Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Административная и уголовная ответственность при проведении специальной оценки условий труда

16 февраля 2016 г.

В 2015 году вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ, значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства. Важнейшими являются изменениями, касающиеся диверсификации ответственности за нарушения норм трудового права и правил охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения.
В 2015 году вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ, значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства. Важнейшими являются изменениями, касающиеся диверсификации ответственности за нарушения норм трудового права и правил охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения.
 
Работа с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан является одним из приоритетных направлений деятельности Государственной инспекции труда. Согласно данным статистики в 2014 году большой объем работы был связан именно с рассмотрением жалоб, заявлений и других обращений граждан и организаций в целях разрешения конкретных ситуаций, связанных с нарушением трудовых прав работников.


 
В течение 2014 года в Гострудинспекцию поступило 17 157 обращений граждан, из которых было рассмотрено 16 899, что на 11,7% больше по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Из общего количества поступивших обращений в форме электронного документа поступило 3 622 обращения, в письменной форме – 5 121, устно – 8 414 обращений граждан. В 1 460 (8,5%) случаях назначено проведение проверок. В 679 (4%) случаях возбуждено административное производство. На 14 760 (86%) поступивших обращений даны разъяснения по существу поставленных заявителями вопросов. По результатам проведенных проверок в 2 668 случаях (16%) обращения граждан были признаны обоснованными, и нарушенные права заявителей восстановлены. В том числе, отменено 16 дисциплинарных взысканий, 48 виновных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 739 – к административной ответственности за нарушения трудового законодательства, допущенные в отношении заявителей.
 
Для рассмотрения в другие органы, в соответствии с их компетенцией, отправлены 240 (1,4%) обращений. Оставлено без рассмотрения и ответа по существу 18 (0,1%) обращений в связи с отсутствием в обращении сведений о его авторе, почтового адреса либо иных, предусмотренных законом сведений. В 598 (3,5%) случаях доводы, указанные в обращениях, не подтвердились, в 7 (0,04%) случаях не подтвердился факт обращения гражданина, от которого было направлено обращение.
 
 
КАКИЕ ЗАКОН ПОВЛЕК ИЗМЕНЕНИЯ?
 
В связи с выходом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее СОУТ) № 337978-6 в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП) и Уголовный кодекс (УК РФ) был внесен ряд изменений. Законопроект представляет собой пакет законодательных инициатив, направленных на формирование и закрепление механизма экономического стимулирования работодателей к реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах, основным инструментом, которого будет проведение СОУТ.
 
СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
 
По сведениям Минтруда, наибольшее количество нарушений СОУТ было зафиксировано в Ростовской и свердловской областях, а также в Красноярском и Краснодарском краях. Больше всех рискуют крупные предприятия, поскольку размер штрафа за нарушение порядка проведения СОУТ исчисляется исходя из количества рабочих мест. Ведь отсутствие правомерной спецоценки создает угрозу жизни и здоровью каждого отдельно взятого работника.


 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ШТРАФЫ
 
Напомним, что, по словарю-справочнику «Административное право», административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в применении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает общими признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время ей присущи специфические признаки, характерные только для этого вида юридической ответственности. Ответственность работодателя за нарушения в области охраны труда в рамках вносимых изменений согласно Кодексу об административных правонарушениях, сводится к следующему:
 
Статья 5.27 КоАП. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей, на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

2. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 тысяч до 70 тысяч рублей.
 
Статья 5.27 (1) КоАП. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа от 1 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тысяч рублей.

3. Допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

4. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тысяч рублей.

5. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц – от 130 до 150 тысяч рублей.

6. Несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и пр. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 до 70 тысяч рублей.

7. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 тысяч рублей, для юридических лиц – в размере от 100 до 200 тысяч рублей.


 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
 
Уголовная ответственность за нарушения в области охраны труда возлагается на конкретное лицо, ответственное за соблюдение требований охраны труда на предприятии.
 
Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Ответственность. Наказывается штрафом в размере до 400 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности (пр.).

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. Ответственность. Наказывается лишением свободы на срок до 4 лет.

3. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Ответственность: Наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.
 
В связи с вводом СОУТ фактическое количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда увеличилось. По данным Минтруда, в течение первого полугодия 2015 г. Федеральной службой по труду и занятости оформлено более 6,5 тыс. постановлений на юридических и должностных лиц за нарушение порядка проведения СОУТ на рабочих местах. «За нарушение установленного порядка проведения спецоценки работодатели были привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму свыше 150,8 млн руб., а организации, проводящие спецоценку условий труда, оштрафованы на сумму более 3 млн руб., – уточнил глава Министерства Максим ТОПИЛИН.


 

 
Источник: «8 часов», № 2, 2016.