Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Профсоюзы: дефицит слов о дефиците бюджета и СОУТ

27 января 2015 г.

Врачи и учителя в разных регионах страны сталкиваются с неполным финансированием фондов оплаты труда и урезанием стимулирующих и компенсационных выплат. По этим «звоночкам» можно отследить и зафиксировать тяжелый дефицит бюджетов всех уровней – от федерального до муниципального.
Врачи и учителя в разных регионах страны сталкиваются с неполным финансированием фондов оплаты труда и урезанием стимулирующих и компенсационных выплат. По этим «звоночкам» можно отследить и зафиксировать тяжелый дефицит бюджетов всех уровней – от федерального до муниципального.
 
Отраслевые профсоюзы связывают это, в частности, с «выполнением» «майских» указов президента, а также с дефицитом пенсионного фонда. Так, в профсоюзе работников здравоохранения считают спецоценку условий труда одним из инструментов отказа в льготных пенсиях.
 

БЮДЖЕТНИКИ ГОТОВЯТСЯ «УЖИМАТЬСЯ»

В конце ноября – начале декабря прошлого года в СМИ появилась информация о том, что бюджетники Кировской области в следующем году станут недополучать денежные выплаты. Так, «Комсомольская правда в Кирове» сообщила 1 декабря со ссылкой на анонимные источники в вятской системе образования и здравоохранения: «ассигнований на зарплаты школьным педагогам будет выделено только на первые десять месяцев, что повлечет за собой урезание стимулирующих надбавок; а медики и вовсе якобы лишатся надбавок “за вредность”».
 
«До всех руководителей образовательных учреждений области уже довели информацию, что им нужно начинать экономить, – цитирует издание неназванного директора одного из образовательных учреждений региона. – Подведомственным учреждениям департамента образования ассигнования на заработную плату в 2015 году будут выделены в размере 84% от нормы, то есть примерно на 10 месяцев, на материальные расходы и услуги – в размере 82%». Далее собеседник «КП» делает вывод о том, что «точно существенно упадет заработная плата педагогических работников (...) за счет отмены премий и стимулирующих коэффициентов». Причем «сделать это будет вынужден каждый директор».
 
К примеру, по подсчетам респондента «КП» и его главбуха в их учебном заведении «понижение составит для административных работников до 10%, для педагогов – до 20%». Тому, что имя администратора, на голубом глазу приводящего «дискриминационные» по отношению к педагогам цифры, не называется, удивляться не приходится, но это уже несколько другая история.
 
В отношении медиков информации меньше: со ссылкой на неназванного детского врача говорится о том, что в 2015 году в отрасли будут упразднены надбавки «за вредность». «А это примерно 16% от зарплаты», – пояснил источник «Комсомолки». Сам он обращает внимание на то, что по поводу отмены выплат письменных распоряжений руководству (и от руководства) не поступало, информация была обнародована устно, на утренней пятиминутке.
 
Но самое интересное, конечно, то, что все описанное выше подтверждают в той или иной мере собеседники «Солидарности» не только из Кировской области, но и из других регионов.
 
Нюансы, правда, все же имеются. Так, опасения медиков связаны с отменой компенсаций по итогам будущей спецоценки условий труда, а педагогов – с «экономичной» системой наполнения фондов оплаты труда, о которой подробнее будет сказано ниже. Но в обоих случаях очевидно, что «ноги» сокращения выплат бюджетникам «растут» из желания властей сократить расходы. В условиях текущего кризиса цель можно даже признать верной, вопрос только в средствах ее достижения.

 
ПОД СОУСОМ СОУТ

«В январе 2014 года года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», поэтому у нас все льготы, которые предусмотрены действующим законодательством, предоставляются работникам как раз в связи с результатами спецоценки, – напоминает председатель Кировского обкома профсоюза работников здравоохранения Валерий СЕННИКОВ. – За вредные условия труда предоставляются дополнительные отпуска, надбавки к зарплате, льготное пенсионное обеспечение. У нас сейчас спецоценка начинает проводиться, уже имеют место факты того, что по ее результатам на некоторых рабочих местах признано отсутствие вредных условий труда».
 
Валерий СЕННИКОВ указывает также на то, что по закону работодатель должен обеспечивать работнику условия труда, отвечающие нормам безопасности. То есть ключевое слово здесь «должен», и главная цель работодателя, таким образом, не в выплате компенсаций, а в устранении опасных факторов.
 
«С другой стороны, работники хотят трудиться в безопасных условиях, но при этом пользоваться теми льготами, которые предусмотрены для условий небезопасных...» – сетует предобкома.
 
Стоит оговориться, что причиной тому является вовсе не страсть медиков к «халяве», а не самые высокие, мягко говоря, зарплаты. И учесть, что те же пресловутые «майские» указы президента о беспрецедентном повышении этих зарплат на местах зачастую выполняются за счет сокращения штата и интенсификации труда оставшихся. И даже если представить себе «идеальную» ситуацию, при которой средняя зарплата у медиков равна средней по региону, кто сказал, что эта самая «средняя по региону» обязательно способна обеспечить потребности его жителей? И не факт еще, что покупательная способность растет вместе с этими цифрами.
 
Кроме того, в обком профсоюза уже поступали жалобы на несправедливые, по мнению председателей первичек, результаты спецоценки. А ведь работники теряют на этом от 4 до 16% надбавки.
 
«Имеются жалобы на то, что некоторые компании, проводящие эту оценку, делают это не всегда объективно, в результате чего работники могут потерять вышеуказанные льготы, – считает Валерий СЕННИКОВ. – Необходимо, чтобы профсоюз контролировал проведение спецоценки условий труда. Там, где работодатель закупает новое оборудование, новое освещение делает, создает безопасные и безвредные условия, – там, конечно, по результатам этой оценки в условиях труда у некоторых работников действительно отсутствуют вредные производственные факторы. А там, где эти факторы еще есть, наша задача в том, чтобы они были объективно оценены. Такая ситуация по всей России».
 
Последнее подтверждает и зампред профсоюза работников здравоохранения Геннадий ЩЕРБАКОВ. По его словам, проблема кроется в самой методике проведения СОУТ, которая не учитывает некоторые специфические факторы труда медработников.
 
«В спецоценке условий труда применяются методы измерительные. А здесь, допустим, есть психоэмоциональный фактор, его померить нельзя. Есть и контагиозность (свойство инфекционных болезней передаваться от больных людей здоровым восприимчивым людям. – П.О.). Проблема есть, и об этом мы знаем. И не только знаем, но и пытаемся ее решить на уровне Министерства труда», – отметил Геннадий ЩЕРБАКОВ.
 
Профсоюз договорился с вице-премьером Ольгой ГОЛОДЕЦ, курирующей социальный блок в правительстве, о том, что в текущем квартале будет проведен мониторинг описанных проблем. Как следствие, была создана рабочая группа профсоюза и Министерства здраво-охранения, ведутся консультации с Министерством труда. «Правда, – говорит Геннадий ЩЕРБАКОВ. – Пока на уровне Минтруда шагов в этом плане нет». Специфические вредные факторы труда медиков неустранимы, но, как было сказано, не поддаются инструментальной оценке.
 
«Если этот вопрос не урегулируется, то будет катастрофа», – заключает Геннадий ЩЕРБАКОВ.

 
ЗА СЧЕТ БОЛЬНЫХ И УВОЛЕННЫХ

Теперь рассмотрим ближе другой метод бюджетной экономии. Напомним: форма у него весьма интересная – выделение денег на зарплаты учителям на следующий год не в полном объеме. Например, меньше на 16% от суммы года прошлого (это при том, что рост инфляции точно предсказать никто не может). Председатель Кировского обкома профсоюза работников образования Таисия МАКЕЕВА говорит, что это уже привычная практика: «Это не новость для нас. На 2014 год заработная плата для общеобразовательных учреждений была заложена тоже не на 12 месяцев, а на 11,5».
 
Причем продиктовано это, на первый взгляд, вполне рациональными рассуждениями. Дело в том, что в течение года деньги в тех же школах, как правило, удается экономить. «Благодаря» болеющим учителям, наличию вакансий в штатном расписании и прочим «прелестям». И расчет чиновников основан на том, что сэкономленного хватит школе на выплаты за те самые «оставшиеся» полмесяца (если говорить о текущем годе). А если не хватит, вот тогда и будут думать, где взять.
 
Думать, кстати, уже приходится. По словам Таисии МАКЕЕВОЙ, часть школ области не сможет выплатить своим работникам зарплату за остаток декабря до конца года. То есть в праздники учителям придется искать в основном бесплатных развлечений. А также бесплатной колбасы, детских подгузников, кредитов и, возможно, сыра...
 
«Департамент финансов Кировской области пишет нам, что мониторинг фонда оплаты труда показывает: в большинстве учреждений ежегодно «складывается экономия средств» на оплату труда в связи с наличием вакантных должностей, выплаты пособий по временной нетрудоспособности и т.п., которые возможно направить на выплату заработной платы за вторую половину декабря», – отметила Таисия МАКЕЕВА. – В абсолютном большинстве школ средства действительно остались, но в некоторых нет. При этом предобкома выразила опасение в том, придется экономить на стимулирующих выплатах. Профлидер уже общалась на эту тему с губернатором Кировской области Никитой БЕЛЫХ.
 
Никита БЕЛЫХ считает, что, «конечно, этого не надо допускать, снимать то-то и то-то». «У нас уже начались предупреждения в ряде районов о предполагаемом изменении оплаты труда. Разумеется, не в лучшую сторону, и именно в связи со снижением стимулирующих выплат», – передает предобкома содержание разговора.
«Считается, что будет экономия по фонду оплаты труда в связи с болезнями учителей. Но их же замещать нужно», – обращает внимание на этот аспект зампред профсоюза работников образования Татьяна КУПРИЯНОВА.
 
Соответственно, и доплачивать кому-то за замещение. Так что это выглядит «экономией о двух концах». В этом плане интересны заявления, сделанные президентом Владимиром ПУТИНЫМ в своем послании к Федеральному собранию. Он говорил о том, что «производительность труда необходимо увеличивать на 5% в год и в то же время ежегодно сокращать неэффективные расходы на 3%». Здесь все дело в том, кто и что понимает под «неэффективными расходами». Российские наемные работники на своем опыте знают, что зачастую для работодателя «неэффективны» как раз льготы, компенсации и стимулирующие выплаты (привет «оптимизации» производства). А не, скажем, дорогая служебная иномарка или раздутый штат управленцев.
 
«Вы госпрограмму развития образования почитайте. Там реализовать “дорожные карты”, в первую очередь в части выполнения указов президента, рекомендуют за счет поиска внутренних резервов – той же самой оптимизации внутри системы примерно на треть, – отмечает Татьяна КУПРИЯНОВА. – Но главное, что учреждения образования лишь процентов на 18 могут найти деньги на покрытие дополнительной потребности в средствах на увеличение заработной платы внутри системы. А все остальное нужно покрывать за счет дополнительных средств».
 
Как и в случае с работниками здравоохранения, «бюджетные» проблемы педагогов распространяются не только на Кировскую область. Так, уже с начала текущего года с тем же сталкиваются в Алтайском крае. Председатель крайкома профсоюза работников образования Юрий АБДУЛЛАЕВ связывает эти проблемы с практикой выполнения «майских» указов: «Федеральное финансирование на исполнение указов президента идет, как правило, нерегулярно и не всегда в тех объемах, которые для этого региону необходимы. Особенно это касается регионов-доноров. Мы наблюдали в январе-феврале похожую картину, когда упала средняя зарплата в целом. К марту-маю удалось ситуацию выровнять. В сентябре-ноябре опять у нас есть сигналы с мест о том, что заработная плата сейчас носит характер волнообразный».
 
Теперь у алтайских учителей есть все основания опасаться снижения зарплаты в начале следующего года. А во Владимирской области их коллеги ожидают если не снижения зарплат, то как минимум их заморозки. Председатель Владимирского обкома профсоюза работников образования Лидия КИРЯЧКОВА ссылается на директора местного департамента образования Ольгу БЕЛЯЕВУ: «Мне сказала наш директор департамента образования, что была установка правительства: отклонение средней зарплаты педагогов от средней зарплаты в регионе может быть в пределах 3%. Можно до средней зарплаты в регионе на 3% не добираться. Кроме “дошкольников”, они у нас должны полностью выйти на целевой показатель».
 
При этом, говорит Лидия КИРЯЧКОВА, в области «очень увеличивается нагрузка» на педагогов, число работников сокращают, увольняют педагогический состав. За счет этого у оставшихся «счастливчиков» повышается нагрузка, и – вуаля! – средний показатель зарплат не снижается.
 
«Я думаю, что снижения нет, потому что очень много сокращенных, – отметила Лидия КИРЯЧКОВА. – У нас за год количество педагогических работников сократилось почти на тысячу (их осталось около 17 тысяч. – П.О.). Сейчас средняя зарплата у учителей составляет 22 тысячи рублей – выше средней по региону, и у остальных категорий работников растет. Но это за счет интенсификации».

 
НЕ МЫТЬЕМ, ТАК КАТАНЬЕМ

Наверное, ничего нового во всем этом нет. Но это означает лишь то, что мы привыкли к негативным процессам в социально-трудовой сфере. Власти ставят перед собой невыполнимые задачи, не подумав о средствах их достижения, а потом оказывается, что задачи эти стоят по факту вовсе не перед правительством, а перед наемными работниками. Перед сокращенными работниками, а также работниками, перегруженными работой сверх всякой меры, работниками, лишенными льготных пенсий.
 
К слову, право на льготную пенсию имеют пока еще и многие учителя. А если сокращать по тысяче педагогов на регион в год, у государства будет меньше пенсионных обязательств. И, может быть, Пенсионный фонд сможет отстроить себе еще пару красивых офисов... Так или иначе, проблема бюджетного дефицита решается за счет населения. И тут крайне любопытно звучат слова председателя Кировского обкома профсоюза работников здравоохранения: «Понятно, что спецоценка направлена на реформирование и пенсионного законодательства, - говорит Валерий СЕННИКОВ. – Мы с разработчиками (Закона о спецоценке, прим. – П.О.) в Москве разговаривали об этом. Первоначально предпринимателями было предложено увеличить пенсионный возраст. Но эти поправки не прошли, поэтому, как нам разработчики сказали, закон о проведении спецоценки увязан как раз с реформированием пенсионного законодательства. Раз не увеличили пенсионный возраст, идут по пути снижения количества льготников».

 
Павел Осипов


 
 
Источник: solidarnost.org