Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Государственная экспертиза условий труда
17 февраля 2016 г.
«Еще раз, чтобы было понимание по поводу измерений. Федеральный бюджет не может перечислять денежные средства в субъекты Российской Федерации, исходя из Бюджетного кодекса, на проведение экспертизы. У нас есть подведомственный фонд, он упомянут в нашем порядке, у которого есть государственное задание, где какие-то сюжеты, связанные с измерениями, отражены. Необходимо действовать по тем процедурам, которые прописаны в нашем документе».
– Обращаю внимание на то, что в нашем Порядке проведения государственной экспертизы условий труда (приказ Минтруда РФ №549н) установлены жесткие сроки – 30 рабочих дней, при необходимости еще на 30 дней экспертизу можно продлить. Выстроен достаточно четкий механизм процедур в рамках госэкспертизы: это рассмотрение заявлений и документов, экспертная оценка объекта экспертизы, если необходимо, проведение соответствующих измерений в рамках госэкспертизы, оформление результатов в виде заключения государственного инспектора.
– Важным документом, безусловно, является заявление о проведении государственной экспертизы условий труда, там есть совершенно четкие атрибуты, которые должны быть указаны. Следует обратить внимание, что и в Трудовом кодексе РФ, и в Порядке проведения государственной экспертизы условий труда есть появившееся в последнее время требование о получении соответствующих документов. И если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, находятся в распоряжении иных органов власти, федеральной или субъектной, то орган власти, который принимает заявление и проводит экспертизу, запрашивает их по соответствующим системам межведомственного электронного взаимодействия, иным системам в этих органах – это сейчас общий принцип организации работы с гражданами, организациями, которые подают заявления, дабы не нагружать их беготней и сбором различных справок, документов.
– Основания для отказа в проведении экспертизы тоже перечислены в Порядке, они тоже исчерпывающие. То есть, придумывать какие-то иные поводы для отказа в проведении экспертизы инспекторы и органы по труду не вправе, они все перечислены в Приказе №569н Минтруда. Соответственно, они имеют закрытый статус, и если будут какие-то жалобы от граждан и организаций, что им по каким-то иным мотивам отказывают в приеме документов, последует реакция министерства. Мы проанализировали данные 2014 года по наличию лабораторий и количеству экспертов, их, на мой взгляд, просто катастрофически мало, а работа ими проделана большая. Всего было проведено 847 экспертиз. Наверняка, в 2015 году показатели будут намного больше. Основной процент разногласий – по поводу фактических условий труда, потом – по компенсациям, и далее – по спецоценке условий труда. В лидерах у нас по количеству проведенных экспертиз – Центральный федеральный округ.
– По запросам экспертизы условий труда в 2015 году мы видим, что все больше и больше растет количество запросов от Роструда и его территориальных органов. В ряде случаев инспекции не могут принять решение по разногласиям в области спецоценки по заявлениям профсоюзов работников, работодателей, и поэтому обращаются в государственную экспертизу условий труда. Мы предполагаем, что процент обращений рострудинспекций, гострудинспекций субъектов Российской федерации будет расти. Всего госэкспертиза проведена в отношении практически 80 000 рабочих мест.
«В последнее время мы рассмотрели 8 обращений о несогласии с результатами спецоценки , еще 7 находятся на рассмотрении. Встречаются претензии, например, что не указан ИНН и поэтому спецоценка проведена некачественно. Это не совсем так. Одно дело, когда специалисты измеряли уровень шума с помощью методики измерения инфразвука, а другое дело, гокда допущена помарка, не дописали ИНН. Это не значит, что в целом спецоценка проведена некачественно».
– Мне трудно упрекать специалистов на местах в том, что все субъекты до сих пор не приняли акты, которые устанавливают размер оплаты. У нас всего 31 субъект принял такие акты, остальные 50 стыдливо говорят, что ведут разработку актов, причем давно уже ведут – прошел уже год, с тех пор как вышли методические рекомендации. Мы пока просто спрашиваем, как обстоят дела, но, понимая, что это их полномочия, их прерогатива, особо за это пока не ругаем. И пока у нас нет информации от этих субъектов. Есть примеры очень хороших экспертиз, в основном, центральные органы, Москва и область, достаточно скрупулезно относятся к этому. Там эксперт действительно анализирует представленные материалы, делает вполне обоснованные выводы. Например, расписывает, что такое технологическое оборудование, являющееся источником тепла, что это не микроволновка в самолете для разогрева каскалеток, а некоторое иное оборудование, как следует из различной справочной нормативной документации.
– Вообще, грамотный эксперт – «изделие» штучное. Это человек, который не просто обладает достаточно широкими познаниями в конкретной сфере, но и применяет их творчески правильно. Конечно, таких экспертов надо готовить. И мы готовы оказать в этом содействие. Директор нашего ВНИИ Охраны и экономики труда Минтруда России Дмитрий Николаевич ПЛАТЫГИН готов организовать в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки госслужащих соответствующие курсы по госэкспертизе.
– И последнее. С 1 января запущена в действие федеральная информационная система сбора результатов о проведении специальной оценки условий труда. В силу закона, в силу нормативных актов субъекты должны передавать туда соответствующие заключения. Призываю всех уполномоченных срочно обратиться в Минтруд для получения ключей и доступа к федеральной системе информации.
«То, что в документе не указали Ф.И.О. директора фирмы, проводящей оценку, – это нарушение в оформлении, но не свидетельство того, что спецоценка проведена некачественно».