Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Консультация: что делать, если истек срок действия результатов аттестации, а гострудинспекция предъявила предписание о проведении спецоценки в течение месяца?

20 июня 2014 г.

Государственная инспекция труда в субъекте РФ, в соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ, предъявила организации-работодателю предписание от 10 февраля 2014 г., в котором указала на необходимость…
ВОПРОС: Государственная инспекция труда в субъекте РФ, в соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ, предъявила организации-работодателю предписание от 10 февраля 2014 г., в котором указала на необходимость проведения специальной оценки условий труда всех рабочих мест в срок до 10 марта 2014 г. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, вредных и (или) опасных условий труда по итогам аттестации выявлено не было (соответственно, работникам не предоставлялись какие-либо льготы и компенсации, обусловленные наличием указанных условий труда), но срок действия имеющихся результатов аттестации истек в декабре 2013 г. Есть ли основания для признания незаконным указанного предписания в части установления срока исполнения – до 10 марта 2014 г.?
 

ОТВЕТ: Основания для признания незаконным предписания государственной инспекции труда в субъекте РФ от 10.02.2014 организации в части установления срока выполнения предписания и проведения специальной оценки условий труда до 10.03.2014 г. есть. Для исполнения предписания о проведении специальной оценки условий труда на всех рабочих местах работодателю необходимо выполнить достаточно большой объем действий с привлечением специализированной организации; установленный предписанием срок объективно исключает возможность исполнить требования предписания по причинам, от работодателя не зависящим.

 
ОБОСНОВАНИЕ: Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
 
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
 
По смыслу указанных законоположений выдаваемое предписание юридическому лицу должно содержать указание на конкретные сроки устранения выявленных нарушений, позволяющие объективно в эти сроки исполнить предписание.
 
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
 
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон №426-ФЗ) специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона №426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Указанный Закон содержит описание многоэтапного процесса специальной оценки условий труда, который не может быть осуществлен работодателем фактически в течение одного месяца.
 
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 8 Закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
 
Приказ Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению» на дату вынесения предписания не был опубликован, находился на регистрации в Минюсте России и не являлся действующим нормативным правовым актом. Соответственно, на дату вынесения предписания отсутствовала достаточная нормативно-правовая база проведения специальной оценки, что также препятствует работодателю выполнить предписание в срок.
 
Таким образом, для исполнения предписания о проведении специальной оценки условий труда на всех рабочих местах работодателю необходимо выполнить достаточно большой объем действий с привлечением специализированной организации; установленный предписанием срок (10.03.2014 г.) объективно исключает возможность исполнить требования предписания по причинам, от работодателя не зависящим.
 
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 27 Закона №426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона №426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018 г.
 
В ч. 6 ст. 10 Закона №426-ФЗ указаны следующие рабочие места:
 
  • рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
 
Указанные рабочие места, как следует из вопроса, в организации отсутствуют, что также свидетельствует о незаконности предписания.
 
Таким образом, с учетом имеющейся судебной практики по срокам выполнения предписаний об аттестации рабочих мест по условиям труда (см. Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 г. по делу №33-2535/2013) срок выполнения предписания, вынесенного 10.02.2014, – до 10.03.2014 – является неправомерным.

 
А.Б. Иванов,
Общероссийское отраслевое объединение работодателей
«Союз работодателей атомной 
промышленности, энергетики и науки России»
 



Источник: СПС КонсультантПлюс.