Новости
24 декабря 2024 г.
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда за счет средств Фонда социального страхования
9 июня 2017 г.
Ежегодно законом о бюджете Фонда социального страхования устанавливается право фонда принимать решения в пределах бюджетных ассигнований на соответствующие цели о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, но за вычетом выплаченного страхового обеспечения, на финансовое обеспечение профилактики травматизма. Не является исключением и Закон от 2 декабря 2013 г. № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Соответствующее право соцстраха установлено пп. 5 п. 1 ст. 7 данного законодательного акта.
Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами утверждены Приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (далее – Правила).
Но на этот раз Законом о бюджете ФСС предусмотрено также, что для страхователей с численностью работающих до 100 человек, которые не осуществляли финансовое обеспечение предупредительных мер в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему, объем средств финансирования рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему. Очевидно, что такое нововведение потребовало внесения изменений и в Правила. И это первая задача, которую выполнил Приказ Минтруда России от 20 февраля 2014 г. № 103н.
Согласно п. 2 Правил в новой редакции для страхователей с численностью работающих до 100 человек, которые не осуществляли финансовое обеспечение предупредительных мер в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, установлен отдельный лимит на финобеспечение. На профилактику травматизма они могут направить 20 процентов сумм страховых взносов за три последовательных предшествующих года, за вычетом выплаченного страхового обеспечения за это время, а также сумму взносов, подлежащую перечислению в ФСС в текущем финансовом году.
Кроме того, с 1 января 2014 г. по факту отменена аттестация рабочих мест. Ей на смену пришла специальная оценка условий труда, порядок проведения которой регламентирован Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Между тем, во-первых, аттестация рабочих мест входила в перечень предупредительных мер, которые могут финансироваться за счет ФСС первым пунктом.
Во-вторых, результаты аттестации рабочих мест (ведомости, протоколы) во многих случаях входили в комплект документов для обоснования финансового обеспечения по большинству мероприятий, которые могут быть проведены за счет взносов в ФСС. В частности, речь идет о тех случаях, когда предупредительные меры необходимы в связи с вредными и (или) опасными условиями труда работников, которые ранее подтверждались именно аттестацией рабочих мест. Теперь данную функцию выполняет спецоценка условий труда.
И это вторая задача, которую выполнил Приказ Минтруда России от 20 февраля 2014 г. № 103н: вместо аттестации рабочих мест в перечень предупредительных мер включена специальная оценка условий труда, а кроме того пересмотрены комплекты обосновывающих финобеспечение документов в соответствующих случаях.
Наконец, следует отметить нововведение, не связанное с законодательными изменениями. В перечне предупредительных мер, финансируемых за счет ФСС, появился новый пункт. Теперь в счет уплаты «несчастных» взносов при положительном решении соцстраха могут быть зачтены расходы по приобретению аптечек для оказания первой помощи.
Обратиться в ФСС с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь может в срок до 1 августа текущего календарного года (п. 4 Правил). Взаимодействовать при этом необходимо с исполнительным органом фонда по месту регистрации. Утвержденного бланка заявления не предусмотрено, так что составлять его необходимо в произвольной форме. Представить его может как сам страхователь, так и его представитель. При этом подать заявление можно как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. В любом случае к заявлению должны быть приложены два документа.
Во-первых, это план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году по форме, приведенной в Приложении к Правилам, с указанием суммы финансирования. Он разрабатывается с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, который, в свою очередь, составляется по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
Во-вторых, это копия самого перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников и (или) (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
Остальной пакет документов зависит от того, на что именно страхователь собирается направить финансирование. Например, если в план финансового обеспечения включить приобретение аптечек для оказания первой помощи, потребуется представить перечень приобретаемых медицинских изделий с указанием их количества и стоимости, а также постов, подлежащих комплектацией аптечками.
Что же касается специальной оценки условий труда, то в обоснование финансирования расходов по ее проведению необходимы:
- копия локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
- копия гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка, и стоимости ее проведения на данном количестве рабочих мест.
Срок, в который инспекторы соцстраха примут решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, по-прежнему зависит от того, в каком объеме были перечислены страхователем взносы на травматизм в предыдущем году. Но пороговая величина соответствующей суммы повышена с 7 до 8 млн. Таким образом, если сумма взносов составила до 8 млн руб. включительно, инспекторам придется уложиться в 10 дней со дня получения полного комплекта документов. Если величина взносов за истекший календарный год превысила 8 млн, то самостоятельно принять решение представители территориального отделения ФСС уже не смогут. В течение трех дней контролеры должны будут направить представленные страхователем документы на согласование в центральный аппарат Фонда. Согласовать их соцстрах должен в течение 15 рабочих дней с момента получения документов.
Страхователю решение исполнительного органа ФСС, как положительное, так и отрицательное, направляется в трехдневный срок с даты его принятия (или получения согласования из Фонда). При этом теперь у подразделения соцстраха появилось дополнительное основание для того, чтобы «завернуть» заявление работодателя, – представление им неполного комплекта документов. При этом по-прежнему страхователь вправе обратиться в Фонд повторно, но опять же не позднее 1 августа.
Помимо этого сохранены такие основания для отказа в финобеспечении, как:
- у работодателя имеется недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи им заявления;
- представленные страхователем документы содержат недостоверную информацию;
- предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Источник: Коловатов А. Спецоценка условий труда за счет ФСС // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2014. № 13. С. 14-16; электронный ресурс: www.consultant.ru.