В региональном обзоре приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности различных партнеров в сфере охраны труда, трудовых ресурсах, участниках и заинтересованных сторонах, статистических данных и показателях охраны труда, общих демографических данных, проблемах и трудностях, а также о потребностях дальнейшего развития республики.
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Республика Карелия расположена на Северо-Западе европейской части России между Белым морем, Ладожским и Онежским озерами. Площадь Карелии 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории РФ). Протяженность территории республики с севера на юг достигает 660 км. С запада на восток по широте г. Кеми протяженность составляет 424 км. На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге — с Ленинградской и Вологодской областями, на севере — с Мурманской, на востоке — с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается Белым морем, на юге — Ладожским и Онежским озерами. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей РФ и Финляндии и имеет протяженность в 723 км.
Население Республики Карелия на 01.01. 2008 г. составило 766,4 тыс. человек. Городское население составляет 74,1% (567,9 тыс.чел.), сельское — 25,9% (198,5 тыс.чел.). Около 40% населения проживает в столице Республики — г. Петрозаводске. Плотность населения республики — 4,2 чел. на 1 кв. км.
В состав республики входят 18 муниципальных образований, 808 населенных пунктов. Карелия — парламентская республика в составе Российской Федерации. Высший орган законодательной власти — Законодательное собрание, в которое избраны 50 депутатов, из них 25 — по одномандатным избирательным округам и 25 по избирательным спискам политических партий. Исполнительную власть в Республике Карелия осуществляют Глава Республики Карелия, возглавляемое им Правительство Республики Карелия и иные органы исполнительной власти. Глава Республики Карелия является высшим должностным лицом Республики Карелия.
Высший орган исполнительной власти — правительство, возглавляемое Главой Республики Карелия.
Основным фактором экономического развития Карелии являются природные ресурсы. В недрах залегают разнообразные полезные ископаемые: граниты, диабазы, кварциты, доломиты, мрамор; имеются месторождения железной руды (Костомукшское месторождение), титаномагнетитов (Пудожгорское месторождение), слюды. Карелия обладает значительными гидроэнергоресурсами. Эксплуатационные запасы лесов, занимающих половину территории республики, составляют до 600 млн кубометров. Болота, занимающие около 18% территории, содержат более 4 млрд тонн торфа.
Промысловое значение имеют многие породы рыб: навага, сельдь, треска, камбала, семга, лосось, форель. Активно развивается традиционная отрасль — туризм по рекам и озерам. В недостаточной мере используется выгодное экономико-географическое положение республики, граничащей с Финляндией — членом ЕС. Этому мешают слаборазвитая транспортная инфраструктура и малонаселенность территории.
Карелия — индустриально-аграрная республика. Главную роль в хозяйстве играют лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и рыбная промышленность. Основные отрасли сельского хозяйства Карелии — молочное животноводство, производство картофеля и овощей. 2/3 посевных площадей мелиорированы. Посевные площади заняты главным образом кормовыми культурами.
Дата образования Карельской трудовой коммуны — 8 июня 1920 г. Дата преобразования в Карельскую АССР — 25 июля 1923 г. В 1940 г. преобразована в Карело-Финскую ССР. В 1956 г. вновь стала Карельской АССР. С конца 1991 г. провозглашена Республика Карелия в составе РФ. Столица — г. Петрозаводск (282,8 тыс. жителей), основан в 1703 г. Расстояние от Москвы до Петрозаводска составляет 925 км.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ
Мировой опыт показывает, что важнейший фактор, влияющий на здоровье населения страны — это шаги государства по предотвращению заболеваний, в том числе и профессиональных. Законом Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1133-ЗРК утверждена Программа экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года.
С учетом общенациональных целей и задач, определенных федеральной политикой социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе политикой регионального развития, основными целевыми ориентирами для органов государственной власти Республики Карелия являются:
-
повышение благосостояния жителей республики,
-
защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.
В соответствии с этим, главными целями Программы экономического и социального развития республики на период до 2010 года являются:
1. Повышение качества жизни населения.
2. Обеспечение устойчивого экономического роста.
3. Формирование потенциала будущего развития.
Реализация Программы экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года намечается по ряду взаимосвязанных комплексов, в рамках которых координируются и финансируются мероприятия различных участников Программы.
Для повышения уровня жизни жителей Карелии и роста реальных доходов населения, предусмотренных данной программой, предлагается решение следующих задач:
-
создание условий для наиболее полной и эффективной занятости населения;
-
обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
-
содействие развитию системы социального партнерства.
В целях развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест планируется реализация целого комплекса мероприятий в различных областях экономики, и в том числе, в сфере трудовых отношений, предусматривающие:
-
совершенствование нормативной правовой базы в сфере трудовых и иных, связанных с ними отношений;
-
повышение качества занятости и улучшение условий труда.
Существенным фактором, влияющим на качество занятости, являются условия труда. В настоящее время около 17% рабочих мест в экономике республике связано с опасными и вредными условиями труда и более 30% занятых работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
Для повышения мотивации работодателей в улучшении качества производственной среды необходима разработка соответствующих экономических механизмов, стимулирующих создание безопасных и безвредных условий труда. С целью расширения зоны действия закона Правительство республики приняло Распоряжение от 1 апреля 2008 г. N 143р-П «О социально-экономическом положении Республики Карелия по итогам 2007 года и мерах по обеспечению прогнозных показателей экономического роста в 2008 году».
Одним из главных результатов 2007 года стало ускорение темпов экономического роста, дальнейшее развитие отраслей социальной сферы и повышение доходов населения, улучшение демографической ситуации.
На законодательном уровне были приняты важнейшие стратегические документы, одобренные на федеральном уровне:
-
Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года;
-
Схема территориального планирования Республики Карелия и Программа экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года.
В этих документах определены приоритеты социально-экономической политики республики на среднесрочную и долгосрочную перспективы для достижения стратегической цели — повышения качества жизни населения на основе устойчивого экономического роста и формирования потенциала будущего развития.
По итогам 2008 года валовый региональный продукт оценивается на уровне 102% к 2007 году. Объемы производства промышленной продукции сохранены на уровне предыдущего года (100,01%). Инвестиции в основной капитал выросли на 6,7%, превысив 22,7 млрд рублей. Оборот розничной торговли составил 50,3 млрд рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 8,3%. Снизились темпы инфляции по сравнению с предыдущим годом.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
В 2008 году с целью осуществления государственной политики в области охраны труда, совершенствования системы государственного управления охраной труда и приведения законодательства Республики Карелия в соответствие с федеральным законодательством принят закон Республики Карелия «О вопросах разграничения полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области охраны труда» №1226 – ЗРК от 23.07.08 г.
Закон устанавливает нормы по разграничению полномочий в области охраны труда, отнесенных Трудовым кодексом Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, между Законодательным Собранием Республики Карелия, Главой Республики Карелия, Правительством Республики Карелия и органами исполнительной власти Республики Карелия. Статья 4 закона устанавливает полномочия органа исполнительной власти по управлению охраной труда. Все полномочия, отнесенные к компетенции Министерства труда и занятости РК, как органа уполномоченного в области управления охраной труда, учтены в Положении о Министерстве труда и занятости РК, утвержденном Указом Главы Республики Карелия №145 от 12 ноября 2007 года.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (ПЛАНЫ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В республике в соответствии с Законом Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1133-ЗРК «О Программе экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года» разработана и одобрена Правительством Программа экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года.
В недавнем прошлом был разработан и реализован ПЛАН действий Правительства Республики Карелия на 2008 год по реализации приоритетных направлений экономического и социального развития Республики Карелия, в котором учтены мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
В настоящее время в Республике Карелия нет действующих региональных целевых программ по охране труда. Вместе с тем, в отдельных муниципальных районах (Кемском и др.) разработаны и реализуются программы по охране труда.
Ежегодно, начиная с 2006 года, разрабатывается и приказом Министра труда и занятости Республики Карелия утверждается План основных мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории Республики Карелия. При формировании плана учитываются предложения надзорных и контрольных органов, органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов, организаций оказывающих услуги в области охраны труда.
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Представляем Вашему вниманию региональный обзор Состояние условий и охраны труда в Республике Карелия. который был подготовлен в рамках сотрудничества Министерства труда и занятости Республики Карелия и Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии Международной организации труда с участием ОО «Объединение организации Профсоюзов РК», «Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) РК», Государственной инспекции труда в РК в соответствии с «Методическим руководством для составления Регионального обзора по охране труда».
В региональном обзоре приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности различных партнеров в сфере охраны труда, трудовых ресурсах, участниках и заинтересованных сторонах, статистических данных и показателях охраны труда, общих демографических данных, проблемах и трудностях, а также о потребностях дальнейшего развития республики.
При подготовке обзора использовались данные Государственной инспекции труда в Республике Карелия, Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Карелия, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия, Карельского регионального некоммерческого объединения «Союз промышленников и предпринимателей Республики Карелия», ОО «Объединение организаций профсоюзов Республики Карелия», Центра профпатологии Республиканской больницы им. В.М. Баранова.
Материалы представленного Вашему вниманию обзора могут быть использованы для уточнения, корректировки и дальнейшего развития государственной политики и программ в области охраны труда. Содержание Регионального обзора «Состояние условий и охраны труда в Республике Карелия» рассмотрено и одобрено на заседании Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол № 2 от 30 марта 2010 года).
СКАЧАТЬ ОБЗОР
Источник: ilo.org