Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Усилен прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства

8 февраля 2024 г.

В соответствии с Приказом № 98 приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры определен надзор за соблюдением трудовых прав следующих категорий работников: социально незащищенных категорий граждан (пенсионного и предпенсионного возраста, беременных женщин, многодетных, одиноких матерей и отцов, инвалидов, несовершеннолетних, молодежи и иных лиц)...





















В соответствии с Приказом № 98 приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры определен надзор за соблюдением трудовых прав следующих категорий работников:

– социально незащищенных категорий граждан (пенсионного и предпенсионного возраста, беременных женщин, многодетных, одиноких матерей и отцов, инвалидов, несовершеннолетних, молодежи и иных лиц);
– работников стратегических, системо- и градообразующих предприятий, организаций в сфере информационных технологий (электронной промышленности), производящих и реализующих социально значимые товары (услуги), медицинское оборудование, лекарственные средства.










Одно из направлений контрольно-надзорной деятельности органов прокуратуры – выявление организаций и индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от оформления трудовых договоров с работниками либо заключивших с ними гражданско-правовые договоры с целью сокрытия трудовых отношений.  

Должно обеспечиваться функционирование созданных при прокуратурах субъектов Российской Федерации межведомственных рабочих групп в сфере соблюдения трудовых прав граждан, а также реализация полномочий по объявлению предостережений о недопустимости нарушения трудового законодательства. Органы прокуратуры продолжат взаимодействие с созданными в регионах межведомственными комиссиями и рабочими группами.  









В рамках прокурорского надзора будет осуществляться контроль за соответствием предоставленных работодателями рабочих мест лицам с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендуемыми им видами трудовой и профессиональной деятельности. Будет проверяться содержание соответствующих трудовых договоров, соблюдение работодателями соответствующих гарантий.

Проверяющие будут отслеживать выполнение работодателями требований законодательства о приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации. Особое внимание будет уделяться вопросам оказания услуг в сфере занятости лицам предпенсионного возраста, касающихся информирования о положении на рынке труда в регионе, поиска подходящей работы, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, а также содействия самозанятости.

Прокуратура будет держать на контроле ситуацию, связанную с выплатами лицам предпенсионного возраста, признанными безработными:

– пособий по безработице;
– стипендий в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного образования по направлению органов службы занятости;
– материальной помощи за истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
– пенсий, назначенных по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.









Органы на постоянной основе осуществляют сбор, обобщение, анализ и оценку информации, характеризующей состояние законности в сфере трудовых отношений, а также проводят мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судебных решений о взыскании заработной платы, исполнительных производств на наличие сведений о хозяйствующих субъектах, допускающих системные нарушения трудового законодательства.

Анализируются данные о наличии задолженности по налогам и сборам с целью выявления возможных фактов невыплаты заработной платы. Полученные результаты могут использоваться органами прокуратуры в качестве оснований для проведения проверок.

В интересах работников прокуратура может инициировать погашение задолженности по оплате труда перед ними за счет соответствующих бюджетных средств с одновременной уступкой права требования долга по заработной плате в пользу органов государственной власти и местного самоуправления.

Если ликвидируется организация, имеющая задолженность по заработной плате, то прокуратора имеет право инициировать рассмотрение вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности ее руководителей и иных контролирующих лиц. Также прокуратура может инициировать проверку полноты принятых органами Росреестра, Росстата, Роструда, ФНС России и ФССП России мер при реализации установленных федеральным законодательством полномочий в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих просроченную задолженность по заработной плате, в том числе арбитражных управляющих организаций-банкротов.

В организациях-банкротах будет проверяться исполнение арбитражными управляющими законодательства по включению в реестр требований кредиторов следующих сведений:

– о суммах обозначенной задолженности;
– о взыскании дебиторской задолженности.
– о возврате незаконно отчужденного имущества должника.

Надзорный орган проследит за тем, чтобы не было искусственного затягивания процесса реализации имущества должника. Будет осуществляться контроль за соблюдением очередности удовлетворения требований кредиторов, а также за ведением установленного законодательством учета и отчетности.

Органы прокуратуры могут давать оценку правомерности повышения размера денежного содержания (выплаты премий, иных средств) отдельным работникам организации, перечисления средств аффилированным или подконтрольным лицам (в том числе кредиторам) в период, предшествующий возникновению задолженности по заработной плате и (или) процедуре банкротства.










При проведении проверок прокуратурой анализируется эффективность реализации государственными инспекторами труда полномочий, предусмотренных статьей 3601 Трудового кодекса Российской Федерации, по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленной работнику, но не выплаченной в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.









Инициировано формирование реестров, которые содержат сведения по каждой организации, имеющей долги по заработной плате:

– о размере задолженности;
– о периоде задолженности;
– о количестве работников, перед которыми имеется задолженность;
– о перспективах погашения задолженности;
– об экономическом состоянии должника.

Прокурорские работники обязаны изучать проекты региональных и муниципальных нормативных правовых актов о финансировании заработной платы работников организаций бюджетной сферы на предмет соблюдения требований законодательства.

При проведении проверок региональных и муниципальных нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов работодателей особое внимание обращается на их соответствие законодательству в части:

– установления заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, определенного федеральным законом или региональными соглашениями;
– выплат компенсационного и стимулирующего характера;
– условий труда отдельных категорий работников.










При проведении проверок в случае выявления фактов невыплаты заработной платы и иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, когда органы управления организации или обособленное подразделение организации расположены в других субъектах Российской Федерации и (или) граждане из других регионов привлекаются к работе вахтовым методом, органы прокуратуры, осуществляющие надзор, обязаны своевременно направлять в соответствующую прокуратуру (по месту регистрации проверяемой организации) с учетом ее полномочий и поднадзорности информацию о выявленных нарушениях законодательства и соответствующие подтверждающие документы.




















При несчастном случае на производстве органы прокуратуры могут инициировать проведение проверки соблюдения работодателем законодательства об охране труда с привлечением контрольно-надзорных органов (при наличии достаточных оснований).

Проверяющие будут выясня
ть, выполняются ли нормы законодательства о проведении специальной оценки условий труда, имеются ли факты эксплуатации неисправного оборудования, обеспечиваются ли работники средствами индивидуальной защиты. Также будет проверяться прохождение работниками обучения и проверки знания требований охраны труда, медицинских осмотров, соблюдение порядка расследования несчастных случаев на производстве, предоставление гарантий работникам, осуществляющим трудовые функции во вредных условиях труда, а также сохранение среднего заработка и должности на период приостановления работы вследствие нарушения требований охраны труда.









Также прокуратура обеспечивает контроль за фактическим устранением нарушений. Могут быть приняты меры по созданию работодателями безопасных условий труда. Взаимодействуя с органами Роструда, сотрудники прокуратуры проводят сверки поступления и регистрации материалов, направляемых ими в следственные органы, осуществляют надзор за результатами расследования несчастных случаев. Может быть инициировано проведение дополнительного расследования.









Органы прокуратуры вправе принимать все исчерпывающие меры досудебной защиты трудовых прав работников, исключив массовое направление в суд исков без принятия мер досудебного характера.














Органы прокуратуры организуют получение информации от органов службы занятости о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, о приостановке производства, планируемом сокращении штата юридического лица, а также обеспечивают соблюдение трудовых прав работников при проведении организационно-штатных мероприятий.

Посредством принятия мер прокурорского реагирования обеспечивается:

– исполнение законодательства о занятости населения (в том числе о квотировании рабочих мест);
– соблюдение прав граждан на бесплатное содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
– получение гражданами социальной поддержки на период поиска подходящей работы.











Обзор подготовил:
Игорь Волошин.