Новости
24 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Формирование культуры безопасности у студентов при изучении профильных дисциплин
11 июля 2019 г.
В статье рассматриваются вопросы формирования информационной составляющей культуры безопасности у студентов при изучении дисциплин профильной направленности. Целью исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий формирования информационной составляющей в сфере культуры безопасности студентов вуза с использованием методов интерактивного обучения.
Авторы статьи:
Е.Ю. Александрова,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры естественных наук
ФГБОУ ВО Мурманский государственный
арктический университет, г. Мурманск
А.А. Челтыбашев,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры технической механики
и инженерной графики
ФГБОУ ВПО Мурманский государственный
технический университет, г. Мурманск
И.П. Карначев,
доктор технических наук,
ведущий научный сотрудник
Филиала «Научно-исследовательская лаборатория
ФБУН Северо-Западный научный центр гигиены
и общественного здоровья» Роспотребнадзора,
г. Кировск, Мурманской обл.
Необходимость обеспечения сохранности здоровья и жизни студентов определяет актуальность поиска новых ресурсов для развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Необходимо добиться того, чтобы эти меры были приняты молодежью, востребованы ими, перешли в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства – формирование массовой культуры безопасности.
Как отмечает Ю.Л. ВОРОБЬЕВ, культура безопасности представляет собой состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризующееся отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности [2]. Целью культуры безопасности выступает безопасность как состояние среды, достигаемая через совокупность экономических, материально-технических, философских, гражданско-правовых и других аспектов деятельности человека. Данное состояние достигается через формирование личности, выступающей носителем специфичных качеств – личности безопасного типа.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Не случайно, в письме Министерства образования и науки России от 30.08.2005 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопасности образовательного пространства, органам управления образованием было предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изучении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время [4]. Как отмечено в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., модернизация основного общего и высшего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся [3].
Для решения этих задач необходимы педагогические кадры с ярко выраженной и сформированной личной культурой безопасности. Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых – формирование и развитие у обучающихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности. Этот аспект был рассмотрен в работах таких ученых как, В.Н. МОШКИН, Л.Н. ГОРИНА, Л.А. МИХАЙЛОВ, В.В. ПОПАДЕЙКИН, Ю.В. РЕПИН, А.М. ЯКУПОВ, С.В. ПЕТРОВ, Ю.Л. ВОРОБЬЕВ, В.В. ГАФНЕР и др. Среди основных задач формирования культуры безопасности выделяют следующие:
– снижение количества происшествий в образовательном учреждении;
– убеждение работников и обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;
– воспитание сознательного отношения к безопасности;
– внедрение в образовательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;
– создание безопасных условий труда и учебы.
Анализ научной литературы показывает, что сложность изучения феномена культуры безопасности обусловлена её многоаспектностью. Но, несмотря на значительное число научных трудов, посвященных рассмотрению проблемы формирования культуры безопасности, востребованность приобретают исследования, связанные с рассмотрением структуры и содержания информационной составляющей культуры безопасности, теоретико-методологических подходов к организации процесса её формирования, организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса на занятиях в вузе.
Говоря о методах обучения, способствующих решению данных задач, отметим, что, по мнению ряда ученых (М.В. КЛАРИН, И.В. КУРЫШЕВА, В.В. НИКОЛИНА, Ж.В. РАССКАЗОВА, С.Б. СТУПИНА и др.), большое значение отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную деятельность, общение, взаимодействие преподавателя и студентов, позволяют выстроить образовательное пространство, ориентированное на формирование информационной составляющей культуры личности. Однако, и здесь остаются мало исследованными вопросы применения интерактивных методов обучения в практической деятельности преподавателя вуза для формирования информационной составляющей культуры безопасности студентов.
Поэтому наше исследование предполагает теоретическое обоснование и экспериментальную проверку организационно-педагогических условий формирования информационной составляющей культуры безопасности студентов вуза с использованием методов интерактивного обучения. Для подтверждения положения о возможности и необходимости формирования информационной составляющей культуры безопасности студентов нам было необходимо определиться в понимании самого термина «информационная составляющая культуры безопасности», а также в наборе тех показателей, которые позволяют судить о ее сформированности.
По мнению О.А. САЛЬНИКОВОЙ все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления: все теоретические знания должны стать средством решения практических задач; задача высшего образования – не увеличивать информированность обучающихся, а помочь им самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях, самостоятельно добывать требуемую информацию [5]. И это качество личности представляется особенно важным при оценке потенциальной опасности окружающего мира.
Для оценки показателей, характеризующих уровень сформированности информационной составляющей культуры безопасности студентов на этапе констатирующего и контрольного экспериментов, были использованы следующие задания:
1) на поиск информации (9 критериев оценки): поиск информации о происшествиях природного характера; работа с Интернет-ресурсами, официальными сайтами МЧС России и Мурманской области;
2) на обработку информации (4 критерия оценки): подсчет количества пострадавших, жертв, материального ущерба, оформление в виде таблиц;
3) на представление информации (6 критериев оценки): составление аналитического отчета о происшествиях природного характера, оформление в форме презентации;
4) на передачу информации (3 критерия оценки): выступление, ответы на вопросы и обсуждение в группе.
Оценка, предусмотренная для каждого показателя (Р1, Р2, Р3 и Р4), составляла от 0 до 11 баллов (по каждому из 22-х критериев по 4-ом группам умений – от 1 до 2 баллов). Выставление баллов по каждому показателю (Р) зависело от уровня сформированности умений, составляющих культуру безопасности студентов (рис. 1) с использованием разработанных нами шкал оценки. Так, для примера в таблице 1 представлена шкала оценки в баллах для показателя Р1.
безопасности по группам умений.
Критерии | 0 баллов | 1 балл | 1,5 балла | 2 балла | ||
1) извлечение информации, связанной с безопасностью, из разных источников | Не умеет извлекать информацию, связанную с безопасностью | В основном использует информацию из 1 источника | Использует информацию не более, чем из 1-2 источников | Использует разные источники информации (более 3-х) | ||
2) нахождение требуемых источников информации | Не умеет осуществлять поиск требуемых источников | Предпринимает попытки осуществить поиск требуемых источников | Обнаруживает требуемый источник, испытывая значительные затруднения | С легкостью осуществляет поиск требуемого источника | ||
3) использование различных видов чтения | Не знаком с видами чтения |
Предпринимает попытки использовать 1-2 вида чтения |
Использует разные виды чтения, испытывая значительные затруднения | В совершенстве использует различные виды чтения | ||
4) определение избытка и недостатка информации в тексте | Не умеет давать оценку представленной информации в области безопасности | Предпринимает попытки дать общую оценку информации в области безопасности | Понимает присутствие недостатка / избытка информации | Умеет объяснить недостаток / избыток информации | ||
5) использование нормативно-правовой документации в области безопасности | Не умеет работать с нормативно-правовой документацией в области безопасности | Пытается найти необходимую информацию с использованием нормативно-правовой документации в области безопасности | Обнаруживает необходимую информацию, но зачастую не в самой верной трактовке | Умеет сравнивать информацию из нормативно-правовой документации в области безопасности, выбирать под конкретные задачи | ||
6) определение первичных и вторичных источников информации в области безопасности | Не умеет определять первичность источника информации, связанной с проблемами обеспечения безопасности | Предпринимает попытки в определении первичности источника | Выделяет первичные источники, но иногда допускает незначительные ошибки | Правильно определяет первичные источники информации, связанной с проблемами обеспечения безопасности | ||
7) использование сносок, примечаний, цитат, библиографии | Не умеет делать ссылки и сноски / Не применяет цитаты по тексту | Делает ссылки по тексту, но не использует цитирование | Использует ссылки и сноски, не всегда уместно применяет цитирование | Использует ссылки и сноски, применяет цитирование | ||
8) определение основной идеи в текстах и изображениях, связанных с безопасностью | Не умеет выбирать главную информацию, связанную с безопасностью | Делает попытки выделить главное, допуская значительные ошибки | Делает попытки выделить главное, допуская незначительные ошибки | Умеет выделять главные мысли в текстах и изображениях, связанных с безопасностью | ||
9) понимание зависимостей, выраженных в графической форме | Не понимает зависимостей в области безопасности, выраженных в графической форме | Пытается объяснить зависимость в предлагаемой информации в области безопасности | Объясняет информацию, связанную с безопасностью, допуская незначительные ошибки | Объясняет информацию, отражает зависимости, представленные в информации |
Таблица 2. Результаты анализа уровня сформированности показателей информационной составляющей культуры безопасности студентов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в %)
Рn (в %) |
Низкий | Средний | Оптимальный | |||
Конст. | Контр. | Конст. | Контр. | Конст. | Контр. | |
Р1 | 46,7 | 26,65 | 46,7 | 46,7 | 6,6 | 26,65 |
Р2 | 46,7 | 20,0 | 46,7 | 53,3 | 6,6 | 26,7 |
Р3 | 46,7 | 13,3 | 53,3 | 80,0 | 0,0 | 6,7 |
Р4 | 26,7 | 13,3 | 66,7 | 40,0 | 6,6 | 46,7 |
Рср | 41,7 | 18,3 | 53,4 | 55,0 | 4,9 | 26,7 |
1) если формирование информационной составляющей культуры безопасности не вести целенаправленно, то оно будет происходить стихийно, а значит, сформированная таким образом, культура безопасности не может быть достаточной;
2) сформированность информационной составляющей культуры безопасности на начало проведения экспериментальной работы является недостаточной, что обусловлено традиционным обучением, слабым интересом к формированию культуры безопасности личности в целом, поэтому считаем необходимым определить оптимальные организационно-педагогические условия для формирования культуры безопасности личности.
На формирующем этапе эксперимента была проведена работа по созданию организационно-педагогических условий и их внедрению в процесс формирования культуры безопасности студентов. Среди организационно-педагогических условий формирования информационной составляющей культуры безопасности нами были выделены два уровня: организационно-управленческий и научно-методический. К организационно-управленческим условиям относились:
1) информатизация процесса обучения, применение ИКТ на занятиях по дисциплинам профильной направленности со студентами;
2) создание акмеологической среды для формирования мотивации и самореализации студентов;
3) упор на самостоятельную работу студентов с использованием интерактивных методов обучения;
4) организация работы по формированию культуры безопасности на основе сотрудничества всех субъектов образовательного процесса;
5) разработка и внедрение комплекта заданий для формирования культуры безопасности обучающихся;
6) организация личностно-ориентированного подхода при выполнении заданий.
На научно-методическом уровне были выделены следующие организационно-педагогические условия:
1) разработка и внедрение программы по формированию культуры безопасности студентов;
2) совершенствование научно-методического обеспечения;
3) обеспечение готовности преподавателей к формированию культуры безопасности студентов;
4) организация системы индивидуальных консультаций по подготовке педагогических кадров для формирования культуры безопасности обучающихся.
В перечне предлагаемых студентам заданий было представлено четыре блока:
1) задания на поиск информации (например, «Найдите наиболее полный источник информации о происшествиях природного характера за последний год на территории Японии», «Для быстрой подготовке к экзамену подберите наиболее читабельную страницу в Интернете, где доступно и кратко описывается такое явление, как Извержение вулкана», «Составьте электронный банк иллюстраций по предложенной теме», и др.);
2) задания на обработку информации («Оформите в табличном виде предложенную информацию о последствиях землетрясений», «Заполните схему: ЧС метеорологического характера», и др.);
3) на представление информации («Из предложенных текстов сгруппируйте краткую информацию-памятку о ЧС природного характера», «Подготовьте аналитический отчет о происшествиях на территории РФ за 2017 г.» и др.);
4) на передачу информации («Презентуйте Ваш проект межведомственного взаимодействия для повышения устойчивости объектов от геологических опасностей (на примере региона)», и др.). Анализируя результаты проделанной экспериментальной работы, мы вывели итоговый уровень сформированности информационной составляющей культуры безопасности по отдельным показателям (рис. 2).
Рис. 2. Результаты экспериментальной работы по формированию информационной составляющей культуры безопасности у студентов (на период начало и окончание эксперимента).
Рn |
Р1 | Р2 | Р3 | Р4 | ||||
p<0,05 | p<0,01 | p<0,05 | p<0,01 | p<0,05 | p<0,01 | p<0,05 | p<0,01 | |
Gэмп | 0 | 1 | 0 | 1 | ||||
Gкр | 1 | 0 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 |
Gэмп ˂ Gкр | типичн. | типичн. | типичн. | типичн. |
1. Сформированность информационной составляющей культуры безопасности студентов определяется уровнем ее основных умений, к которым относятьсяя: умения осуществлять поиск информации в области безопасности; умения осуществлять обработку информации, связанную с вопросами обеспечения безопасности; умения представлять информацию, связанную с проблемами обеспечения безопасности; умения передавать информацию в области безопасности, которые в свою очередь определяются рядом показателей.
2. Для формирования информационной составляющей культуры безопасности студентов 1-го курса необходимо создание организационно-педагогических условий, которые включают в себя организационно-управленческие и научно-методические условия.
3. Очевидна необходимость применения комплексной работы по формированию культуры безопасности студентов через аудиторную и самостоятельную работу, начиная с 1 курса. Поэтому возможности для организации работы по формированию культуры безопасности в вузе достаточно велики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Бабиева Н.А. Соотношение понятий «информационная культура» и «информационная компетентность» / Н.А. Бабиева // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2014. № 25. С. 67-73.
2. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. МЧС России. М.: Деловой экспресс. 2006. 316 с.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р.
4. Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях: Письмо Министерства образования и науки России от 30.08.2005 г. № 03-1572.
5. Сальникова О.А. Ключевые компетенции в современном образовании / О.А. Сальникова // Начальная школа Плюс. До и После. 2011. № 12. С. 74-78.
Материал для публикации любезно предоставлен редакцией
журнала «Безопасность и охраны труда».
Источник публикации: biota.ru.