Новости
24 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Основные направления совершенствования системы управления охраной труда в Нижегородской области
30 июля 2013 г.
Как показывает практика, наиболее аффективной формой реализации государственной политики в сфере сохранения жизни и здоровья работающего населения является создание системы управления охраной труда (далее – СУОТ), служащей инструментом непрерывного совершенствования профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В Нижегородской области формирование региональной СУОТ началось с середины 1990-х гг. С тех пор региональная СУОТ постоянно совершенствуется с учетом правовых и социально-экономических изменений, а также актуальных потребностей Нижегородской области. Основу региональной СУОТ составляет Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), а также закон Нижегородской области от 03.02.2010 № 9-3 «Об охране труда в Нижегородской области» (далее – Закон № 9-3).
Организационная структура региональной СУОТ включает в себя три уровня: областной (государственное управление охраной труда), муниципальный, уровень работодателя (предприятия).
Государственное управление охраной труда на областном уровне обеспечивает:
- нормативное и правовое регулирование охраны труда;
- целевое планирование;
- взаимодействие субъектов управления;
- осуществление государственной экспертизы условий труда;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ);
- формирование системы обучения;
- создание и поддержка системы информационных ресурсов по охране труда;
- мониторинг состояния условий и охраны труда в Нижегородской области.
В соответствии с действующим законодательством государственное управление осуществляют:
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
- правительство Нижегородской области;
- Министерство социальной политики Нижегородской области (далее – Министерство);
- иные министерства и органы исполнительной власти Нижегородской области.
Реализация системных мероприятий позволила за последние пять лет снизить уровень производственного травматизма со смертельным исходом более чем на 40,6%, профессиональной заболеваемости – на 16%. Ежегодно повышается уровень охвата рабочих мест АРМ, который за этот же период вырос на 18% и составил 48% от общего числа рабочих мест в регионе.
Вместе с тем остается достаточно высоким уровень общего производственного травматизма – 1,8 пострадавших на 1000 работающих. Кроме того, согласно данным государственной статистики каждый третий работник в Нижегородской области занят в неудовлетворительных условиях труда. Все это приводит к возникновению профессиональных заболеваний, потере трудоспособности, преждевременной смертности. Также неудовлетворительные условия труда, несчастные случаи и профессиональные заболевания являются причиной серьезных экономических потерь.
Ситуация в этой сфере продолжает оставаться сложной в связи с высокой степенью износа основных фондов, отсутствием достаточного финансирования мероприятий по охране труда и программ по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, а также нехваткой экономических стимулов, побуждающих работодателей обеспечивать безопасные условия труда, проводить автоматизацию и модернизацию производства и технологических процессов.
В этих условиях усилия по совершенствованию региональной СУОТ сосредоточены на следующих направлениях:
- актуализация системы государственного и муниципального управления охраной труда;
- создание современных и эффективных СУОТ на предприятиях;
- непрерывное повышение компетентности работников и работодателей в области охраны труда;
- обеспечение работников современными средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ);
- мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей;
- обеспечение широкого доступа работников и работодателей к информационным ресурсам в сфере охраны труда, пропаганда здорового и безопасного труда.
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
Для координации работы и организации взаимодействия субъектов управления охраной труда образована областная межведомственная комиссия по охране труда, состав которой утвержден правительством Нижегородской области.
Актуализация системы государственного и муниципального управления охраной труда осуществляется на основе:
- взаимодействия субъектов управления охраной труда как на областном, так и муниципальном уровнях;
- обеспечения реализации областной и муниципальных целевых программ по охране труда;
- развития системы отраслевого управления охраной труда;
- расширения информационного и консультационного обеспечения охраны труда.
профессиональных союзов и их объединений.
Основными направлениями деятельности Комиссии являются:
- рассмотрение вопросов и подготовка предложений по проблемам охраны труда;
- обеспечение взаимодействия и координации деятельности органов государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти Нижегородской области и местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов и иных общественных организаций с целью реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда.
Основой деятельности Комиссии является сотрудничество с объединениями работодателей и профсоюзов. Региональная СУОТ не может функционировать без эффективного социального диалога и полноценного участия в процессах всех заинтересованных сторон. Сегодня в Нижегородской области действует 111 соглашений различных уровней, заключено более 6 тыс. коллективных договоров, содержащих мероприятия по охране труда, что обеспечило охват 87% занятых в экономике и социальной сфере региона.
Одним из центральных элементов региональной СУОТ является перспективное планирование, осуществляемое в форме областных целевых программ улучшения условий и охраны труда
Особенно актуальный вопрос – организация социального партнерства в малом и среднем бизнесе Нижегородской области, где занято более 500 тыс. человек. Значительная часть из них не охвачена коллективно-договорной деятельностью, что, как показывает практика, ведет к нарушению трудовых прав работников, включая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Использование программно-целевого метода обеспечивает целенаправленное и устойчивое развитие процессов, связанных с профилактикой производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. С учетом этого постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2012 № 422 утверждена пятая областная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Нижегородской области на 2013 – 2015 годы». Аналогичные программы приняты и реализуются во всех муниципальных образованиях.
В Законе № 9-З значительная роль отводится управлению охраной труда, осуществляемому министерствами и иными органами исполнительной власти в соответствующих видах экономической деятельности. Для повышения эффективности этого управления Министерством подготовлены и утверждены Комиссией рекомендации по управлению охраной труда в закрепленных видах экономической деятельности. На основе указанных рекомендаций разработаны отраслевые СУОТ в сфере здравоохранения, образования и культуры, и эта работа продолжается.
Основу территориального управления в региональной СУОТ составляют органы местного самоуправления. Фактически во всех муниципальных образованиях Нижегородской области имеются специалисты по труду, созданы и успешно действуют межведомственные комиссии по охране труда, ставшие объединяющим и координирующим органом по охране труда на соответствующих территориях. Органы местного самоуправления являются полноправными участниками процесса реализации государственной политики в сфере охраны труда в муниципальных образованиях.
Действующая СУОТ на предприятии является наиболее эффективным инструментом, направленным на сохранение жизни и здоровья его работников. Во многих организациях региона при активном участии сторон социального партнерства внедряются современные системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, реализуются мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда работников.
С опытом предприятий, успешно реализующих современые СУОТ и предлагаемых к распространению среди организаций Нижегородской области, можно ознакомиться в подразделе «Охрана труда в Нижегородской области» раздела «Общество» официального интернет-сайта правительства Нижегородской области.
В ТК РФ закреплены понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». В настоящее время Минтрудом России разработано Положение о системе управления профессиональными рисками.
Успешная разработка и реализация трудоохранных мероприятий во многом зависят от уровня компетентности персонала, и прежде всего специалистов по охране труда, являющихся своего рода генераторами современных систем управления охраной труда и профессиональными рисками.
Сегодня уже все понимают, что охрана труда является косвенным показателем состояния экономики. Вместе с тем решение основных проблем, связанных с кадровым обеспечением охраны труда на предприятии, во многом зависит от позиции работодателя, а не закона. Такое положение дел формирует соответствующее отношение к охране труда и в конечном итоге приводит к высокому уровню производственного травматизма, отсутствию профилактики профессиональной заболеваемости, неудовлетворительным условиям труда работников, нарушению их трудовых прав.
Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н утвержден раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Данный приказ вступил в силу с 1 июля 2013 г.
ТК РФ содержит требование о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда при наличии у работодателя более 50 работников. По данным мониторинга, проведенного в Нижегородской области, укомплектованность такими специалистами составляет порядка 70%. Однако при этом на должность специалиста по охране труда нередко назначаются лица, не имеющие соответствующей подготовки или опыта работы в данной сфере.
Квалификациошгые характеристики специалистов по охране труда, содержащиеся в соответствующем разделе нового Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, призваны способствовать:
- правильному подбору и расстановке кадров;
- повышению их квалификации;
- рациональному разделению труда;
- созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности работников;
- установлению единых подходов при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.
В соответствии с ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателем. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, предоставляющий реальную возможность конкретизировать финансовые затраты на охрану труда и обеспечить их эффективность на основе разработки с учетом специфики деятельности предприятия конкретной структуры расходов на охрану труда.
Контроль за целевым использованием этих средств в соответствии с новым Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих должен осуществлять специалист по охране труда.
Устойчивое функционирование региональной СУОТ невозможно без обеспечения непрерывного процесса повышения компетентности работников и работодателей в области охраны труда. Для этих целей в регионе имеется сеть из 37 аккредитованных организаций, предоставляющих услуги в сфере обучения по охране труда.
Отмечается ежегодный рост количества работников, прошедших такое обучение. Вместе с тем это вызывает и определенную озабоченность, так как рост числа обученных на фоне высокого уровня производственного травматизма свидетельствует о формальном подходе к проведению обучения. Исходя из этого, особые требования предъявляются к обучающим организациям, а также к работодателям, заключающих с ними договоры, которых, к сожалению, не всегда заботит высокое качество обучения.
Согласно данным государственной статистики, до 10% всех несчастных случаев на производстве прямо или косвенно связаны с нарушениями требований к применению СИЗ
Особое место в системе мер по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний занимают СИЗ. Их отсутствие или неправильное применение очень часто служит причиной несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
В последние годы отмечается рост рынка средств защиты, что связано с темпами роста экономики, совершенствованием трудового законодательства, активной профессиональной деятельностью самих участников данного рынка по продвижению современных и высокоэффективных средств защиты.
Министерство совместно с Ассоциацией средств индивидуальной защиты, Торгово- промышленной палатой Нижегородской области и Некоммерческим партнерством Центров Охраны Труда Поволжского федерального округа регулярно организует выставки спецодежды. Очередная выставка «Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты – 2012» состоялась в октябре прошлого года. В ней приняли участие предприятия-производители, разработчики и продавцы всех видов сертифицированных СИЗ из Нижнего Новгорода, Нижегородской области, Москвы, Пермского края, Тверской области и других регионов.
В рамках выставки прошел круглый стол на тему «Современные средства индивидуальной защиты для обеспечения работающих во вредных и опасных условиях труда» на котором представители предприятий рассказывали об опыте использования тех или иных видов спецодежды, а производители СИЗ информировали потребителей о новинках.
Важной частью региональной СУОТ является мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Нижегородской области. Положение о мониторинге состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Нижегородской области утверждено постановлением правительства Нижегородской области от 27.08.2010 № 557.
Итоговые материалы с анализом эффективности региональной СУОТ и меры по ее совершенствованию периодически рассматриваются Комиссией и размещаются на официальном сайте правительства Нижегородской области. Значимым направлением работы по реализации государственной политики в сфере охраны труда является обеспечение широкого доступа работников и работодателей к информационным ресурсам в области охраны труда, пропаганда здорового и безопасного труда. Для этих целей на официальных сайтах Министерства и правительства Нижегородской области функционирует раздел «Охрана труда в Нижегородской области», количество посещений которого за 2011 – 2012 гг. составило более 80 тыс. в год.
Мониторинг проводится по следующим направлениям:
- состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;
- уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- проведение АРМ;
- подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- профессиональная подготовка специалистов по охране труда в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и повышение их квалификации;
- проведение обучения по охране труда работников организаций;
- реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет средств, выделяемых ФСС России на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
нач. упр. по труду и занятости
Министерства социальной политики Нижегородской области
Источник: ВНИИ охраны и экономики труда Минтруда России