Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Концепция мониторинга состояния условий труда предприятий

5 августа 2013 г.

В докладе рассматривается информационно-аналитическая система позволяющая управлять охраной труда на предприятиях, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда на основе выявленных вредных и опасных производственных факторов. Применение такой системы позволит своевременно и эффективно принимать меры по обеспечению безопасных условий труда на рабочих местах предприятий.
 
Комплекс мероприятий проводимых администрацией предприятий, государственными контрольными органами субъектов Российской Федерации и направленных на оздоровление условий труда, снижение риска возникновения профессиональных заболеваний, осуществляется, как правило, в соответствие с принятыми программами.

Эффективность такого рода мероприятий в определенной мере можно проследить, анализируя состояние рабочих мест по уровню воздействия на работников некоторых физических факторов [1].
 
Соотношение удельного веса рабочих мест и промышленных предприятий, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям по отдельным физическим факторам, в 2011 году сохранилось: увеличение количества мест, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям по шуму и вибрации, привело к увеличению количества предприятий по данным факторам.

Сохранение такой тенденции свидетельствует о недостатках в формировании программ оздоровления условий труда по анализируемым факторам.
Показатели профессиональной заболеваемости по разделам экономической деятельности позволяют констатировать, что в 2011 году наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости зарегистрирован на предприятиях, относящихся к разделу «Добыча полезных ископаемых». На втором месте – «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», на третьем месте – «Обрабатывающее производство».

Возникновение острых профзаболеваний было в основном связано с авариями, нарушением правил техники безопасности, неприменением средств индивидуальной защиты, неисправностью машин и профессиональным контактом с инфицированным агентом, несовершенством технологических процессов, отступлением от технологического регламента.

Исходя из выше рассмотренного необходимо рассмотреть построение системы управления охраной труда – то есть включение в ее состав технических средств инструментального контроля параметров производственной среды, программно- технических средств сбора и передачи полученных данных в единый информационно-аналитический центр для анализа и выработки адекватных управляющих воздействий.
 
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ
 
Система должна включать в себя:
  • инструментальный контроль параметров производственной среды;
  • программно-технические средства сбора и передачи полученных данных в единый информационно-аналитический центр в режиме реального времени;
  • анализ и выработку адекватных управляющих воздействий;
  • обеспечение необходимыми фактическими и аналитическими данными пользователей системы в соответствии с иерархией доступа;
  • возможность доведения выработанных рекомендаций и управляющих решений до предприятий и организаций;
  • возможность использования системы для дистанционного обучения по вопросам охраны труда;
  • возможность интеграции с существующими и разрабатываемыми в системе управления охраной труда информационно-аналитическими и управляющими системами;
  • возможность сопряжения с системами, создаваемыми на базе международных стандартов серии ИСО;
  • возможность расширения функций системы и ее модернизации с учетом развития науки и техники. 
Список требований к системе может быть расширен или уточнен с учетом пожеланий заказчика.
 
АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ 
 
Предприятия и отдельные рабочие места оснащаются датчиками, осуществляющими в реальном масштабе времени инструментальное измерение параметров производственной среды. Это, например, датчики, измеряющие уровень шума, ультра- и инфразвуков, освещенности, состава воздуха и воды и наличия в них посторонних примесей, электромагнитных излучений, параметров физиологического состояния работника и т.д.
 
Кроме того, в число оцениваемых параметров производственной среды могут (и должны) включаться плохо формализуемые, но реально влияющие на работников факторы психологического характера, влияние которых может определяться на основе различных периодических тестирований и экспертных оценок, а также состояние организационной структуры охраны труда на предприятии и ее функционирование.

Конкретный набор принимаемых во внимание факторов производственной среды в идеале определяется для каждого рабочего места индивидуально. «Реальный масштаб» времени также в каждом конкретном случае может определяться по- разному. Для одних условий и параметров это могут быть секунды, для других неделя или месяц.

Аккредитованная в СДСОТ испытательная лаборатория при проведении работ по аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии осуществляет первичную оценку рисков, определение набора параметров производственной среды, подлежащих измерению (оценке), темп этих измерений, целесообразность внедрения соответствующих измерительных аппаратно-программных комплексов. 

Оснащение минимально необходимыми техническими средствами контроля за состоянием вредных производственных факторов в реальном времени должно быть включено в состав обязательных требований при аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях и при определении скидок и надбавок, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Набор данных с рабочих мест в режиме реального времени поступает на сервер предприятия, где подвергается первичной обработке и агрегированию, после чего передается на заранее заданный сайт сети Internet, становясь доступным единому информационно-аналитическому центру.
 
Для анализа используется также информация, получаемая из других источников (аналогичные предприятия, контролирующие государственные органы, медицинские учреждения, профсоюзные организации и иные объединения работников, средства массовой информации и т.д.). 

Информационно аналитический центр вырабатывает рекомендации и управляющие воздействия, направленные на снижение рисков производственного травматизма и профессиональных заболеваний на данном предприятии и доводит ее до сведения руководства предприятия и соответствующих исполнительных, контролирующих и управляющих органов.

Получение предприятием сертификата безопасности по охране труда обусловливается помимо набора соответствующих документов и организационных мероприятий еще и минимально необходимым аппаратно-программным комплексом, позволяющим с необходимой периодичностью отслеживать работоспособность внедренной системы управления охраной труда и состояние наиболее критичных факторов условий труда.
 
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА
 

Инструментальный и аппаратно- программный комплекс, установленный на предприятии и обеспечивающий сбор, обработку и передачу данных о состоянии контролируемых параметров условий труда и функционировании системы охраны труда на предприятии. Используется также на предприятии для анализа и выработки мероприятий по улучшению условий труда.

Сеть Internet в системе является общим разделяемым ресурсом, и поэтому иерархичность построения системы управления охраной труда достигается соответствующим уровнем доступа к данным, хранящимся на соответствующих серверах.

Аппаратно-программный комплекс информационно-аналитического центра, обеспечивающий сбор, хранение, обработку полученных данных и передачу аналитических материалов и рекомендаций соответствующим органам управления.

Обеспечивает работу системы – Информационно-аналитический центр, включающий в себя специалистов по обработке информации, а также специалистов и экспертов НАЦОТ, обеспечивающих анализ информации и выработку рекомендаций и управляющих воздействий. Целесообразно его создание на базе НАЦОТ.

Администратор и оператор системы – организация-разработчик системы мониторинга условий труда и набора соответствующих технических и программных средств всей системы, обеспечивающая поддержание системы в работоспособном состоянии и постоянную модернизацию аппаратно-программного комплекса в соответствии с изменяющимися требованиями.

Исполнительный механизм в системе, доводящий управляющие воздействия до предприятия и его рабочих мест – измерительные лаборатории и органы сертификации работ по охране труда, территориальные и отраслевые центры охраны труда, а непосредственно на предприятии подразделения и специалисты по охране труда.
 
Контролирующим механизмом являются инспекции по труду, получающие мощный информационный инструмент для осуществления инспекционных и административных воздействий на руководство предприятия.

У них появляется возможность объективного и постоянного контроля работы системы управления охраной труда на предприятии и принятия необходимых мер в случае отклонений или прекращения ее работы.
 
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СИСТЕМЫ


  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, осуществляющее функции государственного управления охраной труда.
  • Органы управления охраной труда на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, имеющие возможность получать как первичную, так и обработанную информационно-аналитическим центром аналитическую информацию, на основе которой вырабатываются управляющие воздействия и разрабатываются нормативные документы.
  • Центральный орган СДСОТ, получающий на основе информации возможность контролировать и анализировать работу аккредитованных в СДСОТ испытательных лабораторий и органов по сертификации, проводить целенаправленный инспекционный контроль их деятельности.
  • Научно-исследовательские учреждения на основе имеющейся аналитической информации смогут планировать и осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
  • Негосударственные и неправительственные организации, осуществляющие деятельность в сфере безопасности труда.
  • Профсоюзные организации на всех уровнях, на основе полученной информации осуществляющие взаимодействие с работодателями по вопросам улучшения условий труда работающих.
  • Региональные и отраслевые центры охраны труда, обучающие организации, использующие полученную информацию и рекомендации при обучении по вопросам охраны труда.
  • Испытательные лаборатории и органы по сертификации.
  • Руководители и специалисты по охране труда предприятий и организаций.
Иерархию уровней доступа к данным, хранящимся на серверах системы, способы и сроки хранения информации разрабатывает администратор системы в соответствии с требованиями заказчика, определяемыми Техническим заданием. В целом система имеет модульный принцип, что позволяет осуществлять ее дальнейшее развитие и модернизацию с учетом достижений науки и техники.

Литература

Деятельность органов и организаций Роспотребнадзора по гигиене труда и оценке условий труда в Российской Федерации в 2007 – 2011 гг.: Информационный сборник статистических и аналитических материалов. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012. – 35 с.

Н. Н. Новиков

Источник: «Безопасность и охрана труда», № 1, 2013.