Новости
27 декабря 2024 г.
Эксперты КИОУТ приняли участие в деловой программе БИОТ 2024
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Законодательные изменения сделают трудовые отношения более справедливыми
21 января 2022 г.
Автор:
Андрей ИСАЕВ,
заместитель руководителя фракции «Единая Россия»
в Государственной Думе
Также он указал на то, что при росте доходов предприятий должна расти и заработная плата тех, кто на этих предприятиях трудится. В 2022 году рабочая группа планирует рассмотреть все эти вопросы.
Напомню также, что в отношении работников бюджетной сферы ситуацию по зарплате могут серьезно улучшить отраслевые системы оплаты труда. В 2020 году мы приняли поправки в Трудовой кодекс, которые предоставили правительству право устанавливать единую систему оплаты труда для каждой из бюджетных отраслей. В соответствии с договоренностью сначала она должна была появиться в сфере здравоохранения. Однако ее подготовка затянулась. Мы надеемся, что при активном участии депутатов Госдумы нового созыва нам удастся ускорить процесс и добиться появления таких систем. Мы настаиваем на том, что не менее 70% заработной платы должен составлять оклад и только 30% — надбавки и поощрительные выплаты.
Что касается внебюджетного сектора, то здесь обеспечение высокой зарплаты в первую очередь зависит от активности профсоюзов. В этой связи необходимо внести изменения в трудовое законодательство, которые повысили бы статус социального партнерства, как это предполагают поправки в Конституцию, принятые в 2020 году.
Сейчас в Трудовом кодексе установлен примерный перечень вопросов, которые могут входить в отраслевое соглашение. Этот перечень нужно расширить, добавив туда такое положение, как установление предельного соотношения между заработной платой топ-менеджеров и средней зарплатой на предприятиях и в организациях. Помимо этого, необходимо усилить профсоюзный контроль, предусмотреть возможность индексации зарплаты не только в связи с инфляцией, как сейчас, но и в связи с ростом доходов организации. Это положение следует закрепить отдельной статьей в Трудовом кодексе. Кроме того, надо установить гарантии для профсоюзной деятельности и деятельности профсоюзных инспекторов труда.
В конце 2021 года по инициативе председателя Госдумы была создана межфракционная рабочая группа по вопросам регулирования оплаты труда. Вячеслав ВОЛОДИН подчеркнул, что устанавливаемый федеральным законом МРОТ является только минимальной гарантией и над ней должна надстраиваться система, обеспечивающая рост зарплаты: это и коллективные договоры на предприятиях, и соглашения в отраслях и регионах, и генеральное соглашение на уровне страны.
Также он указал на то, что при росте доходов предприятий должна расти и заработная плата тех, кто на этих предприятиях трудится. В 2022 году рабочая группа планирует рассмотреть все эти вопросы.
Напомню также, что в отношении работников бюджетной сферы ситуацию по зарплате могут серьезно улучшить отраслевые системы оплаты труда. В 2020 году мы приняли поправки в Трудовой кодекс, которые предоставили правительству право устанавливать единую систему оплаты труда для каждой из бюджетных отраслей. В соответствии с договоренностью сначала она должна была появиться в сфере здравоохранения. Однако ее подготовка затянулась. Мы надеемся, что при активном участии депутатов Госдумы нового созыва нам удастся ускорить процесс и добиться появления таких систем. Мы настаиваем на том, что не менее 70% заработной платы должен составлять оклад и только 30% — надбавки и поощрительные выплаты.
Что касается внебюджетного сектора, то здесь обеспечение высокой зарплаты в первую очередь зависит от активности профсоюзов. В этой связи необходимо внести изменения в трудовое законодательство, которые повысили бы статус социального партнерства, как это предполагают поправки в Конституцию, принятые в 2020 году.
Сейчас в Трудовом кодексе установлен примерный перечень вопросов, которые могут входить в отраслевое соглашение. Этот перечень нужно расширить, добавив туда такое положение, как установление предельного соотношения между заработной платой топ-менеджеров и средней зарплатой на предприятиях и в организациях. Помимо этого, необходимо усилить профсоюзный контроль, предусмотреть возможность индексации зарплаты не только в связи с инфляцией, как сейчас, но и в связи с ростом доходов организации. Это положение следует закрепить отдельной статьей в Трудовом кодексе. Кроме того, надо установить гарантии для профсоюзной деятельности и деятельности профсоюзных инспекторов труда.
Возможно, следует изменить и сам порядок распространения действия соглашений. Сегодня, если в отрасли подписано соглашение, то оно регистрируется государственным органом по регулированию в сфере трудовых отношений, после чего этот орган может предложить не участвовавшим в соглашении организациям присоединиться к нему, и в случае отсутствия отрицательного ответа в течение месяца они считаются присоединившимися. Данный порядок следует упростить: в том случае, если соглашение подписали представители профсоюзов и работодатели тех организаций, на которых трудятся больше половины работников отрасли, то соглашение после регистрации будет распространяться на всех в этой отрасли.
Сегодня в Трудовом кодексе зафиксировано, что контроль за исполнением соглашения лежит на сторонах социального партнерства. Поскольку такое соглашение фактически получает статус подзаконного акта и обязательно к исполнению, целесообразно, чтобы право контролировать его исполнение получила также Рострудинспекция.
Вероятно, на заседаниях рабочей группы будут высказаны и другие предложения. Уверен, что принятые в итоге законодательные изменения сделают трудовые отношения в нашей стране более справедливыми.