Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Состояние условий и охраны труда в Республике Карелия

25 июля 2013 г.

В региональном обзоре приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности различных партнеров в сфере охраны труда, трудовых ресурсах, участниках и заинтересованных сторонах, статистических данных и показателях охраны труда, общих демографических данных, проблемах и трудностях, а также о потребностях дальнейшего развития республики.
 
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
 
Республика Карелия расположена на Северо-Западе европейской части России между Белым морем,  Ладожским и Онежским озерами. Площадь Карелии  180,5  тыс.  кв.  км (1,06%  территории РФ).  Протяженность территории республики с севера на юг достигает 660 км. С запада на восток по широте г. Кеми протяженность составляет 424 км. На западе Карелия граничит с Финляндией,  на юге — с Ленинградской и Вологодской областями,  на севере —  с Мурманской,  на востоке — с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается Белым морем,  на юге —  Ладожским и Онежским озерами.  Западная граница Карелии совпадает с государственной границей РФ и Финляндии и имеет протяженность в 723 км.
 
Население Республики Карелия на 01.01. 2008 г.  составило 766,4  тыс. человек. Городское население составляет 74,1% (567,9 тыс.чел.), сельское — 25,9% (198,5  тыс.чел.).  Около 40%  населения проживает в столице Республики — г. Петрозаводске. Плотность населения республики — 4,2 чел. на 1 кв. км.
  
В состав республики входят 18  муниципальных образований, 808 населенных пунктов. Карелия —  парламентская республика в составе Российской Федерации. Высший орган законодательной власти —  Законодательное собрание,  в которое избраны 50  депутатов,  из них 25 — по одномандатным избирательным округам и 25 по избирательным спискам политических партий. Исполнительную власть в Республике Карелия осуществляют Глава Республики Карелия,  возглавляемое им Правительство Республики Карелия и иные органы исполнительной власти.  Глава Республики Карелия является высшим должностным лицом Республики Карелия. 
 
Высший орган исполнительной власти —  правительство, возглавляемое Главой Республики Карелия.  
 
Основным фактором экономического развития Карелии являются природные ресурсы.  В недрах залегают разнообразные полезные ископаемые:  граниты,  диабазы,  кварциты,  доломиты,  мрамор;  имеются месторождения железной руды  (Костомукшское месторождение),  титаномагнетитов  (Пудожгорское месторождение),  слюды.  Карелия обладает значительными гидроэнергоресурсами.  Эксплуатационные запасы лесов, занимающих половину территории республики,  составляют до 600  млн кубометров.  Болота,  занимающие около 18%  территории,  содержат более 4 млрд тонн торфа. 
 
Промысловое значение имеют многие породы рыб:  навага,  сельдь,  треска,  камбала,  семга,  лосось,  форель.  Активно развивается традиционная отрасль — туризм по рекам и озерам. В недостаточной мере используется выгодное экономико-географическое положение республики,  граничащей с Финляндией —  членом ЕС. Этому мешают слаборазвитая транспортная инфраструктура и малонаселенность территории. 
 
Карелия — индустриально-аграрная республика. Главную роль в хозяйстве играют лесозаготовительная,  деревообрабатывающая,  целлюлозно-бумажная и рыбная промышленность.  Основные отрасли сельского хозяйства Карелии — молочное животноводство, производство картофеля и овощей. 2/3  посевных площадей мелиорированы.  Посевные площади заняты главным образом кормовыми культурами. 
 
Дата образования Карельской трудовой коммуны — 8 июня 1920  г. Дата преобразования в Карельскую АССР — 25  июля 1923  г.  В 1940  г. преобразована в Карело-Финскую ССР. В 1956 г. вновь стала Карельской АССР. С конца 1991 г. провозглашена Республика Карелия в составе РФ. Столица — г. Петрозаводск (282,8 тыс. жителей), основан в 1703 г. Расстояние от Москвы до Петрозаводска составляет 925 км.
 
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ
 
Мировой опыт показывает,  что важнейший фактор,  влияющий на здоровье населения страны — это шаги государства по предотвращению заболеваний, в том числе и профессиональных.  Законом Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1133-ЗРК утверждена Программа экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года. 
 
С учетом общенациональных целей и задач,  определенных федеральной политикой социально-экономического развития Российской Федерации,  в том числе политикой регионального развития,  основными целевыми ориентирами для органов государственной власти Республики Карелия являются:  
 
  • повышение благосостояния жителей республики, 
  • защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.
 
В соответствии с этим, главными целями Программы экономического и социального развития республики на период до 2010 года являются: 

1. Повышение качества жизни населения. 
2. Обеспечение устойчивого экономического роста. 
3. Формирование потенциала будущего развития. 

Реализация Программы экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010  года намечается по ряду взаимосвязанных комплексов,  в рамках которых координируются и финансируются мероприятия различных участников Программы. 
 
Для повышения уровня жизни жителей Карелии и роста реальных доходов населения,  предусмотренных данной программой,  предлагается решение следующих задач: 
 
  • создание условий для наиболее полной и эффективной занятости населения; 
  • обеспечение соблюдения трудовых прав граждан; 
  • содействие развитию системы социального партнерства. 
 
В целях развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест планируется реализация целого комплекса мероприятий в различных областях экономики,  и в том числе,  в сфере трудовых отношений, предусматривающие: 
 
  • совершенствование нормативной правовой базы в сфере трудовых и иных, связанных с ними отношений; 
  • повышение качества занятости и улучшение условий труда. 
 
Существенным фактором, влияющим на качество занятости, являются условия труда. В настоящее время около 17%  рабочих мест в экономике республике связано с опасными и вредными условиями труда и более 30% занятых работают в условиях,  не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
 
Для повышения мотивации работодателей в улучшении качества производственной среды необходима    разработка соответствующих экономических механизмов,  стимулирующих создание безопасных и безвредных условий труда. С целью расширения зоны действия закона Правительство республики приняло Распоряжение от 1  апреля 2008  г. N 143р-П  «О социально-экономическом положении Республики Карелия по итогам 2007  года и мерах по обеспечению прогнозных показателей экономического роста в 2008 году».
 
Одним из главных результатов 2007  года стало ускорение темпов экономического роста, дальнейшее развитие отраслей социальной сферы и повышение доходов населения, улучшение демографической ситуации. 
 
На законодательном уровне были приняты важнейшие стратегические документы, одобренные на федеральном уровне: 
 
  • Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020  года;
  • Схема территориального планирования Республики Карелия и Программа экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года. 
 
В этих документах определены приоритеты социально-экономической политики республики на среднесрочную и долгосрочную перспективы для достижения стратегической цели — повышения качества жизни населения на основе устойчивого экономического роста и формирования потенциала будущего развития.  
 
По итогам 2008 года валовый региональный продукт оценивается на уровне 102%  к 2007  году.  Объемы производства промышленной продукции сохранены на уровне предыдущего года (100,01%). Инвестиции в основной капитал выросли на 6,7%, превысив 22,7 млрд рублей. Оборот розничной торговли составил 50,3  млрд рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 8,3%. Снизились темпы инфляции по сравнению с предыдущим годом.  
 
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
 
В 2008  году с целью осуществления государственной политики в области охраны труда,  совершенствования системы государственного управления охраной труда и приведения законодательства Республики Карелия в соответствие с федеральным законодательством принят закон Республики Карелия  «О вопросах разграничения полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области охраны труда» №1226 – ЗРК от 23.07.08 г. 
 
Закон устанавливает нормы по разграничению полномочий в области охраны труда,  отнесенных Трудовым кодексом Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации,  между Законодательным Собранием Республики Карелия, Главой Республики Карелия,  Правительством Республики Карелия и органами исполнительной власти Республики Карелия. Статья 4 закона устанавливает полномочия органа исполнительной власти по управлению охраной труда. Все полномочия,  отнесенные к компетенции Министерства труда и занятости РК, как органа уполномоченного в области управления охраной труда,  учтены в Положении о Министерстве труда и занятости РК, утвержденном Указом Главы Республики Карелия №145  от 12  ноября 2007 года.  
 
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (ПЛАНЫ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
В республике в соответствии с Законом Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1133-ЗРК  «О Программе экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010  года» разработана и одобрена Правительством Программа экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года.  
 
В недавнем прошлом был разработан и реализован ПЛАН действий Правительства Республики Карелия на 2008  год по реализации приоритетных направлений экономического и социального развития Республики Карелия,  в котором учтены мероприятия по улучшению условий и охраны труда. 
 
В настоящее время в Республике Карелия нет действующих региональных целевых программ по охране труда.  Вместе с тем,  в отдельных муниципальных районах  (Кемском и др.)  разработаны и реализуются программы по охране труда.
 
Ежегодно, начиная с 2006 года, разрабатывается и приказом Министра труда и занятости Республики Карелия утверждается План основных мероприятий,  направленных на улучшение условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории Республики Карелия.  При формировании плана учитываются предложения надзорных и контрольных органов,  органов исполнительной власти,  работодателей, профсоюзов, организаций оказывающих услуги в области охраны труда.
 
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
Представляем Вашему вниманию региональный обзор Состояние условий и охраны труда в Республике Карелия. который был подготовлен в рамках сотрудничества Министерства труда и занятости Республики Карелия и Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии Международной организации труда с участием ОО «Объединение организации Профсоюзов РК», «Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) РК», Государственной инспекции труда в РК в соответствии с «Методическим руководством для составления Регионального обзора по охране труда».

В региональном обзоре приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности различных партнеров в сфере охраны труда, трудовых ресурсах, участниках и заинтересованных сторонах, статистических данных и показателях охраны труда, общих демографических данных, проблемах и трудностях, а также о потребностях дальнейшего развития республики.
 
При подготовке обзора использовались данные Государственной инспекции труда в Республике Карелия, Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Карелия, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия, Карельского регионального некоммерческого объединения «Союз промышленников и предпринимателей Республики Карелия», ОО «Объединение организаций профсоюзов Республики Карелия», Центра профпатологии Республиканской больницы им. В.М. Баранова.
 
Материалы представленного Вашему вниманию обзора могут быть использованы для уточнения, корректировки и дальнейшего развития государственной политики и программ в области охраны труда. Содержание Регионального обзора «Состояние условий и охраны труда в Республике Карелия» рассмотрено и одобрено на заседании Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол № 2 от 30 марта 2010 года).

СКАЧАТЬ ОБЗОР
 
Источник: ilo.org