Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда работников: актуальное интервью с Валерием Коржом, директором Департамента условий и охраны труда Минтруда России
27 октября 2014 г.
Некоторые работодатели уже в этом году проводят у себя спецоценку условий труда, при этом они сталкиваются с вопросами, на которые прямого ответа в Законе о спецоценке (Закон от 28.12.2013 г. №426-ФЗ (далее – Закон №426-ФЗ)) и в Методике ее проведения (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н) нет. А кто-то еще только прикидывает, как провести спецоценку и правильно, и недорого, по каким критериям выбрать оценивающую организацию. С вопросами читателей журнала «Главная книга» мы обратились в Минтруд.
– Специальная оценка условий труда – это на сегодняшний день единственный инструмент достоверного определения условий труда на рабочих местах. Ее результаты имеют универсальный характер. На основании результатов спецоценки работодатель определяет, как именно надо улучшать условия труда, какими средствами защиты обеспечить работников, как рассчитать им компенсации за вредную работу. От результатов спецоценки зависит и размер страховых взносов в Пенсионный фонд (ст. 7 Закона №426-ФЗ).
То есть ответственный работодатель, нацеленный на обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, используя результаты спецоценки, может снизить свои издержки как на выплату компенсаций работникам, так и на уплату за них страховых взносов за счет улучшения условий труда и устранения вредных рабочих мест. У работодателя есть прямая обязанность обеспечить проведение спецоценки (ст. 212 ТК РФ). За ее непроведение с 2015 г. грозит предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 60 тыс. до 80 тыс. руб. для организаций. А за повторное нарушение должностное лицо оштрафуют уже от 30 тыс. до 40 тыс. руб. либо дисквалифицируют на срок до 3 лет. Индивидуальному предпринимателю может грозить такой же штраф либо приостановление деятельности до 90 суток, организации – штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. либо приостановление деятельности до 90 суток (п. 3 ст. 11 Закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ).
– Спецоценка на рабочих местах, ранее прошедших аттестацию по условиям труда, обязательно должна быть проведена не позднее чем через 5 лет с даты окончания ранее проведенной процедуры аттестации. При этом работодатель вправе провести спецоценку и раньше, не дожидаясь истечения срока действия имеющихся результатов аттестации. Следовательно, работодатель должен обеспечить завершение спецоценки и подписание отчета не позднее того дня, когда исполнится 5 лет с даты окончания предыдущей оценки условий труда, чтобы избежать возникновения ответственности за ненадлежащее проведение спецоценки.
– Спецоценка считается завершенной, когда утвержден отчет о ее проведении. Такой отчет на всех «несписочных» рабочих местах должен быть утвержден не позднее 31 декабря 2018 г.
– Сроки проведения спецоценки устанавливаются в договоре между работодателем и организацией, проводящей спецоценку. Если оценивающая организация эти сроки не соблюдает, вопросы нарушения договора решаются в рамках гражданского законодательства. Методика проведения спецоценки не предусматривает обязательного проведения измерений температуры в помещении офиса в летний и зимний периоды. Необходимость дополнительных замеров температуры в офисе определяется решением комиссии. Кроме того, согласно Методике микроклимат надо исследовать только на рабочих местах, расположенных в закрытых производственных помещениях, где есть технологическое оборудование – искусственный источник тепла или холода (за исключением климатического оборудования).
– Учет СНИЛС работников, занятых на вредных и опасных работах, необходим для того, чтобы Пенсионный фонд РФ мог установить их «вредный» стаж и, соответственно, право на досрочное пенсионное обеспечение. А учет количества женщин и инвалидов на рабочем месте позволяет вести достоверный статистический учет этих категорий работников. В том числе – для предоставления им социальных гарантий и компенсаций за вредную работу.
– Исследования и измерения вредных и опасных факторов на рабочих местах должны проводиться тогда, когда на этих рабочих местах идет штатный производственный процесс, трудятся люди. Ведь именно используемые в ходе работы оборудование, сырье и материалы могут быть источниками вредных и опасных факторов (п. 15 Методики, утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н).
Если же какое-либо рабочее место вакантно и на нем никто не работает, проведение спецоценки будет неполноценным.
– Законодательство о спецоценке условий труда не устанавливает каких-либо требований к стоимости ее проведения. Цена спецоценки одного рабочего места определяется договором между работодателем и организацией, проводящей спецоценку.
– Обоснованием результатов проведения спецоценки могут быть материалы отчета по проведению спецоценки, разъяснения по вопросам проведения спецоценки. Предоставить их работодателю – обязанность организации, проводящей спецоценку. Если оценивающая организация отказывается их предоставить, работодатель вправе провести экспертизу качества спецоценки (ст. 24 Закона №426-ФЗ).
Кроме того, работодатель вправе обратиться в инспекцию по труду с жалобой на нарушение оценивающей организацией порядка проведения спецоценки.
– Это ограничение было введено, чтобы предотвратить конфликт интересов между представителями оценивающей организации и организации, где должна проводиться спецоценка. Выявить такой конфликт интересов можно, например, проанализировав уставные документы обеих компаний. Если окажется, что конфликт интересов присутствует, заключать договор будет нельзя и придется искать другого партнера.
А если взаимозависимость обнаружится уже после заключения договора, обе стороны будут нести ответственность за нарушение порядка проведения спецоценки по ст. 5.27.1 КоАП (вступает в силу с 01.01.2015 г.).
– Закон №426-ФЗ предусматривает проведение внеплановой спецоценки в отношении вновь организованных рабочих мест (Пункт 1 ч. 1 ст. 17 Закона №426-ФЗ). Что именно следует понимать под вновь организованным рабочим местом?
– А если новое рабочее место прописано в локальных нормативных актах, но оно пока вакантно?
– Будет ли считаться, что рабочее место вновь организовано, если, например, на офисном рабочем месте заменили компьютер или на производственном рабочем месте заменили станок?
– Нет, это не вновь организованное рабочее место, а замена производственного оборудования на действующем рабочем месте.
– Закон №426-ФЗ предусматривает проведение внеплановой спецоценки, если изменяется производственный процесс, заменяются оборудование, материалы и сырье, средства индивидуальной защиты и это может повлиять на уровень воздействия на работников вредных факторов (п. 3-5 ч. 1 ст. 17 Закона №426-ФЗ).Кто и как должен определять, приведут ли изменения технологического процесса, оборудования, сырья, материалов и средств защиты к изменению воздействия на работников вредных факторов?
– Надо ли проводить внеплановую спецоценку в случае замены в офисном помещении системы освещения, вентиляции? Или когда, например, автопредприятие меняет автопарк: автомобили марки «Газель» на «Форд»?
– Есть работники, которые не являются надомными или дистанционными работниками, но у которых нет стационарного рабочего места, например курьеры, промоутеры. Каким образом проводить спецоценку условий труда на рабочих местах таких работников? Как провести спецоценку условий труда работников, обслуживающих объекты связи, а также различные коммуникации, путевых обходчиков на железнодорожном транспорте?
– Работники строительных организаций выполняют свою трудовую функцию на объекте заказчика. Кто и в каком порядке должен проводить спецоценку условий труда на их рабочих местах?
– Кто и в каком порядке обязан проводить спецоценку условий труда работников клининговых компаний?
– Куда может обратиться работник, если он считает, что на его рабочем месте есть воздействие вредных факторов, а работодатель проигнорировал его жалобы и завершил спецоценку на этапе идентификации либо по результатам измерений не было выявлено вредного воздействия?
– Готовятся ли какие-то изменения и дополнения в Закон №426-ФЗ или нормативные документы в его развитие?
СПЕЦОЦЕНКА: РЕШАЮЩЕЕ СЛОВО – ЗА КОМИССИЕЙ
– Валерий Анатольевич, первый этап проведения спецоценки – идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов на обычных (не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ) рабочих местах. Если наименования потенциально вредных факторов совпадают с наименованиями факторов, которые перечислены в Классификаторе, утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н (далее – Приказ №33н), надо переходить к следующему этапу спецоценки – замеру этих факторов. Если не совпадают – спецоценка завершается после первого этапа (п. 5, 6 Методики, утв. Приказом №33н (далее – Методика)). Если офисное рабочее место оборудовано компьютером, будет ли потенциально вредным фактором световая среда (пункт 1.4 Классификатора, утв. Приказом № 33н)? Ведь в этом случае «проводятся работы с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением» (Примечание к п. 1.4 Классификатора, утв. Приказом №33н). А значит, на таких рабочих местах спецоценку завершить на этапе идентификации нельзя?
– Если работодатель раньше не проводил аттестацию «вредных» (перечисленных в Списках) рабочих мест, он должен провести спецоценку до конца 2014 г. Обязана ли организация до 1 января 2015 г. полностью завершить спецоценку или она может находиться на одной из стадий проведения спецоценки?
– В течение какого срока комиссия по проведению спецоценки должна подписать отчет о спецоценке, представленный организацией, проводящей спецоценку?
– Комиссия по спецоценке должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места (пункты 55-59 Методики). Какие именно данные о рабочем месте необходимо указывать в перечне?
– Обязательно ли, чтобы индивидуальные порядковые номера рабочих мест в первой графе перечня указывались строго подряд и никакой дополнительной информации не содержали? Или допустимо, чтобы какие-то из цифр номера означали профессию или должность, конкретный цех или офис? Если это возможно, работодателю будет намного проще идентифицировать конкретное рабочее место.
– Надо ли проводить спецоценку рабочих мест строителей на каждом объекте, где они работают? Если строители заканчивают строительство одного объекта и начинают строить новый, надо ли проводить спецоценку опять?
– А будет ли у работника-строителя на новом объекте именно новое рабочее место? Или разные строительные объекты – это территориально меняющаяся рабочая зона одного и того же рабочего места?
Источник: «Главная книга», №16 и №18, 2014.