Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Требования к испытательным лабораториям при аккредитации на оказание услуг
22 ноября 2013 г.
Соласно приказу Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» организация, осуществляющая функции по аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ), должна иметь испытательную лабораторию, аккредитованную в установленном порядке в единой национальной системе аккредитации.
Результатом этой работы стало принятие постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации» (далее – Постановление № 602), пришедшего на смену ранее действовавшему постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия» (далее – Постановление № 163).
Постановление № 602 содержит три принципиально важные новеллы.
В Постановлении № 163 такой детализации не было, что вело к серьезным процедурным нарушениям, несоблюдению сроков аккредитации, а следовательно, в конечном итоге – к ограничению законных прав заявителей.
С целью исключения подобных ситуаций Постановление № 602 пошагово фиксирует процедуры. При этом предусмотрена ответственность всех участников процесса аккредитации за совершаемые ими действия на каждом из этапов. Так, определено, за что отвечают должностные лица Росаккредитации как национального органа, а за что ответственен эксперт по аккредитации, в соответствии с международной практикой привлекаемый к этим работам, или организация, оказывающая необходимую и обязательную услугу по аккредитации испытательной лаборатории согласно законодательству о государственных и муниципальных услугах, в штате которой он работает.
Постановление № 602 вступило в силу 19 октября 2012 г., а до этого момента за деятельностью экспертов по аккредитации не осуществлялось никакого контроля, и за ее результаты они не несли никакой ответственности.
В развитие Постановления № 602 Росаккредитацией утверждены:
- Порядок проведения квалификационного экзамена физических лиц, претендующих на получение статуса эксперта по аккредитации (приказ от 20.09.2012 № 3420);
- Положение об аттестационной комиссии Федеральной службы по аккредитации (приказ от 20.09.2012 № 3419);
- Методика учета факторов, влияющих на отбор экспертов по аккредитации (приказ от 20.09.2012 № 3418);
- Методические рекомендации по организации оказания сотрудниками Росаккредитации государственной услуги по выдаче бланков сертификатов соответствия, бланков приложений к сертификатам соответствия, оформленных по единой форме.
Помимо общих критериев, предусмотренных указанным ГОСТом, в Постановлении № 602 учтена и отраслевая специфика. На стадии подготовки документа Росаккредитация обращалась к отраслевым органам власти с просьбой представить свои предложения по введению специальных дополнительных критериев оценки испытательных лабораторий, которые будут работать с предприятиями соответствующей отрасли.
Следует также обратить внимание на важный момент, часто упускаемый из виду. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 261 (далее – Постановление № 261) были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 352 (далее – Постановление № 352), в рамках которых Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, был дополнен п. 30 следующего содержания: «Проверка соответствия заявителя критериям аккредитации в целях проведения аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании».
Прежде всего, это означает, что:
- организации, желающие заниматься данным видом деятельности, в частности оказанием услуг по АРМ, должны подать соответствующую заявку;
- организации, имеющие в штате экспертов по аккредитации, – провести экспертизу на соотвествие лаборатории критериям аккредитации, указанным в Постановлении № 602;
- Росаккредитация должна оценить соответствие лаборатории установленным критериям аккредитации и совершить юридические действия по аккредитации.
Кроме того, на основании подп. «б» п. 2 Правил определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг Росаккредитацией разработана Методика определения размера платы за оказание услуги по проверке соответствия заявителей и аккредитованных лиц критериям аккредитации (далее – Методика).
Методика размещена на официальном сайте Росаккредитации. Сегодня она является неотъемлемым приложением к обязательствам организации, в штате которой работают эксперты по аккредитации. В ближайшей перспективе планируется закрепление Методики соответствующим нормативным актом федерального органа исполнительной власти.
Некоторое время назад Росаккредитация провела анализ цен, устанавливаемых экспертными организации за свои услуги. Стоимость в 2 – 3 раза превышала реальные накладные расходы. Понятно, что фактически за счет обязательной услуги по аккредитации экспертные организации финансировали другие виды своей деятельности.
Следует также сказать несколько слов о технологии оказания услуги по проверке соответствия заявителей критериям аккредитации. У каждого из наших экспертов по аккредитации есть своя область специализации. На основе отраслевого признака специалистами Росаккредитации была выделена 21 сфера аттестации (соответствующий перечень размещен на официальном сайте Росаккредитации).
При этом мы старались не делать специализацию слишком узкой, поскольку эксперт по аккредитации – это системщик. Так, проведение специальной экспертизы или консультации, например по оборудованию, является полномочием технического эксперта, компетентного в соответствующей отрасли. Но вопрос по сферам аттестации еще не закрыт: при поступлении от отраслевых ведомств или профессиональных сообществ убедительных аргументов может быть рассмотрена возможность выделения дополнительных отдельных направлений.
При подборе экспертов по аккредитации принимается во внимание наличие у претендента как производственного стажа, так и опыта работы в органах оценки соответствия. Уже есть аттестованные эксперты по аккредитации лабораторий, специализирующихся на трудовом аудите.
Мы также надеемся на активное участие в этой деятельности профессиональных сообществ и ждем от них предложений относительно возможных кандидатов в эксперты по аккредитации. Экспертный пул – не закрытое объединение.
По нашему мнению, ряды экспертов должны регулярно обновляться, конечно, в строгом соответствии с презумпцией добросовестности. Если эксперт проявляет себя не с лучшей стороны в профессиональном смысле, необъективен, нарушает сроки и не соблюдает иные установленные требования, то это является основанием для лишения его аттестации.
Особые требования предъявляются к отбору технических экспертов (осуществляющих техническую экспертизу, оценивающих достаточность оборудования, корректность показаний и т. д.). Согласно п. 99 Постановления № 602 пофамильные списки кандидатов представляют отраслевые органы исполнительной власти. Росаккредитация эту информацию обобщает и размещает на своем официальном сайте с целью ознакомления профессионального сообщества и других заинтересованных лиц с реестром специалистов, привлекаемых в качестве технических экспертов к выполнению работ в области аккредитации.
К настоящему моменту сформирована аттестационная комиссия Росаккредитации, в состав которой вошли представители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, ведущих вузов, академического сообщества и т. д. Число ее членов может быть увеличено при возникновении необходимости учета отраслевой специфики.
Основаниями для включения аккредитованного лица (лаборатории) в ежегодный план инспекционного контроля на предмет подтверждения его соответствия критериям аккредитации являются:
- принятие Росаккредитацией решения об аккредитации органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) (первый инспекционный контроль осуществляется в течение одного года с даты аккредитации);
- истечение двух лет с даты окончания последнего инспекционного контроля аккредитованного лица (лаборатории).
Росаккредитация вправе применять к нарушителям такие санкции, как приостановление или лишение аккредитации, наложение административных штрафов. Законодательство о государственном контроле и надзоре предполагает формализованную и детализированную процедуру с тем, чтобы не ущемлялись права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К некоторым органам по сертификации продукции такие санкции уже были применены (соответствующая информация также размещена на официальном сайте Росаккредитации) – в отношении недобросовестных участников рынка мы настроены решительно.
Следует также отметить, что Росаккредитацией подготовлен проект федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации» (далее – Законопроект). В 2012 г. Минэкономразвития России внесло его в Правительство РФ, где Законопроект уже прошел ряд внутренних согласований. Предполагается, что в ближайшее время он будет внесен в Госдуму.
В настоящее время работа над Законопроектом продолжается, ознакомиться с ним можно на официальном сайте Минэкономразвития России. Призываем профессиональное сообщество принять активное участие в общественном обсуждении Законопроекта и представить свои предложения по его усовершенствованию, которые могут оказаться полезными в т. ч. при доработке текста ко второму чтению в Госдуме.
В формате сотрудничества с Международной организацией по аккредитации лабораторий (International Laboratory Accreditation Cooperation, ILAC) федеральный закон об аккредитации в нашей стране политически необходим.
Основной целью создания национального органа по аккредитации, предусмотренного Законопроектом, является обеспечение в будущем международного признания деятельности российских аккредитованных испытательных лабораторий. Это подразумевает признание нашими зарубежными партнерами не только российской схемы аккредитации испытательных лабораторий, но и эквивалентности отечественных и иностранных испытательных методик.
Мы продвигаемся в этом направлении хорошими темпами и имеем четкое представление о том, какие шаги необходимо сделать нам и нашим зарубежным партнерам в будущем в плане оценки отечественной системы аккредитации испытательных лабораторий, чтобы достичь намеченной цели. Если говорить о долгосрочных планах, то мы исходим из того, что к концу 2014 г. должна быть полностью сформирована единая государственная информационная система аккредитации.
Вся переписка с экспертами по аккредитации будет вестись в «личных кабинетах» на официальном сайте Росаккредитации, что позволит свести к минимуму бумажный документооборот. При этом все данные будут систематизированы и взаимоувязаны, что позволит отслеживать деятельность каждого эксперта по аккредитации. У всех аккредитованных лиц также будут свои «личные кабинеты», в которых они будут работать и представлять отчетную информацию, предусмотренную законодательством об аккредитации. В рамках вышеупомянутой единой электронной системы планируется создание целого ряда модулей, связанных с работой экспертов по аккредитации. Представляется, что это позволит сделать их работу максимально прозрачной и понятной для всех участников процесса и заинтересованных лиц.
Источник: «Справочник специалиста по охране труда», №7, 2013.