Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Консультация: что делать, если истек срок действия результатов аттестации, а гострудинспекция предъявила предписание о проведении спецоценки в течение месяца?
20 июня 2014 г.
ВОПРОС: Государственная инспекция труда в субъекте РФ, в соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ, предъявила организации-работодателю предписание от 10 февраля 2014 г., в котором указала на необходимость проведения специальной оценки условий труда всех рабочих мест в срок до 10 марта 2014 г. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, вредных и (или) опасных условий труда по итогам аттестации выявлено не было (соответственно, работникам не предоставлялись какие-либо льготы и компенсации, обусловленные наличием указанных условий труда), но срок действия имеющихся результатов аттестации истек в декабре 2013 г. Есть ли основания для признания незаконным указанного предписания в части установления срока исполнения – до 10 марта 2014 г.?
ОТВЕТ: Основания для признания незаконным предписания государственной инспекции труда в субъекте РФ от 10.02.2014 организации в части установления срока выполнения предписания и проведения специальной оценки условий труда до 10.03.2014 г. есть. Для исполнения предписания о проведении специальной оценки условий труда на всех рабочих местах работодателю необходимо выполнить достаточно большой объем действий с привлечением специализированной организации; установленный предписанием срок объективно исключает возможность исполнить требования предписания по причинам, от работодателя не зависящим.
ОБОСНОВАНИЕ: Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу указанных законоположений выдаваемое предписание юридическому лицу должно содержать указание на конкретные сроки устранения выявленных нарушений, позволяющие объективно в эти сроки исполнить предписание.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон №426-ФЗ) специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона №426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Указанный Закон содержит описание многоэтапного процесса специальной оценки условий труда, который не может быть осуществлен работодателем фактически в течение одного месяца.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 8 Закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказ Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению» на дату вынесения предписания не был опубликован, находился на регистрации в Минюсте России и не являлся действующим нормативным правовым актом. Соответственно, на дату вынесения предписания отсутствовала достаточная нормативно-правовая база проведения специальной оценки, что также препятствует работодателю выполнить предписание в срок.
Таким образом, для исполнения предписания о проведении специальной оценки условий труда на всех рабочих местах работодателю необходимо выполнить достаточно большой объем действий с привлечением специализированной организации; установленный предписанием срок (10.03.2014 г.) объективно исключает возможность исполнить требования предписания по причинам, от работодателя не зависящим.
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 27 Закона №426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона №426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018 г.
В ч. 6 ст. 10 Закона №426-ФЗ указаны следующие рабочие места:
- рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Указанные рабочие места, как следует из вопроса, в организации отсутствуют, что также свидетельствует о незаконности предписания.
Таким образом, с учетом имеющейся судебной практики по срокам выполнения предписаний об аттестации рабочих мест по условиям труда (см. Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 г. по делу №33-2535/2013) срок выполнения предписания, вынесенного 10.02.2014, – до 10.03.2014 – является неправомерным.
Общероссийское отраслевое объединение работодателей
«Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России»
Источник: СПС КонсультантПлюс.