Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Умфеллеры не работают на атомной станции
29 августа 2013 г.
Это величественное строение можно сравнить со средневековым замком. Они очень похожи по архитектуре – эти башни и башенки, глазницы окон, пилоны, «гирлянды», правда, на атомной электростанции они сотканы не из орхидей, а из проводов. И греет этот «замок» не одну-единственную родовитую семью, а сразу несколько миллионов россиян. И те же ненцы очень завидуют обитателям Центральной России (АЭС, в основном, сосредоточены в «сердце» РФ): есть атомная станция – в доме тепло и комфортно. Вот на теплых Канарских островах атомные станции строить не будут: там температура воздуха постоянно +26 – +28 градусов Цельсия. В снежки не поиграешь. А нам в России с нашими морозами и метелями атомные станции нужны позарез.
Так просто на АЭС не попадешь: нужно преодолеть несколько барьеров, пройти семь дверей, напичканных разной электроникой. Перед проходом через эти загадочные двери приходится сдать в камеру хранения атомной станции и ноутбук, и фотоаппарат. Не положено. Спасибо, что мобильный телефон остался при себе. Далее – подъем по лестнице административного здания в гардероб, где следует сдать верхнюю одежду. Вместе с номерками выдают «джентльменский набор»: нитяные перчатки, малиновые беруши и ярко-зеленую каску. На вопрос провожатым из Центра общественной информации Калининской атомной станции: «А зачем перчатки и беруши?» – получаю ответ: Перчатки для того, чтобы вы смогли потрогать, что захотите на атомной станции... А беруши вложите в уши, если в машинном зале будет шумно».
Позднее, передвигаясь по атомной станции, я отметила, что гостям АЭС выдают зеленые каски, а персонал носит головные уборы белого и оранжевого цвета. Находиться на станции без касок запрещено. Вот чего нам не выдали – так это счетчики Гейгера. Но в нашем пресс-туре оказались не только журналисты, но и экологи из Франции. Они передвигались по станции с собственным счетчиком Гейгера. Фон на АЭС, как признался один из французов, был ниже, чем в самолете Париж – Москва.
Кстати говря о привычных людских страхах – фоновых показателях атомной электростанции. Как и положено, в Удомле есть несколько щитов, которые показывают радиационный фон в городе. Есть такое табло и на фасаде АЭС. В момент нашего пребывания на атомной станции фон был 12 мкР/ч (микрорентген в час). Средний уровень радиационного фона по Москве – 11 мкР/ч (при норме в 30 микрорентген).
Сегодня попасть на работу на АЭС очень сложно, хотя еще два года назад бывало и такое, что на ядерных объектах вылавливали... гастарбайтеров.
«А уйдут не только рядовые сотрудники – уйдут носители «критического уровня знаний». Это те специалисты, чей опыт и знания заменить будет нечем и некем. «Мало кто знает, что на атомных станциях есть так называемые лаборатории психофизиологического обследования, – рассказывает депутат Государственной Думы, доктор технических наук Иван НИКИТЧУК. – Их задача – не только производить отсев людей с психическими отклонениями. И не только подбирать сотрудников, имеющих профессионально подходящие личностные качества. Требования гораздо жестче. Не каждый может быть оператором блочного щита управления АЭС. У носителей «критического уровня знаний» должна быть блестящая память, мгновенная реакция, тонкое умение прогнозирования ситуации».
Но в 2007 году на АЭС изменилась система премирования: премию разделили на две части – индивидуальную и по результатам деятельности за предыдущий месяц. Таким образом, в момент перехода на новую систему могла возникнуть ситуация разового падения премии. Премиальная часть, согласно коллективному договору, кроме всего прочего, выполняет роль компенсатора инфляции. Профком договорился с администрацией, премия была установлена с «инфляционным запасом» в 41%. И скачка при переходе на новую систему удалось избежать.
Условия? – Очень хорошие. Первоначальный взнос отсутствует. Срок ипотечного кредита – до 20 лет. 1% годовых в течение первых 7 лет. Ставка рефинансирования ЦБ РФ плюс 1% годовых по истечении первых 7 лет. И молодежь потянулась на объекты Росатома. Но отбор идет очень жесткий, потому что работать на ядерных объектах, действительно, могут не все.
Во время путешествия выяснилось, что Удомля – это отнюдь не медвежий угол, а место, широко известное в просвещенной России. В окрестностях Удомли в XIX и в начале XX века жили известные художники Исаак ЛЕВИТАН, Алексей ВЕНЕЦИАНОВ, Витольд БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ. В этих местах любил бывать знаменитый русский писатель Антон ЧЕХОВ. На берегу Удомли, на даче «Чайка», гостили известные художники Игорь ГРАБАРЬ и Борис ВОЛКОВ. В селе Гарусово у самого озера родился и провел детские годы военный министр, граф Алексей АРАКЧЕЕВ.
«Загрузка топливных кассет ознаменовала начало физического пуска реактора четвертого энергоблока, – рассказывает Максим РУМЯНЦЕВ, инженер международного отдела Калининской АЭС. – Физический пуск реактора является одним из ключевых этапов ввода энергоблока в работу».
Россияская атомная энергетика в настоящее время переживает глубокий кризис. Не хватает оборудования для новых блоков? Сегодня Ижорские заводы лежат на боку. В КБ и НИИ, где ранее активно разрабатывались проекты новых блоков и реакторов на быстрых нейтронах, не хватает квалифицированных специалистов. Плохо дело обстоит и с новыми кадрами: молодые ученые продолжают уезжать за кордон. Система профтехучилищ практически разрушена.