Новости
10 декабря 2024 г.
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Определение трудоемкости экспертизы специальной оценки условий труда
31 октября 2016 г.
Специалисты министерства напомнили, что результаты проведенной по прежнему законодательству аттестации рабочих мест по условиям труда действуют 5 лет, то есть как максимум до 2018 г.
В отношении рабочих мест, где аттестация не была проведена согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.
В Письме было еще раз указано, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
– рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
– рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
– рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
А значит, поэтапное проведение специальной оценки условий труда осуществляется только в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и не указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Специальная оценка условий труда рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона, должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы. При этом Федеральным законом в случае поэтапного проведения специальной оценки условий труда не устанавливаются количество этапов проведения специальной оценки условий труда и количество рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда в ходе каждого этапа. В этой связи указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда.
Также Минтруд своим Приказом от 09.10.2014 № 682н утвердил Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда в случае, если такая оценка осуществляется органами государственной власти и их служащими. Согласно им размер платы за проведение экспертизы рекомендуется устанавливать на основе нормативных затрат на проведение экспертизы в отношении одного объекта экспертизы, т.е. 1 рабочего места. Для этого разработана формула:
где Nз – нормативные затраты на проведение экспертизы в отношении одного объекта экспертизы;
Nот – нормативные затраты на оплату труда и начисления на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) работников, занятых на должностях, не являющихся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, проводящих экспертизу;
Ккр – коэффициент косвенных расходов, который может рассчитываться как отношение суммы нормативных затрат на приобретение материальных запасов (Nмз) и нормативных затрат на общеорганизационные нужды (Nон) к показателю Nот;
Nкр – нормативные затраты на командировочные расходы.
Трудоемкость экспертизы измеряется в человеко-днях, от которых зависит нормативная стоимость проведения экспертизы. Трудоемкость рассчитывается так:
где Тэксп – трудоемкость проведения экспертизы без выполнения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
Тизм – трудоемкость проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов.
Выясняется, что на оформление результатов экспертизы полагается 1 человеко-день, то есть вдвое меньше человеко-дней, чем на обследование рабочего места, и втрое, чем на проведение самой экспертизы.
Методические рекомендации унифицируют практику определения размеров стоимости специальной оценки и представляют собой достаточно очевидное решение.
Источник: Шалаев А.В. Некоторые моменты в проведении специальной оценки условий труда // Делопроизводство и кадры. 2015. № 2. С. 131-133 (публикация размещена в СПС КонсультантПлюс); электронный ресурс: www.consultant.ru.