Новости
24 декабря 2024 г.
Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Охрана труда при «упрощенке»: обходные пути для расходов
15 октября 2013 г.
Как-то так получилось, что одна из самых массовых форм бизнеса – «упрощенка» – оказалась совершенно немотивированной в части охраны труда своих работников. Это подтверждает и комментируемое Письмо Минфина России от 18.02.2013 № 03-11-06/2/4248.
Вопрос:
Об отсутствии оснований для учета в целях налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогоообложения (УСН), расходов на оплату услуг аккредитованной специализированной организации по охране труда.
Ответ:
Вопрос:
Об отсутствии оснований для учета в целях налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогоообложения (УСН), расходов на оплату услуг аккредитованной специализированной организации по охране труда.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 февраля 2013 г. № 03-11-06/2/4248
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее. Пунктом 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данный перечень расходов является закрытым.
Расходы на оплату услуг аккредитованной специализированной организации по охране труда ст. 346.16 Кодекса не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Расходы на оплату услуг аккредитованной специализированной организации по охране труда ст. 346.16 Кодекса не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А. КОМОВА
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А. КОМОВА
АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Как-то так получилось, что одна из самых массовых форм бизнеса – «упрощенка» – оказалась совершенно немотивированной в части охраны труда своих работников. Это подтверждает и комментируемое Письмо Минфина России от 18.02.2013 № 03-11-06/2/4248.
ОХРАНА ТРУДА – ВНЕ РАСХОДОВ
Пунктом 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Данный перечень расходов является закрытым.
Расходы на оплату услуг аккредитованной специализированной организации по охране труда в ст. 346.16 Налогового кодекса не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. В пользу налоговиков было вынесено, например, Постановление ФАС Уральского округа от 11.01.2007 № Ф09-11283/06-С3.
ХИТРОСТИ И УЛОВКИ
При всем при этом освобождать компании и предпринимателей от заботы по охране труда никто и не собирался. А погашать такие затраты за свой счет желающих мало. Поэтому налоговые специалисты начали придумывать разные обходные пути.
Как указано в ст. 217 Трудового кодекса РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. В противном случае их функции может осуществлять организация, оказывающая услуги в области охраны труда, привлекаемая работодателем по гражданско-правовому договору.
Специалисты полагают, что компании выгоднее иметь собственную службу охраны труда. Тогда в налоговых расходах можно будет учесть затраты на оплату их труда (пп. 6 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Что касается услуг сторонней специализированной организации, то можно попробовать провести их как материальные расходы производственного характера (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Ведь из содержания ст. 254 Налогового кодекса следует, что такие услуги теоретически можно трактовать как контроль за соблюдением технологических процессов в части охраны труда.
Нам, правда, неизвестно, чтобы кто-то пытался отстоять такую позицию в суде. Наверное, гораздо проще «забить» на охрану труда.
Есть возможность попытаться учесть и затраты компании-«упрощенца» на проведение аттестации рабочих мест. Такие расходы можно учесть на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ, так как они направлены на подтверждение соответствия процессов производства, эксплуатации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Если аттестующая компания в составе стоимости своих услуг предъявляет к уплате НДС, его также можно учесть в составе налоговых расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Пожалуй, наиболее благополучно обстоит ситуация с учетом расходов на медицинские аптечки.
В соответствии с требованиями охраны труда работодатель обязан укомплектовать аптечку по установленным нормам (ст. 223 Трудового кодекса РФ). Конкретные медикаменты, которые должны входить в аптечку, предусмотрены перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н. Более расширенный перечень может быть установлен законами регионов или отраслевыми нормами.
Стоимость аптечек можно учесть в налоговых расходах «упрощенца» в составе материальных расходов как материалы, приобретенные на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели). Это следует из пп. 5 п. 1 ст. 346.16 и пп. 2 п.1 ст. 254 Налогового кодекса. Но самое главное, что такой вариант не отвергается в Письмах Минфина России от 01.09.2006 № 03-11-04/2/182 и от 11.04.2007 № 03-03-06/1/229
А ВЗНОСЫ ПЛАТИ!
В силу п. 1 ст. 5 и п. п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование «на травматизм».
Как указано в Законе, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. В силу ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 № 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в 2013 году данные страховые взносы уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ.
Впрочем, эти взносы «упрощенец» имеет полное право учесть в налоговых расходах (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
П. Яковенко
Источник: «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии», 2013, № 5