Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

24 декабря 2024 г.

Минздрав России: о перечне заболеваний, при наличии которых лица не могут быть допущены к педагогической деятельности

Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Основные направления совершенствования системы управления охраной труда в Нижегородской области

30 июля 2013 г.

Показаны концептуальные и практические подходы администрации Нижегородской области к управлению региональной системой охраны труда
 
Как показывает практика, наиболее аф­фективной формой реализации госу­дарственной политики в сфере сохранения жизни и здоровья работающего населе­ния является создание системы управления охраной труда (далее – СУОТ), служащей ин­струментом непрерывного совершенствования профилактики несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний.

 

В Нижегородской области формирование региональной СУОТ началось с середины 1990-х гг. С тех пор региональная СУОТ по­стоянно совершенствуется с учетом право­вых и социально-экономических изменений, а также актуальных потребностей Нижего­родской области. Основу региональной СУ­ОТ составляет Трудовой кодекс Российской Федерации  (далее – ТК РФ), а также закон Нижегородской области от 03.02.2010 № 9-3 «Об охране труда в Нижегородской области» (далее – Закон № 9-3).
 
Организационная структура региональной СУОТ включает в себя три уровня: областной (го­сударственное управление охраной труда), муниципальный, уровень работодателя (предприятия).
 
Государственное управление охраной труда на областном уровне обеспечивает:
 
  • нормативное и правовое регулирование охраны труда;
  • целевое планирование;
  • взаимодействие субъектов управления;
  • осуществление государственной экспер­тизы условий труда;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ);
  • формирование системы обучения;
  • создание и поддержка системы информационных ресурсов по охране труда;
  • мониторинг состояния условий и охраны труда в Нижегородской области.
 
В соответствии с действующим законо­дательством государственное управление осуществляют:
 
  • территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
  • правительство Нижегородской области;
  • Министерство социальной политики Ни­жегородской области (далее – Министер­ство);
  • иные министерства и органы исполни­тельной власти Нижегородской обла­сти.
 
Реализация системных мероприятий по­зволила за последние пять лет снизить уро­вень производственного травматизма со смертельным исходом более чем на 40,6%, профессиональной заболеваемости – на 16%. Ежегодно повышается уровень охвата рабочих мест АРМ, который за этот же период вырос на 18% и составил 48% от общего чис­ла рабочих мест в регионе.
 
Вместе с тем остается достаточно высо­ким уровень общего производственного травматизма – 1,8 пострадавших на 1000 ра­ботающих. Кроме того, согласно данным государственной статистики каждый третий работник в Нижегородской области занят в неудовлетворительных условиях труда. Все это приводит к возникновению профессиональных заболеваний, потере трудоспособ­ности, преждевременной смертности. Также неудовлетворительные условия труда, не­счастные случаи и профессиональные забо­левания являются причиной серьезных эко­номических потерь.
 
Ситуация в этой сфере продолжает оста­ваться сложной в связи с высокой степенью износа основных фондов, отсутствием до­статочного финансирования мероприятий по охране труда и программ по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, а также нехваткой экономических сти­мулов, побуждающих работодателей обеспе­чивать безопасные условия труда, проводить автоматизацию и модернизацию производ­ства и технологических процессов.
 
В этих условиях усилия по совершенствованию региональной СУОТ сосредо­точены на следующих направлениях:

 
  • актуализация системы государствен­ного и муниципального управления охраной труда;
  • создание современных и эффективных СУОТ на предприятиях;
  • непрерывное повышение компетент­ности работников и работодателей в области охраны труда;
  • обеспечение работников современны­ми средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ);
  • мониторинг состояния условий и ох­раны труда у работодателей;
  • обеспечение широкого доступа работ­ников и работодателей к информационным ресурсам в сфере охраны труда, пропаганда здорового и безопасного труда.
 
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
 
Для координации работы и организации взаимодействия субъектов управления охраной труда образована областная межведомственная комиссия по охране труда, состав которой утвержден правительством Нижегородской области.
 
АКТУАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАР­СТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
 
Актуализация системы государственного и муниципального управления охраной труда осуществляется на основе:
 
  • взаимодействия субъектов управления охраной труда как на областном, так и муниципальном уровнях;
  • обеспечения реализации областной и муниципальных целевых программ по охране труда;
  • развития системы отраслевого управле­ния охраной труда;
  • расширения информационного и консуль­тационного обеспечения охраны труда.
 
Обеспечить эффективность региональной СУОТ можно только путем согласованных действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, работодателей и их объединений,
профессиональных союзов и их объединений.
 
Организация взаимодействия и коорди­нация деятельности в региональной СУОТ осуществляется в первую очередь посред­ством работы областной межведомственной комиссии по охране труда (далее – Комиссия), созданной распоряжением правительства Нижегородской области от 02.09.2008. № 1498-р. Комиссию возглавляет заместитель губернатора, заместитель председателя пра­вительства Нижегородской области.

Основными направлениями деятельно­сти Комиссии являются:
 
  • рассмотрение вопросов и подготовка предложений по проблемам охраны труда;
  • обеспечение взаимодействия и координа­ции деятельности органов государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти Нижегородской области и местного самоуправления, работодате­лей, профессиональных союзов и иных общественных организаций с целью реа­лизации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда.
 
Основой деятельности Комиссии являет­ся сотрудничество с объединениями работодателей и профсоюзов. Региональная СУОТ не может функционировать без эффективно­го социального диалога и полноценного уча­стия в процессах всех заинтересованных сторон. Сегодня в Нижегородской области действует 111 соглашений различных уров­ней, заключено более 6 тыс. коллективных договоров, содержащих мероприятия по ох­ране труда, что обеспечило охват 87% занятых в экономике и социальной сфере региона.
 
Одним из центральных элементов региональной СУОТ является перспективное планирова­ние, осуществляемое в форме областных целевых программ улучшения условий и охраны труда
 
Особенно актуальный вопрос – органи­зация социального партнерства в малом и среднем бизнесе Нижегородской области, где занято более 500 тыс. человек. Значительная часть из них не охвачена коллективно-договорной деятельностью, что, как показыва­ет практика, ведет к нарушению трудовых прав работников, включая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопас­ности и гигиены.
 
Использование программно-целевого метода обеспечивает целенаправленное и устойчивое развитие процессов, связанных с профилактикой производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. С учетом этого постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2012 № 422 утверждена пятая областная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Нижегородской области на 2013 – 2015 годы». Аналогичные программы приняты и реализуются во всех муниципаль­ных образованиях.
 
В Законе № 9-З значительная роль отво­дится управлению охраной труда, осуществляемому министерствами и иными органа­ми исполнительной власти в соответствую­щих видах экономической деятельности. Для повышения эффективности этого управления Министерством подготовлены и утверждены Комиссией рекомендации по управлению охраной труда в закрепленных видах эконо­мической деятельности. На основе указанных рекомендаций разработаны отраслевые СУ­ОТ в сфере здравоохранения, образования и культуры, и эта работа продолжается.
 
Основу территориального управления в региональной СУОТ составляют органы мест­ного самоуправления. Фактически во всех муниципальных образованиях Нижегородской области имеются специалисты по труду, соз­даны и успешно действуют межведомственные комиссии по охране труда, ставшие объединя­ющим и координирующим органом по охране труда на соответствующих территориях. Ор­ганы местного самоуправления являются полноправными участниками процесса реали­зации государственной политики в сфере ох­раны труда в муниципальных образованиях.

 
СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ СУОТ
 
Действующая СУОТ на предприятии является наиболее эффективным инструмен­том, направленным на сохранение жизни и здоровья его работников. Во многих организациях региона при активном участии сторон социального парт­нерства внедряются современные системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, реализуются мероприятия по улучшению и оздоровлению условий тру­да работников.
 
Развитие современных СУОТ требует усиле­ния роли профилактики в первую очередь на основе внедрения систем управления профессиональными рисками.
 
С опытом предприятий, успешно реали­зующих современые СУОТ и предлагаемых к распространению среди организаций Ни­жегородской области, можно ознакомиться в подразделе «Охрана труда в Нижегородской области» раздела «Общество» официального интернет-сайта правительства Нижегород­ской области
.
 
В ТК РФ закреплены понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». В настоящее время Минтрудом России разработано Поло­жение о системе управления профессиональ­ными рисками.
 
Успешная разработка и реализация тру­доохранных мероприятий во многом зависят от уровня компетентности персонала, и прежде всего специалистов по охране труда, являющихся своего рода генераторами со­временных систем управления охраной труда и профессиональными рисками.
 
Сегодня уже все понимают, что охрана труда является косвенным показателем со­стояния экономики. Вместе с тем решение основных проблем, связанных с кадровым обеспечением охраны труда на предприятии, во многом зависит от позиции работодателя, а не закона. Такое положение дел формирует соответствующее отношение к охране труда и в конечном итоге приводит к высокому уровню производственного травматизма, отсутствию профилактики профессиональ­ной заболеваемости, неудовлетворительным условиям труда работников, нарушению их трудовых прав.
 
Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н утвержден раздел «Ква­лификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в об­ласти охраны труда», «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специ­алистов и служащих». Данный приказ вступил в силу с 1 июля 2013 г.
 
ТК РФ содержит требование о создании службы охраны труда или введении должно­сти специалиста по охране труда при наличии у работодателя более 50 работников. По данным мониторинга, проведенного в Нижего­родской области, укомплектованность таки­ми специалистами составляет порядка 70%. Однако при этом на должность специалиста по охране труда нередко назначаются лица, не имеющие соответствующей подготовки или опыта работы в данной сфере.
 
Квалификациошгые характеристики спе­циалистов по охране труда, содержащиеся в соответствующем разделе нового Единого квалификационного справочника должно­стей руководителей, специалистов и служа­щих, призваны способствовать:
 
  • правильному подбору и расстановке кад­ров;
  • повышению их квалификации;
  • рациональному разделению труда;
  • созданию действенного механизма раз­граничения функций, полномочий и от­ветственности работников;
  • установлению единых подходов при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним ква­лификационных требований.
 
В соответствии с ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охра­ны труда осуществляется работодателем. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н  утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодате­лем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, предоставляющий реальную возмож­ность конкретизировать финансовые затраты на охрану труда и обеспечить их эффектив­ность на основе разработки с учетом специ­фики деятельности предприятия конкретной структуры расходов на охрану труда.
 
Контроль за целевым использованием этих средств в соответствии с новым Единым квали­фикационным справочником должностей ру­ководителей, специалистов и служащих должен осуществлять специалист по охране труда.
 
Основой современной системы управле­ния охраной труда и профессиональными рисками является АРМ
 
Вместе с тем уровень охвата рабочих мест АРМ в Нижегородской области остается недостаточным. К настоящему моменту аттесто­вано только около 48% от общего числа рабо­чих мест. К тому же качество АРМ не всегда соответствует установленным требованиям. При проведении экспертами Министер­ства государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества АРМ за 2011 – 2012 гг. в 17% случаев выявлены нарушения порядка ее осуществления, а в 48% – несоот­ветствие материалов АРМ государственным нормативным требованиям охраны труда.
 
ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Устойчивое функционирование регио­нальной СУОТ невозможно без обеспечения непрерывного процесса повышения компе­тентности работников и работодателей в области охраны труда. Для этих целей в ре­гионе имеется сеть из 37 аккредитованных организаций, предоставляющих услуги в сфере обучения по охране труда.
 
Отмечается ежегодный рост количества работников, прошедших такое обучение. Вместе с тем это вызывает и определенную озабоченность, так как рост числа обученных на фоне высокого уровня производственного травматизма свидетельствует о формальном подходе к проведению обучения. Исходя из этого, особые требования предъявляются к обучающим организациям, а также к работодателям, заключающих с ними договоры, которых, к сожалению, не всегда заботит высокое качество обучения.
 

Согласно данным государственной статисти­ки, до 10% всех несчастных случаев на про­изводстве прямо или косвенно связаны с на­рушениями требований к применению СИЗ
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ СОВРЕМЕННЫМИ СИЗ

Особое место в системе мер по предот­вращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний занимают СИЗ. Их отсутствие или неправильное при­менение очень часто служит причиной не­счастных случаев и профессиональных заболеваний.
 
В последние годы отмечается рост рынка средств защиты, что связано с темпами роста экономики, совершенствованием трудового законодательства, активной профессиональ­ной деятельностью самих участников данно­го рынка по продвижению современных и высокоэффективных средств защиты.
 
Министерство совместно с Ассоциацией средств индивидуальной защиты, Торгово- промышленной палатой Нижегородской об­ласти и Некоммерческим партнерством Центров Охраны Труда Поволжского феде­рального округа регулярно организует выставки спецодежды. Очередная выставка «Спецодежда и другие средства индивидуаль­ной защиты – 2012» состоялась в октябре прошлого года. В ней приняли участие предприятия-производители, разработчики и продавцы всех видов сертифицированных СИЗ из Нижнего Новгорода, Нижегородской области, Москвы, Пермского края, Тверской области и других регионов.
 
В рамках выставки прошел круглый стол на тему «Современные средства индивидуальной защиты для обеспечения работающих во вредных и опасных условиях труда» на кото­ром представители предприятий рассказыва­ли об опыте использования тех или иных видов спецодежды, а производители СИЗ информировали потребителей о новинках.
 
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА У РАБОТОДАТЕЛЕЙ
 
Важной частью региональной СУОТ яв­ляется мониторинг состояния условий и ох­раны труда у работодателей, осуществляю­щих деятельность на территории Нижегород­ской области. Положение о мониторинге состояния условий и охраны труда у работо­дателей, осуществляющих деятельность на территории Нижегородской области утверж­дено постановлением правительства Ниже­городской области от 27.08.2010 № 557.
 
Итоговые материалы с анализом эффектив­ности региональной СУОТ и меры по ее совершенствованию периодически рассматривают­ся Комиссией и размещаются на официальном сайте правительства Нижегородской области. Значимым направлением работы по реализации государственной политики в сфере охраны труда является обеспечение широкого доступа работни­ков и работодателей к информационным ресурсам в области охраны труда, пропаганда здорового и безопасного труда. Для этих целей на официальных сайтах Министерства и правительства Нижегород­ской области функционирует раздел «Охрана труда в Нижегородской области», количество посещений ко­торого за 2011 – 2012 гг. составило более 80 тыс. в год.
 
Мониторинг проводится по следующим направлениям:

 
  • состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;
  • уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • проведение АРМ;
  • подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • профессиональная подготовка специали­стов по охране труда в учреждениях среднего и высшего профессионального обра­зования и повышение их квалификации;
  • проведение обучения по охране труда работников организаций;
  • реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет средств, выделяемых ФСС России на предупредительные меры по сокращению производственного трав­матизма и профессиональных заболева­ний работников.
 
О.М. Бронникова,
нач. упр. по труду и занятости
Министерства социальной политики Нижегородской области
 
Источник: ВНИИ охраны и экономики труда Минтруда России