Новости
10 декабря 2024 г.
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Законодательство о специальной оценке условий труда: готовящиеся изменения
24 марта 2016 г.
(По состоянию на 24 марта 2016 года на портале http://asozd.duma.gov.ru приведена информация о том, что данный законопроект 17 февраля 2016 года был принят Государственной Думой в первом чтении, в настоящее время готовятся поправки к законопроекту – прим. редактора портала www.trudcontrol.ru).
В результате анализа правоприменительной практики Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) выявлена необходимость внесения в него ряда изменений, предусматривающих:
- уточнение порядка определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ не проводится процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, в целях определения базового перечня действий эксперта при составлении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на таких рабочих местах;
- установление возможности декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (за исключением списочных рабочих мест), с целью дальнейшего снижения административной и финансовой нагрузок на работодателей, обеспечивающих не только соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, но и безопасные условия труда на своих рабочих местах;
- обеспечение защиты информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну, при ее передаче в составе сведений о результатах специальной оценки условий труда (СОУТ) в целях недопущения несанкционированного доступа к такой информации;
- расширение перечня сведений об организациях, проводящих СОУТ, содержащихся в реестре данных организаций, в части информации о наличии филиалов и представительств с целью дальнейшего формирования достойного рынка услуг в сфере охраны труда и исключения фактов занятия деятельностью по оценке условий труда организациями, не соответствующими требованиям законодательства о СОУТ и не проходившими установленную процедуру допуска к занятию данным видом деятельности;
- дополнение субъектного состава правоотношений, связанных с экспертизой качества СОУТ, организациями, непосредственно проводящими данную оценку, в целях обеспечения возможности проведения государственного аудита тельности организаций, проводящих СОУТ;
- - урегулирование вопроса использования в ходе СОУТ методик (методов) исследований (испытаний) и измерений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти и не аттестованных в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений, посредством определения переходного периода до 31.12.2020, в течение которого указанные методики (методы) должны быть в установленном порядке аттестованы и внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Законопроект № 951060-6 направлен на решение указанных задач по совершенствованию законодательства РФ в области СОУТ.
Сравним действующие нормы Федерального закона № 426-ФЗ и их редакцию, предлагаемую рассматриваемым законопроектом. Результаты приведем в таблице.
Действующая редакция | Редакция, предлагаемая законопроектом |
Статья 10 «Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов» (ч. 8) | |
– |
Эксперт организации, проводящей СОУТ, в целях определения перечня, указанного в ч. 7 настоящей статьи, может осуществлять: 1) изучение документации и материалов, характеризующих технологический процесс, используемое на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и регламентирующих обязанности работника, занятого на рабочем месте; 2) обследование рабочего места; 3) осмотр и ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте; 4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов |
Статья 11 «Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (ч. 1) |
|
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда | В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда |
Статья 14 «Классификация условий труда» (ч. 7) | |
По согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в ч. 6 настоящей статьи | По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в ч. 6 настоящей статьи |
Статья 15 «Результаты проведения специальной оценки условий труда» (п. 5 ч. 1) | |
Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения СОУТ: <...> 5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты; <...> |
Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения СОУТ: <...> 5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, сертифицированных средств индивидуальной защиты для целей снижения класса (подкласса) условий труда в случае проведения такой оценки; <...> |
Статья 18 «Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда» (ч. 1) | |
Результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ (далее - информационная система учета). Обязанность по передаче результатов проведения СОУТ возлагается на организацию, проводящую СОУТ |
Результаты проведения СОУТ в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ (далее - информационная система учета), за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и с учетом требований законодательства РФ о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую СОУТ |
Статья 21 «Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» (п. 1 ч. 4) | |
В реестр организаций вносятся следующие сведения: 1) полное наименование организации и место ее нахождения; <...> |
В реестр организаций вносятся следующие сведения: 1) полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии); <...> |
Статья 24 «Экспертиза качества специальной оценки условий труда» (ч. 2) | |
Экспертиза качества СОУТ осуществляется: 1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков; 2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ, в соответствии с ч. 1 настоящей статьи заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков |
Экспертиза качества СОУТ осуществляется: 1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводящих СОУТ; 2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ, в соответствии с ч. 1 настоящей статьи заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводящих СОУТ |
Статья 27 «Переходные положения» (ч. 7) | |
– | При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов допускается применение методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в том числе утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, без проведения их аттестации. Аттестация указанных в настоящей части методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений должна быть завершена не позднее 31.12.2020 |
Источник: «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», № 2, 2016.