Новости
10 декабря 2024 г.
Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...
Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Подготовка экспертов, проводящих специальную оценку условий труда
19 октября 2015 г.
О повышении в связи с переходом на специальную оценку условий труда уровня требований к лицам, уполномоченным проводить измерения (испытания) и оценку потенциально вредных и опасных производственных факторов. Приведены требования, предъявляемые к экспертам, и порядок аттестации физических лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
О повышении в связи с переходом на специальную оценку условий труда уровня требований к лицам, уполномоченным проводить измерения (испытания) и оценку потенциально вредных и опасных производственных факторов. Приведены требования, предъявляемые к экспертам, и порядок аттестации физических лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. |
В декабре 2012 г. Президентом Российской Федерации Владимиром ПУТИНЫМ было дано поручение Правительству Российской Федерации подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, регулирующих порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, а также соотношение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями в отношении работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, с результатами этой оценки.
Необходимость реформирования системы оценки условий труда работников связана, прежде всего, с неоднозначной системой установления компенсаций работникам за вредные условия труда, многочисленными противоречиями в требованиях нормативных документов в сфере охраны труда, экономическим бременем и отсутствием должной системы мотивации работодателей на улучшение и оздоровление условий труда. С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ). Специальная оценка условий труда, представляющая собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника, заменяет процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда, тем самым приближая российский механизм оценки условий труда к европейской модели оценки профессиональных рисков. Принятие Федерального закона № 426-ФЗ повлекло внесение многочисленных изменений в уже действующие нормативные документы.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭКСПЕРТАМ
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 426-ФЗ к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее — сертификат эксперта). Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
Необходимо отметить, что ст. 19 Федерального закона № 426-ФЗ установила в числе прочих требование к организации, проводящей специальную оценку условий труда, о наличии в ее штате не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — «врач по общей гигиене», «врач по гигиене труда», «врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям». Ранее действовавшая процедура аттестации рабочих мест по условиям труда (Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда») не предусматривала подобных требований.
ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ЛИЦ НА ПРАВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА Правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 №614 (далее – Правила аттестации). Правилами аттестации утвержден перечень документов, которые должны быть предоставлены в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации лицами, претендующими на прохождение аттестации (далее — заявитель): 1. заявление в произвольной форме, подписанное заявителем лично, в котором последовательно указываются следующие сведения о заявителе:
2. копия документа об образовании, подтверждающего наличие высшего образования; 3. копия документа о квалификации, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования, дополнительной профессиональной программой которого предусмотрено изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа; 4. копия трудовой книжки и (или) документов, подтверждающих наличие опыта практической работы в области оценки условий труда. Срок, определенный Правилами аттестации для рассмотрения Минтрудом заявления и прилагаемых к нему документов, составляет 20 рабочих дней со дня их регистрации. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о допуске заявителя к аттестационному испытанию или об отказе в аттестации. Правилами аттестации определен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в аттестации:
Аттестационное испытание проводится на русском языке в форме дистанционного тестирования. Тестирование проводится по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступны для ознакомления без взимания платы. Тестовые вопросы состоят из пяти частей и включают как общие вопросы по специальной оценке условий труда, так и специальные (по химическому, биологическому, физическому факторам и т.д.).
Заявитель прибывает на тестирование согласно, указанным в уведомлении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о допуске к аттестационному испытанию, дате, времени и месту для прохождения тестирования. Тестируемый должен иметь при себе уведомление и документ, удостоверяющий личность. Заявитель допускается к тестированию после удостоверения его личности уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Уполномоченное должностное лицо вправе оказывать заявителю техническую помощь в работе с системой тестирования. Во время тестирования может осуществляться видеофиксация прохождения заявителем процедуры тестирования. В ходе проведения тестирования не допускается использование заявителем специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. Разговоры между заявителями в процессе проведения тестирования не допускаются. При нарушении указанных требований заявитель удаляется с тестирования уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Результат прохождения таким заявителем аттестационного испытания признается неудовлетворительным. Заявитель регистрируется в системе тестирования, используя логин и пароль доступа, указанные в уведомлении о допуске к аттестационному испытанию. При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут. Заявитель выбирает один или несколько правильных, по его мнению, ответов на тестовый вопрос из нескольких предложенных в системе тестирования вариантов ответов и подтверждает свой ответ (ответы). Тестирование завершается заявителем после того, как он ответил на все вопросы теста, либо автоматически по истечении отведенного лимита времени. Результат тестирования отображается в системе тестирования в электронном виде в форме протокола, в котором содержатся фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя, дата тестирования, количество правильных ответов на тестовые вопросы, итоговый результат тестирования. Электронная форма протокола (протоколов) тестирования сохраняется в системе тестирования. Заявителю вручается копия протокола тестирования. При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания. В остальных случаях Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения заявителем аттестационного испытания. В случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания ему предоставляется право в течение 30 дней пройти повторное тестирование, но не более 2 раз. Повторное тестирование проводится не ранее чем через 7 дней с даты последнего тестирования заявителя. Итоговое решение о результате прохождения заявителем аттестационного испытания принимается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам последнего пройденного им тестирования. По результатам аттестационного испытания Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (в случае удовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания) или об отказе в аттестации (в случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания).
СЕРТИФИКАТ ЭКСПЕРТА НА ПРАВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
На основании решения об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации оформляет в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания сертификат эксперта, который вручается эксперту непосредственно или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Форма сертификата эксперта, технические требования к нему и инструкция по заполнению сертификата утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 32н. Срок действия сертификата составляет пять лет с момента его выдачи или направления по почте заявителю. По окончании срока действия сертификата эксперты вновь проходят аттестацию в порядке, установленном Правилами аттестации. В качестве оснований для аннулирования сертификата эксперта Правилами аттестации предусмотрены следующие случаи:
Решение об аннулировании сертификата доводится до сведения эксперта в течение десяти рабочих дней со дня его принятия посредством направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При этом вновь получить сертификат эксперта такое лицо сможет не ранее чем через 3 года со дня принятия решения об аннулировании сертификата. Реестр экспертов, в котором содержатся сведения об экспертах и выданных (аннулированных) им сертификатах, ведется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, установленном Приказом от 24.01.2014 № 32н. Отмена аттестации рабочих мест по условиям труда и введение процедуры специальной оценки условий труда с ее более жесткими требованиями в отношении лиц, уполномоченных проводить измерения (испытания) и оценку потенциально вредных и опасных производственных факторов, позволит пойти по пути улучшения качества и получения наиболее достоверных результатов оценки условий труда. В свою очередь, результаты специальной оценки условий труда, проведенной действительно квалифицированными специалистами, могут стать надежной основой для принятия работодателем адекватных и соответствующих действительности мер, направленных на реализацию конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
ОБУЧЕНИЕ ПО СОУТ ДЛЯ ЛИЦ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЕРТА
Несмотря на то, что в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», обязанности экспертов организаций вправе выполнять лица, допущенные к работе в испытательных лабораториях (центрах), вплоть до 31 декабря 2018 года, многие эксперты на рынке принимают решение в пользу обучения сейчас, не дожидаясь наступления указанного срока.
Рыночная конъюнктура все больше диктует свои правила, и ведущие компании на рынке в тендерах уже сейчас предъявляют требования, в соответствии с которыми эксперты, выезжающие к ним на проведение специальной оценки условий труда, должны входить в реестр Минтруда России.
Одним из условий получения статуса эксперта в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», является наличие у претендента дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программ ы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 часов. Акционерное общество «Клинский институт охраны и условий труда» проводит обучение лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда. С начала года обучение по указанной программе Клинского института прошло порядка 200 человек, каждый из которых впоследствии успешно прошел аттестационное испытание в территориальных органах Роструда. Продолжительность обучения по программе составляет 72 часа. Организация обучения возможна в дистанционном формате в полном объеме либо в очно-дистанционной форме (8 часов очного обучения и 64 часа самостоятельной подготовки с применением дистанционных образовательных технологий). Слушатели, успешно завершившие обучение по программе, получают удостоверение о повышении квалификации. Обучающий курс по программе обучения лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда, содержит базу нормативных правовых документов, промежуточное и итоговое тестовое испытание. Такой подход к подаче учебно-методического материала позволяет наиболее эффективно закрепить полученные знания и быстро найти необходимую информацию. При этом, каждый обучающийся имеет возможность самостоятельно определять виды учебно-методической информации, представляющие для него практическую ценность и необходимые ему для изучения и успешного прохождения итоговой проверки знаний. Такой индивидуальный подход позволяет сэкономить время на изучении слушателем отдельных тем обучающего курса, по которым его знаний и практического опыта достаточно для успешного прохождения итогового тестового испытания. Авторами учебного курса являются ведущие специалисты, доктора наук, члены рабочих групп Минтруда России и Минздрава России по разработке законопроектов и подзаконных актов, имеющие многолетний опыт практической работы по оценке условий труда, промышленной и пожарной безопасности, охране труда:
и другие признанные эксперты. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА 1. Охрана труда в организации
2. Специальная оценка условий труда
3. Управление результатами специальной оценки условий труда
Заявку на обучение можно направить на электронный адрес: sale@kiout.ru (с пометкой «Заявка на обучение») или связаться с нашим менеджером по тел. 8-800-333-00-77 (бесплатно по всей России).
В заявке необходимо указать:
Система дистанционного обучения АО «Клинский институт охраны и условий труда» полностью соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части применения современных образовательных технологий, а также использования модульного принципа представления содержания обучающего курса. Уникальность платформы дистанционного обучения Клинского института заключается в том, что учебный материал подается в максимально удобной форме в виде:
Технические возможности системы дистанционного обучения АО «Клинский институт охраны и условий труда» позволяют осуществлять административное управление процессом обучения:
Алена Лысак,
Директор Департамента
дополнительного профессионального образования Клинского института охраны и условий труда Юлия Куроптева,
Заместитель Директора Департамента
дополнительного профессионального образования Клинского института охраны и условий труда Подробную информацию о других наших разнообразных по тематическому наполнению очных семинарах, вебинарах и программах дистанционного обучения Вы можете получить на сайте Клинского института охраны и условий труда: http://www.kiout.ru/services/learning, а также по телефону; 8 (800) 333-00-77 (бесплатно по всей России). Источник: edu.kiout.ru. |