Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Государственная экспертиза условий труда

17 февраля 2016 г.

Предлагаем Вашему вниманию тезисы выступления Валерия Коржа, директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России, на Всероссийском совещании «Реализация органами исполнительной власти по труду субъектов РФ полномочий по проведению государственной экспертизы условий труда» (в рамках БиОТ-2015).
Предлагаем Вашему вниманию тезисы выступления Валерия Коржа, директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России, на Всероссийском совещании «Реализация органами исполнительной власти по труду субъектов РФ полномочий по проведению государственной экспертизы условий труда» (в рамках БиОТ-2015).
 
– Хотелось бы поговорить о выполнении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда. Потому что значение структурных преобразований, которые мы в настоящее время проводим в плане охраны труда, трудно переоценить. Действующий контрольный государственный арбитражный механизм позволяет рассмотреть разногласия по поводу качества оценки условий труда и, соответственно, вынести решение, которое в последующем реализуется и в таких социально значимых вопросах, как предоставление компенсаций, досрочных пенсий, проведение надзорно-контрольных мероприятий. Как и в прежние времена, цикл госэкспертизы у нас осуществляется и Рострудом, и органами по труду субъектов Российской Федерации, на которые, как правило, и ложится основная тяжесть проведения государственной экспертизы условий труда. В этом направлении в Трудовом кодексе обозначены три цели: оценка правильности предоставления компенсаций, оценка качества проведения спецоценки условий труда и оценка фактических условий труда работника.
 
«Еще раз, чтобы было понимание по поводу измерений. Федеральный бюджет не может перечислять денежные средства в субъекты Российской Федерации, исходя из Бюджетного кодекса, на проведение экспертизы. У нас есть подведомственный фонд, он упомянут в нашем порядке, у которого есть государственное задание, где какие-то сюжеты, связанные с измерениями, отражены. Необходимо действовать по тем процедурам, которые прописаны в нашем документе».
 
– Безусловно, существует определенное разделение полномочий, умышленное. Например, поскольку Роструд осуществляет надзор за спецоценкой, то экспертизу качества спецоценки Роструд не проводит, ее проводят органы исполнительной власти субъектов. Основания для проведения экспертизы достаточно обширны: это и обращения органов исполнительной власти, и определения судебных органов, обращения объединений работодателей, работников, профсоюзов, Фонда социального страхования и иных страховщиков, – в ст. 216, прим., Порядка все эти основания изложены, и они являются тем стартовым механизмом, который лежит в основе госэкспертизы условий труда.
 
– Обращаю внимание на то, что в нашем Порядке проведения государственной экспертизы условий труда (приказ Минтруда РФ №549н) установлены жесткие сроки – 30 рабочих дней, при необходимости еще на 30 дней экспертизу можно продлить. Выстроен достаточно четкий механизм процедур в рамках госэкспертизы: это рассмотрение заявлений и документов, экспертная оценка объекта экспертизы, если необходимо, проведение соответствующих измерений в рамках госэкспертизы, оформление результатов в виде заключения государственного инспектора.
 
– Важным документом, безусловно, является заявление о проведении государственной экспертизы условий труда, там есть совершенно четкие атрибуты, которые должны быть указаны. Следует обратить внимание, что и в Трудовом кодексе РФ, и в Порядке проведения государственной экспертизы условий труда есть появившееся в последнее время требование о получении соответствующих документов. И если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, находятся в распоряжении иных органов власти, федеральной или субъектной, то орган власти, который принимает заявление и проводит экспертизу, запрашивает их по соответствующим системам межведомственного электронного взаимодействия, иным системам в этих органах – это сейчас общий принцип организации работы с гражданами, организациями, которые подают заявления, дабы не нагружать их беготней и сбором различных справок, документов.
 
– Основания для отказа в проведении экспертизы тоже перечислены в Порядке, они тоже исчерпывающие. То есть, придумывать какие-то иные поводы для отказа в проведении экспертизы инспекторы и органы по труду не вправе, они все перечислены в Приказе №569н Минтруда. Соответственно, они имеют закрытый статус, и если будут какие-то жалобы от граждан и организаций, что им по каким-то иным мотивам отказывают в приеме документов, последует реакция министерства. Мы проанализировали данные 2014 года по наличию лабораторий и количеству экспертов, их, на мой взгляд, просто катастрофически мало, а работа ими проделана большая. Всего было проведено 847 экспертиз. Наверняка, в 2015 году показатели будут намного больше. Основной процент разногласий – по поводу фактических условий труда, потом – по компенсациям, и далее – по спецоценке условий труда. В лидерах у нас по количеству проведенных экспертиз – Центральный федеральный округ.
 
– По запросам экспертизы условий труда в 2015 году мы видим, что все больше и больше растет количество запросов от Роструда и его территориальных органов. В ряде случаев инспекции не могут принять решение по разногласиям в области спецоценки по заявлениям профсоюзов работников, работодателей, и поэтому обращаются в государственную экспертизу условий труда. Мы предполагаем, что процент обращений рострудинспекций, гострудинспекций субъектов Российской федерации будет расти. Всего госэкспертиза проведена в отношении практически 80 000 рабочих мест.
 
«В последнее  время мы рассмотрели 8 обращений о несогласии с результатами спецоценки , еще 7 находятся на рассмотрении. Встречаются претензии, например, что не указан ИНН и поэтому спецоценка проведена некачественно. Это не совсем так. Одно дело, когда специалисты измеряли уровень шума с помощью методики измерения инфразвука, а другое дело, гокда допущена помарка, не дописали ИНН. Это не значит, что в целом спецоценка проведена некачественно».
 
– Законом у нас введена платность проведения госэкспертизы в части качества спецоценки при прямом обращении работников, профсоюзов, работодателей, их объединений в органы госэкспертизы. Кто принимал участие в процессе принятия этого закона, помнит, какие активные дебаты шли по этому поводу. Однако в плане действия этой нормы со стороны субъектов мы пока ничего страшного не наблюдаем. Сделано это было умышленно, чтобы на каком-то этапе отсечь, так скажем, злоупотребление правом. Потому что, когда мы анализировали аттестацию рабочих мест и проведение госэкспертизы по этому поводу, то выяснили, что подавляющее большинство работодателей совершенно бесплатно, за государственный счет, перепроверяют результаты деятельности независимого оценщика, для того чтобы по гражданско-правовому договору заплатить ему деньги. Мы посчитали это неправильным и ввели соответствующую норму о платности такой госэкспертизы, издали методические рекомендации для субъектов.
 
– Мне трудно упрекать специалистов на местах в том, что все субъекты до сих пор не приняли акты, которые устанавливают размер оплаты. У нас всего 31 субъект принял такие акты, остальные 50 стыдливо говорят, что ведут разработку актов, причем давно уже ведут – прошел уже год, с тех пор как вышли методические рекомендации. Мы пока просто спрашиваем, как обстоят дела, но, понимая, что это их полномочия, их прерогатива, особо за это пока не ругаем. И пока у нас нет информации от этих субъектов. Есть примеры очень хороших экспертиз, в основном, центральные органы, Москва и область, достаточно скрупулезно относятся к этому. Там эксперт действительно анализирует представленные материалы, делает вполне обоснованные выводы. Например, расписывает, что такое технологическое оборудование, являющееся источником тепла, что это не микроволновка в самолете для разогрева каскалеток, а некоторое иное оборудование, как следует из различной справочной нормативной документации.



 

–  Вообще, грамотный эксперт – «изделие» штучное. Это человек, который не просто обладает достаточно широкими познаниями в конкретной сфере, но и применяет их творчески правильно. Конечно, таких экспертов надо готовить. И мы готовы оказать в этом содействие. Директор нашего ВНИИ Охраны и экономики труда Минтруда России Дмитрий Николаевич ПЛАТЫГИН готов организовать в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки госслужащих соответствующие курсы по госэкспертизе.
 
– И последнее. С 1 января запущена в действие федеральная информационная система сбора результатов о проведении специальной оценки условий труда. В силу закона, в силу нормативных актов субъекты должны передавать туда соответствующие заключения. Призываю всех уполномоченных срочно обратиться в Минтруд для получения ключей и доступа к федеральной системе информации.
 
«То, что в документе не указали Ф.И.О. директора фирмы, проводящей оценку, – это нарушение в оформлении, но не свидетельство того, что спецоценка проведена некачественно».


 
 
Источник: «8 часов», № 2, 2016.