Новости
7 мая 2025 г.
9 мая мы вспоминаем не только сражения на передовой, не только грохот орудий и свист пуль. Мы чтим и титанический труд в тылу, где...
Законодательство
22 апреля 2025 г.
Роструд разъясняет применение Правил по охране труда при работе на высоте
Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснением по применению Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Минтруда...
Статистика
19 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
26 мая 2025 г.
Приказом Минтруда России от 9 апреля 2025 года № 192н утверждены Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников...
Роструд о проведении внеплановой специальной оценки условий труда
1 сентября 2022 г.
Надо ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда при переименовании должностей и структурных подразделений, переводе должностей из одного подразделения в другое, образовании новых структурных подразделений и новых должностей?
Роструд о проведении внеплановой специальной оценки условий труда
ВОПРОС:
ОТВЕТ:
По общему правилу специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в информационную систему учета, а в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, — со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
На рабочих местах, указанных в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ), в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение СОУТ не требуется до наступления обстоятельств, установленных ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ):
1) в течение 12 месяцев со дня:
— ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
— изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
2) в течение 6 месяцев со дня:
— получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона № 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
— изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способного оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
— поступления мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона № 426-ФЗ в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
Таким образом, случаи переименования должностей работников, переименования структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое не являются основаниями для проведения внеплановой СОУТ на соответствующих рабочих местах.
Организация рабочего места является обязанностью работодателя (ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
В связи с вышеизложенным, при организации и вводе в эксплуатацию новых рабочих мест нужно проводить внеплановую СОУТ. В случае, если организация образует новые структурные подразделения, образует новые должности, ей, соответственно, также нужно проводить внеплановую СОУТ.
Вместе с тем, если при переводе должностей из одного подразделения в другое не происходит перемещения рабочего места, то в этом случае проводить внеплановую СОУТ не надо. В случае перемещения рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место (см. Письмо Минтруда России от 02.11.2017 № 15-1/ООГ-2982).
До проведения СОУТ на новом рабочем месте в трудовом договоре следует указывать общую характеристику условий труда на данном рабочем месте (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним). После проведения СОУТ трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями, в частности: идентифицированные на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы, итоговый класс (подкласс) условий труда, размеры и виды гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Изменение условий трудового договора в данной части возможно не ранее двух месяцев со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (см. Письмо Минтруда России от 26.03.2020 № 15-1/В-1375).
Подготовлено на основе материала
В.Д. Пучеглазова,
советника государственной гражданской службы РФ 1 класса,
Федеральная служба по труду и занятости
Источник: www.consultant.ru.
Роструд о проведении внеплановой специальной оценки условий труда
ВОПРОС:
Надо ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда при переименовании должностей и структурных подразделений, переводе должностей из одного подразделения в другое, образовании новых структурных подразделений и новых должностей?
ОТВЕТ:
По общему правилу специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в информационную систему учета, а в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, — со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
На рабочих местах, указанных в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ), в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение СОУТ не требуется до наступления обстоятельств, установленных ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
(<извлечение>)
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
(<извлечение>)
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ):
1) в течение 12 месяцев со дня:
— ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
— изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
2) в течение 6 месяцев со дня:
— получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона № 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
— изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способного оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
— поступления мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона № 426-ФЗ в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
Таким образом, случаи переименования должностей работников, переименования структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое не являются основаниями для проведения внеплановой СОУТ на соответствующих рабочих местах.
Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 7 ст. 209 ТК РФ).
Организация рабочего места является обязанностью работодателя (ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
В связи с вышеизложенным, при организации и вводе в эксплуатацию новых рабочих мест нужно проводить внеплановую СОУТ. В случае, если организация образует новые структурные подразделения, образует новые должности, ей, соответственно, также нужно проводить внеплановую СОУТ.
Вместе с тем, если при переводе должностей из одного подразделения в другое не происходит перемещения рабочего места, то в этом случае проводить внеплановую СОУТ не надо. В случае перемещения рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место (см. Письмо Минтруда России от 02.11.2017 № 15-1/ООГ-2982).
До проведения СОУТ на новом рабочем месте в трудовом договоре следует указывать общую характеристику условий труда на данном рабочем месте (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним). После проведения СОУТ трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями, в частности: идентифицированные на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы, итоговый класс (подкласс) условий труда, размеры и виды гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Изменение условий трудового договора в данной части возможно не ранее двух месяцев со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (см. Письмо Минтруда России от 26.03.2020 № 15-1/В-1375).
Подготовлено на основе материала
В.Д. Пучеглазова,
советника государственной гражданской службы РФ 1 класса,
Федеральная служба по труду и занятости
Источник: www.consultant.ru.
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.
Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.