Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Состояние условий и охраны труда в Республике Карелия

25 июля 2013 г.

В региональном обзоре приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности различных партнеров в сфере охраны труда, трудовых ресурсах, участниках и заинтересованных сторонах, статистических данных и показателях охраны труда, общих демографических данных, проблемах и трудностях, а также о потребностях дальнейшего развития республики.
 
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
 
Республика Карелия расположена на Северо-Западе европейской части России между Белым морем,  Ладожским и Онежским озерами. Площадь Карелии  180,5  тыс.  кв.  км (1,06%  территории РФ).  Протяженность территории республики с севера на юг достигает 660 км. С запада на восток по широте г. Кеми протяженность составляет 424 км. На западе Карелия граничит с Финляндией,  на юге — с Ленинградской и Вологодской областями,  на севере —  с Мурманской,  на востоке — с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается Белым морем,  на юге —  Ладожским и Онежским озерами.  Западная граница Карелии совпадает с государственной границей РФ и Финляндии и имеет протяженность в 723 км.
 
Население Республики Карелия на 01.01. 2008 г.  составило 766,4  тыс. человек. Городское население составляет 74,1% (567,9 тыс.чел.), сельское — 25,9% (198,5  тыс.чел.).  Около 40%  населения проживает в столице Республики — г. Петрозаводске. Плотность населения республики — 4,2 чел. на 1 кв. км.
  
В состав республики входят 18  муниципальных образований, 808 населенных пунктов. Карелия —  парламентская республика в составе Российской Федерации. Высший орган законодательной власти —  Законодательное собрание,  в которое избраны 50  депутатов,  из них 25 — по одномандатным избирательным округам и 25 по избирательным спискам политических партий. Исполнительную власть в Республике Карелия осуществляют Глава Республики Карелия,  возглавляемое им Правительство Республики Карелия и иные органы исполнительной власти.  Глава Республики Карелия является высшим должностным лицом Республики Карелия. 
 
Высший орган исполнительной власти —  правительство, возглавляемое Главой Республики Карелия.  
 
Основным фактором экономического развития Карелии являются природные ресурсы.  В недрах залегают разнообразные полезные ископаемые:  граниты,  диабазы,  кварциты,  доломиты,  мрамор;  имеются месторождения железной руды  (Костомукшское месторождение),  титаномагнетитов  (Пудожгорское месторождение),  слюды.  Карелия обладает значительными гидроэнергоресурсами.  Эксплуатационные запасы лесов, занимающих половину территории республики,  составляют до 600  млн кубометров.  Болота,  занимающие около 18%  территории,  содержат более 4 млрд тонн торфа. 
 
Промысловое значение имеют многие породы рыб:  навага,  сельдь,  треска,  камбала,  семга,  лосось,  форель.  Активно развивается традиционная отрасль — туризм по рекам и озерам. В недостаточной мере используется выгодное экономико-географическое положение республики,  граничащей с Финляндией —  членом ЕС. Этому мешают слаборазвитая транспортная инфраструктура и малонаселенность территории. 
 
Карелия — индустриально-аграрная республика. Главную роль в хозяйстве играют лесозаготовительная,  деревообрабатывающая,  целлюлозно-бумажная и рыбная промышленность.  Основные отрасли сельского хозяйства Карелии — молочное животноводство, производство картофеля и овощей. 2/3  посевных площадей мелиорированы.  Посевные площади заняты главным образом кормовыми культурами. 
 
Дата образования Карельской трудовой коммуны — 8 июня 1920  г. Дата преобразования в Карельскую АССР — 25  июля 1923  г.  В 1940  г. преобразована в Карело-Финскую ССР. В 1956 г. вновь стала Карельской АССР. С конца 1991 г. провозглашена Республика Карелия в составе РФ. Столица — г. Петрозаводск (282,8 тыс. жителей), основан в 1703 г. Расстояние от Москвы до Петрозаводска составляет 925 км.
 
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ
 
Мировой опыт показывает,  что важнейший фактор,  влияющий на здоровье населения страны — это шаги государства по предотвращению заболеваний, в том числе и профессиональных.  Законом Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1133-ЗРК утверждена Программа экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года. 
 
С учетом общенациональных целей и задач,  определенных федеральной политикой социально-экономического развития Российской Федерации,  в том числе политикой регионального развития,  основными целевыми ориентирами для органов государственной власти Республики Карелия являются:  
 
  • повышение благосостояния жителей республики, 
  • защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.
 
В соответствии с этим, главными целями Программы экономического и социального развития республики на период до 2010 года являются: 

1. Повышение качества жизни населения. 
2. Обеспечение устойчивого экономического роста. 
3. Формирование потенциала будущего развития. 

Реализация Программы экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010  года намечается по ряду взаимосвязанных комплексов,  в рамках которых координируются и финансируются мероприятия различных участников Программы. 
 
Для повышения уровня жизни жителей Карелии и роста реальных доходов населения,  предусмотренных данной программой,  предлагается решение следующих задач: 
 
  • создание условий для наиболее полной и эффективной занятости населения; 
  • обеспечение соблюдения трудовых прав граждан; 
  • содействие развитию системы социального партнерства. 
 
В целях развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест планируется реализация целого комплекса мероприятий в различных областях экономики,  и в том числе,  в сфере трудовых отношений, предусматривающие: 
 
  • совершенствование нормативной правовой базы в сфере трудовых и иных, связанных с ними отношений; 
  • повышение качества занятости и улучшение условий труда. 
 
Существенным фактором, влияющим на качество занятости, являются условия труда. В настоящее время около 17%  рабочих мест в экономике республике связано с опасными и вредными условиями труда и более 30% занятых работают в условиях,  не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
 
Для повышения мотивации работодателей в улучшении качества производственной среды необходима    разработка соответствующих экономических механизмов,  стимулирующих создание безопасных и безвредных условий труда. С целью расширения зоны действия закона Правительство республики приняло Распоряжение от 1  апреля 2008  г. N 143р-П  «О социально-экономическом положении Республики Карелия по итогам 2007  года и мерах по обеспечению прогнозных показателей экономического роста в 2008 году».
 
Одним из главных результатов 2007  года стало ускорение темпов экономического роста, дальнейшее развитие отраслей социальной сферы и повышение доходов населения, улучшение демографической ситуации. 
 
На законодательном уровне были приняты важнейшие стратегические документы, одобренные на федеральном уровне: 
 
  • Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020  года;
  • Схема территориального планирования Республики Карелия и Программа экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года. 
 
В этих документах определены приоритеты социально-экономической политики республики на среднесрочную и долгосрочную перспективы для достижения стратегической цели — повышения качества жизни населения на основе устойчивого экономического роста и формирования потенциала будущего развития.  
 
По итогам 2008 года валовый региональный продукт оценивается на уровне 102%  к 2007  году.  Объемы производства промышленной продукции сохранены на уровне предыдущего года (100,01%). Инвестиции в основной капитал выросли на 6,7%, превысив 22,7 млрд рублей. Оборот розничной торговли составил 50,3  млрд рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 8,3%. Снизились темпы инфляции по сравнению с предыдущим годом.  
 
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
 
В 2008  году с целью осуществления государственной политики в области охраны труда,  совершенствования системы государственного управления охраной труда и приведения законодательства Республики Карелия в соответствие с федеральным законодательством принят закон Республики Карелия  «О вопросах разграничения полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области охраны труда» №1226 – ЗРК от 23.07.08 г. 
 
Закон устанавливает нормы по разграничению полномочий в области охраны труда,  отнесенных Трудовым кодексом Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации,  между Законодательным Собранием Республики Карелия, Главой Республики Карелия,  Правительством Республики Карелия и органами исполнительной власти Республики Карелия. Статья 4 закона устанавливает полномочия органа исполнительной власти по управлению охраной труда. Все полномочия,  отнесенные к компетенции Министерства труда и занятости РК, как органа уполномоченного в области управления охраной труда,  учтены в Положении о Министерстве труда и занятости РК, утвержденном Указом Главы Республики Карелия №145  от 12  ноября 2007 года.  
 
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (ПЛАНЫ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
В республике в соответствии с Законом Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1133-ЗРК  «О Программе экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010  года» разработана и одобрена Правительством Программа экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года.  
 
В недавнем прошлом был разработан и реализован ПЛАН действий Правительства Республики Карелия на 2008  год по реализации приоритетных направлений экономического и социального развития Республики Карелия,  в котором учтены мероприятия по улучшению условий и охраны труда. 
 
В настоящее время в Республике Карелия нет действующих региональных целевых программ по охране труда.  Вместе с тем,  в отдельных муниципальных районах  (Кемском и др.)  разработаны и реализуются программы по охране труда.
 
Ежегодно, начиная с 2006 года, разрабатывается и приказом Министра труда и занятости Республики Карелия утверждается План основных мероприятий,  направленных на улучшение условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории Республики Карелия.  При формировании плана учитываются предложения надзорных и контрольных органов,  органов исполнительной власти,  работодателей, профсоюзов, организаций оказывающих услуги в области охраны труда.
 
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
Представляем Вашему вниманию региональный обзор Состояние условий и охраны труда в Республике Карелия. который был подготовлен в рамках сотрудничества Министерства труда и занятости Республики Карелия и Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии Международной организации труда с участием ОО «Объединение организации Профсоюзов РК», «Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) РК», Государственной инспекции труда в РК в соответствии с «Методическим руководством для составления Регионального обзора по охране труда».

В региональном обзоре приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности различных партнеров в сфере охраны труда, трудовых ресурсах, участниках и заинтересованных сторонах, статистических данных и показателях охраны труда, общих демографических данных, проблемах и трудностях, а также о потребностях дальнейшего развития республики.
 
При подготовке обзора использовались данные Государственной инспекции труда в Республике Карелия, Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Карелия, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия, Карельского регионального некоммерческого объединения «Союз промышленников и предпринимателей Республики Карелия», ОО «Объединение организаций профсоюзов Республики Карелия», Центра профпатологии Республиканской больницы им. В.М. Баранова.
 
Материалы представленного Вашему вниманию обзора могут быть использованы для уточнения, корректировки и дальнейшего развития государственной политики и программ в области охраны труда. Содержание Регионального обзора «Состояние условий и охраны труда в Республике Карелия» рассмотрено и одобрено на заседании Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол № 2 от 30 марта 2010 года).

СКАЧАТЬ ОБЗОР
 
Источник: ilo.org