безопасности обучающихся;
6) организация личностно-ориентированного подхода при выполнении заданий.
 
На научно-методическом уровне были выделены следующие организационно-педагогические условия:
 
1) разработка и внедрение программы по формированию культуры безопасности студентов;
2) совершенствование научно-методического обеспечения;
3) обеспечение готовности преподавателей к формированию культуры безопасности студентов;
4) организация системы индивидуальных консультаций по подготовке педагогических кадров для формирования культуры безопасности обучающихся.
 






Далее, на этапе формирующего эксперимента, нами был внедрен в учебный процесс комплект заданий, направленных на формирование информационной составляющей культуры безопасности обучающихся. В течение 2-х недель в рамках аудиторных занятий по дисциплинам профильной направленности («Опасности природного характера и защита от них») со студентами 1 курса были использованы разработанные нами материалы. Образовательный процесс был построен с учетом рассмотренных организационно-педагогических условий формирования культуры безопасности личности с применением информационно-коммуникационных технологий.
 
В перечне предлагаемых студентам заданий было представлено четыре блока:
 
1) задания на поиск информации (например, «Найдите наиболее полный источник информации о происшествиях природного характера за последний год на территории Японии», «Для быстрой подготовке к экзамену подберите наиболее читабельную страницу в Интернете, где доступно и кратко описывается такое явление, как Извержение вулкана», «Составьте электронный банк иллюстраций по предложенной теме», и др.);
2) задания на обработку информации («Оформите в табличном виде предложенную информацию о последствиях землетрясений», «Заполните схему: ЧС метеорологического характера», и др.);
3)  на представление информации («Из предложенных текстов сгруппируйте краткую информацию-памятку о ЧС природного характера», «Подготовьте аналитический отчет о происшествиях на территории РФ за 2017 г.» и др.);
4) на передачу информации («Презентуйте Ваш проект межведомственного взаимодействия для повышения устойчивости объектов от геологических опасностей (на примере региона)», и др.). Анализируя результаты проделанной экспериментальной работы, мы вывели итоговый уровень сформированности информационной составляющей культуры безопасности по отдельным показателям (рис. 2).
 



Рис. 2. Результаты экспериментальной работы по формированию информационной составляющей культуры безопасности у студентов (на период начало и окончание эксперимента).


 

Используя G-критерий знаков, было подсчитано количество нулевых, типичных и нетипичных сдвигов для группы обучающихся по каждому показателю (таблица 3).


 
Таблица 3. Оценка типичности сдвига в педагогическом эксперименте
 
Рn
 
Р1 Р2 Р3 Р4
p<0,05 p<0,01 p<0,05 p<0,01 p<0,05 p<0,01 p<0,05 p<0,01
Gэмп 0 1 0 1
Gкр 1 0 3 2 2 1 3 2
Gэмп ˂ Gкр типичн. типичн. типичн. типичн.
 


 
В результате расчета мы наблюдаем типичный сдвиг в положительную сторону, что позволяет судить о повышении уровня культуры безопасности обучающихся по результатам проведенного эксперимента. Это свидетельствует об эффективности создания организационно-педагогических условий для формирования информационной составляющей культуры безопасности студентов. По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
 
1. Сформированность информационной составляющей культуры безопасности студентов определяется уровнем ее основных умений, к которым относятьсяя: умения осуществлять поиск информации в области безопасности; умения осуществлять обработку информации, связанную с вопросами обеспечения безопасности; умения представлять информацию, связанную с проблемами обеспечения безопасности; умения передавать информацию в области безопасности, которые в свою очередь определяются рядом показателей.
 
2. Для формирования информационной составляющей культуры безопасности студентов 1-го курса необходимо создание организационно-педагогических условий, которые включают в себя организационно-управленческие и научно-методические условия.
 
3. Очевидна необходимость применения комплексной работы по формированию культуры безопасности студентов через аудиторную и самостоятельную работу, начиная с 1 курса. Поэтому возможности для организации работы по формированию культуры безопасности в вузе достаточно велики.


 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 
1. Бабиева Н.А. Соотношение понятий «информационная культура» и «информационная компетентность» / Н.А. Бабиева // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2014. № 25. С. 67-73.
2. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. МЧС России. М.: Деловой экспресс. 2006. 316 с.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р.
4. Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях: Письмо Министерства образования и науки России от 30.08.2005 г. № 03-1572.
5. Сальникова О.А. Ключевые компетенции в современном образовании / О.А. Сальникова // Начальная школа Плюс. До и После. 2011. № 12. С. 74-78.
 

Материал для публикации любезно предоставлен редакцией
журнала «Безопасность и охраны труда».




 
Источник публикации: biota.ru.