Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Публикации

18 апреля 2024 г.

Материалы обучения искусственного интеллекта охране труда: к вебинару КИОУТ

Вебинар провел генеральный директор КИОУТ Олег Александрович Косырев. Он доложил об основных принципах работы искусственного интеллекта в сфере организации охраны труда на производстве. Непосредственным...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Новосибирская область: задачи профсоюзов при проведении специальной оценки условий труда

21 января 2015 г.

Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» №426-ФЗ от 28.12.2013 г. (далее – Закон о СОУТ) была введена новая процедура в области охраны труда – «специальная оценка условий труда», которая заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда. Внедрение СОУТ касается каждого работника и работодателя и широко обсуждается профессиональным сообществом. 
Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» №426-ФЗ от 28.12.2013 г. (далее – Закон о СОУТ) была введена новая процедура в области охраны труда – «специальная оценка условий труда», которая заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда. Внедрение СОУТ касается каждого работника и работодателя и широко обсуждается профессиональным сообществом. 

Предлагаем вашему вниманию Комментарий руководителя технической инспекции труда Федерации профсоюзов Новосибирской области Бориса БИРЮКОВА



«Приведу небольшую выдержку из выступления первого заместителя Министра труда и социальной защиты Сергея Федоровича ВЕЛЬМЯЙКИНА на семинаре-совещании в Сибирском федеральном округе, которое состоялось в г. Иркутске 30.07.2014 г.: «С 1 января 2014 года введен институт специальной оценки условий труда. Это первый шаг. Этот первый шаг направлен на то, чтобы иметь инструмент, который бы позволял нам абсолютно объективно оценивать, в каких условиях занят работник». 
 
Из этих слов следует, что принятый Закон о СОУТ и нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения специальной оценки условий труда, требуют дальнейшего совершенствования и, при необходимости, корректировки. 
 
Учитывая, что проводимая СОУТ вызывает множество вопросов у профессионального сообщества, заместителем Председателя Правительства РФ Ольгой Юрьевной ГОЛОДЕЦ еще 3 апреля 2014 года было предложено сторонам социального партнерства провести мониторинг реализации приказа Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса» в целях установления необходимости корректировки данных документов. 
 
В целях реализации данного решения приказом Минтруда России от 22 апреля 2014 г. №270 создана рабочая группа, в которую должны быть представлены результаты мониторинга по специальной оценке условий труда. 
 
По поручению заместителя председателя ФНПР профсоюзы Новосибирской области вместе с другими территориальными объединениями профсоюзов также принимают участие в проведении данной работы. 
 
На наш взгляд, в стороне от проведения мониторинга СОУТ не должны оставаться органы государственного управления охраной труда, объединения работодателей Новосибирской области.
 
Кроме проведения мониторинга СОУТ, согласно поручению ФНПР, профсоюзы области проводят анализ результатов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ по УТ) и СОУТ. Мы имеем первые результаты данной работы. Они показывают, что количество работающих во вредных условиях труда без проведения каких-либо организационных и технических мероприятий на рабочих местах сокращается в разы. 
 
Например, при проведении в 2009 году АРМ по УТ в лаборатории инструментальных методов анализа ФГУП «СНИИГГиМС» на всех 27 рабочих местах установлены вредные условия труда. По результату проведения СОУТ в 2014 г. из этих 27 рабочих мест – на 24-х установлены «допустимые условия труда», и только на 3-х  «вредные».
 
Снижение класса условий труда вызвано тем, что Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов сокращен перечень оцениваемых факторов и повышены их допустимые уровни. 
 
Проблемы такого перевода рабочих мест из вредных условий труда в допустимые связаны не только с лишением работающих прав на компенсации за работу во вредных условиях труда, но и с тем, что по этой причине не будут проводиться мероприятия по улучшению условий труда, не будут проводиться медосмотры среди занятых на данных рабочих местах. Всё это будет создавать предпосылки для получения профессиональных заболеваний работающими до достижения пенсионного возраста.
 
Таким образом, при корректировке Методики проведения СОУТ в первую очередь необходимо обеспечить возможность объективной гигиенической оценки условий труда, т.е. объективно установить класс условий труда.         Далее, процедуры СОУТ должны предусматривать и возможность оценки имеющихся на рабочем месте потенциально опасных производственных факторов, которые могут быть причинами несчастных случаев на производстве. 
 
Закон о СОУТ и Методика ее проведения должны предусматривать не возможность подготовки и не рекомендуемых мероприятий по улучшение условий труда, а должно быть предусмотрено требование, обязывающее в рамках СОУТ обеспечить разработку Плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда с согласованием данного документа комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным органом и обязательным утверждением данного Плана руководителем предприятия. 
 
Также необходимо предусмотреть проведение внеплановой СОУТ после выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями охраны труда.
 
И только после внесения данных принципиальных дополнений и изменений можно будет рассчитывать на то, что проведение СОУТ будет обеспечивать снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и ей по праву будет отведена ведущая роль в управлении охраной труда на предприятии. 
 
В существующих же реалиях СОУТ позволяет субъективно и неполно оценивать гигиенические условия труда на рабочем месте только для тенденциозного установлению права на компенсации за работу во вредных условиях труда. 
 
Поэтому, первоочередной задачей профсоюзов, как и органов государственного управления охраной труда, объединений работодателей должна стать реализация перечисленных четырех направлений по совершенствованию проводимой специальной оценки условий труда. 
 
Кроме этого, для снижения негативных результатов проведения СОУТ перед профсоюзами области ставятся следующие задачи: 
 
1. Проводить обучение членов комиссий по проведению СОУТ от первичных профсоюзных организаций для обеспечения возможности их эффективной работы в составе комиссий. 
 
2. Добиваться, согласно решениям выборных органов первичных профсоюзных организаций, утверждения Положения о порядке деятельности комиссии по проведению СОУТ на предприятии, в котором следует:

 
  • определить порядок формирования и работы комиссии;
  • установить порядок учета и реализации предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации и измерений потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; 
  • определить алгоритм принятия решений в случае возникновения споров, разногласий по существу принимаемых комиссией решений;
  • установить персональную ответственность должностных лиц организации за некачественное проведение работ по СОУТ. 
3.Осуществляя профсоюзный контроль, добиваться: 
 
  • выполнения требования о необходимости ознакомления в письменной форме работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах; 
  • прекращения действия декларации соответствия условий труда требованиям охраны труда на рабочем месте, где произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание, и добиваться проведения в этой связи внеплановой СОУТ.
 
4.Подготавливать и направлять, в необходимых случаях, заявления в государственную инспекцию труда о необходимости проведения экспертизы качества проведенной специальной оценки условий труда. 
 
5. Инициировать проведение внеплановой специальной оценки условий труда . 
 
6. Принимать решения по уровню предоставляемых по законодательству работнику гарантий и компенсаций в связи с вредными и (или) опасными условиями труда в ходе и по результатам коллективных переговоров. Все предлагаемые действия профсоюзов подкреплены соответствующими нормами ТК РФ и Закона о СОУТ»
 




Источник
: fpnso.ru.