Новости
10 декабря 2024 г.
Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...
Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
СОУТ: контроль и санкции ужесточились
19 февраля 2015 г.
Введение в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», повлекло принятие ряда иных нормативных правовых актов, а также внесение изменений в уже существующие документы.
Алена ЛЫСАК
Директор Департамента
дополнительного профессионального образования
Клинского института охраны и условий труда
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
С 1 января 2015 года вступила в силу ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ», устанавливающая ответственность за совершение отдельных видов правонарушений, которые ранее охватывались положениями ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда».
Перечень новых видов правонарушений в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а также меры ответственности работодателей в зависимости от их организационно-правовой формы приведены в таблице 1.
- для должностных лиц – административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц – административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Таким образом, ужесточение административной ответственности работодателя за совершение правонарушений, так или иначе связанных с проведением специальной оценки условий труда, налицо.
Таблица 1
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В связи с принятием закона о специальной оценке условий труда внесены изменения и в Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ), вступившие в силу с 1 января 2014 года. Прежде всего, следует отметить существенное расширение диспозиции ст. 143 УК РФ. Ранее уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ наступала за нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда, иными словами за нарушение норм, установленных такими документами как ПТБ, РД, ПОТ РМ, инструкций по технике безопасности и охране труда.
В настоящее время диспозиция ст. 143 УК РФ звучит как нарушение требований охраны труда в целом, а значит, перечень норм и правил, которые могут быть нарушены и могут повлечь уголовную ответственность, существенно расширен. Примечание к ст. 143 УК РФ гласит, что под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.
Претерпели изменения и санкции за совершение преступлений в области охраны труда. Сравнительный анализ мер ответственности работодателей и иных лиц, на которых возложены обязанности по соблюдению требований охраны труда, в соответствии с редакциями УК РФ до 1 января 2014 года и после вступления в силу закона о спецоценке, приведены в таблице 2.
Таблица 2
ИНСПЕКТОР ТРУДА БУДЕТ ПРИХОДИТЬ ЧАЩЕ
В свете принятия ФЗ №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» необходимо отметить следующее.
С одной стороны, расширено количество составов административных правонарушений в области проведения специальной оценки условий труда. Соответственно, вероятно возникновение ситуации, связанной с увеличением не только количества проверок со стороны контролирующих органов, но и их объема. Например, если ранее контролирующими органами мог быть проверен лишь факт проведения или непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда, то в нынешних условиях предметом проверки может стать и факт выдачи или невыдачи средств индивидуальной защиты, и факт прохождения или непрохождения работниками обязательных медицинских осмотров, освидетельствований и так далее.
Соответственно, каждое из указанных нарушений влечет наложение отдельного административного взыскания, тогда как ранее являлось возможным привлечение работодателя к административной ответственности за все выявленные нарушения единовременно по ст. 5.27 КоАП РФ.
С другой стороны, четкая регламентация процедуры специальной оценки условий труда, внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части установления конкретных размеров компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда или, к примеру, введение запрета на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, как это часто практиковалось ранее, влечет повышение уровня правовой грамотности работников и, как следствие, вероятность увеличения количества обращений работников в контролирующие органы в случае нарушения их прав и законных интересов.
Таким образом, с большой долей вероятности можно говорить о грядущем увеличении количества выдаваемых контролирующими органами предписаний об устранении нарушений законодательства, обусловленных как проведением плановых проверок, так и проверок по обращениям работников.
ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
Правлением Пенсионного фонда РФ (далее – ПФР) 4 марта 2014 года издано Распоряжение № 88р «Об организации работы ПФР, его территориальных органов по проверке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам», которым утверждены:
- методические рекомендации по проверке расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), представляемого в ПФР, начиная с I квартала 2014 года;
- методические рекомендации по проверке расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), представляемого в ПФР в электронном виде, начиная с I квартала 2014 года;
- методические рекомендации по проверке сочетаний видов стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Принятие указанного документа, несомненно, следует связывать с внесением изменений в ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», касающихся установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР по результатам проведения специальной оценки условий труда. Размеры и условия начисления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР приведены в таблице 3.
Таблица 3
С одной стороны, введение рассматриваемых дополнительных тарифов страховых взносов мотивирует работодателя как на проведение специальной оценки условий труда, так и на улучшение и оздоровление условий труда работников в целях снижения собственных затрат. С другой стороны – корректность начисленных и уплачиваемых работодателем страховых взносов в ПФР, в том числе по дополнительным тарифам, а также обоснованность установления права работника на льготное пенсионное обеспечение, является объектом контроля со стороны органов ПФР.
Аналогичная ситуация складывается и со страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ, точнее, на возможность предоставления скидок или надбавок на указанные страховые взносы. Соответствующие изменения, касающиеся основания для предоставления рассматриваемых скидок и надбавок по результатам проведения специальной оценки условий труда, уже внесены в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 августа 2012 года №39н «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Соответственно, обоснованность предоставления указанных скидок и надбавок является объектом повышенного внимания со стороны органов Фонда социального страхования РФ.
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ИНСПЕКТОРА
Статья 370 ТК РФ гласит, что для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Профсоюзные инспекторы труда наделены широким спектром полномочий в сфере охраны труда и имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей – о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве и пр.
В настоящее время в ТК РФ внесены изменения, касающиеся установления конкретных размеров гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Виды, размеры и основания предоставления указан-
ных гарантий и компенсаций приведены в таблице 4.
Таблица 4
Как следует из вышеизложенного, принятие закона о спецоценке повлекло четкую регламентацию критериев предоставления работникам гарантий и компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда. На практике данное обстоятельство, несомненно, «ударит» по работникам таких отраслей, как горнодобывающая промышленность, металлургия, химическое производство, электроэнергетика и так далее.
К примеру, ранее отбивщик ртути, занятый на механической отбивке, имел право на предоставление 24 рабочих (или 28 календарных) дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и 24-часовой сокращенной продолжительности рабочего времени в случае установления на его рабочем месте вредного или опасного класса условий труда любой степени вредности (от 3.1 до 4), в соответствии с п. 292 «б» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22. В настоящее время в случае установления на рабочем месте отбивщика ртути, занятого на механической отбивке, класса условий труда 3.2, работник будет иметь право лишь на повышение оплаты труда в размере 4% и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней.
Таким образом, внесение изменений в ТК РФ в части установления конкретных размеров компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда несомненно ухудшает положение отдельных категорий работников по сравнению с теми компенсациями, которые им предоставлялись в соответствии с документами бывшего СССР. Данное обстоятельство может повлечь повышение активности профессиональных союзов в части инициирования проверок соблюдения работодателями норм трудового права.
Введение процедуры специальной оценки условий труда свидетельствует о существенном повышении уровня ответственности работодателя как перед государством и его властными структурами, так и перед работниками и их объединениями. При этом строящаяся система направлена не только на «запугивание» работодателя возможными санкциями за совершение правонарушений и преступлений в области охраны труда, но и на материальное стимулирование реализации мероприятий, направленных на улучшение и оздоровление условий труда работников.
Источник: «Энергонадзор», № 9 (61), 2014.