Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Законодательство о специальной оценке условий труда: готовящиеся изменения

24 марта 2016 г.

В Госдуму РФ внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"» (законопроект № 951060-6). Данный документ включен в Примерную программу законопроектной работы Госдумы РФ на февраль 2016 г. В представленной статье мы знакомим читателей с основными положениями готовящихся изменений.
В Госдуму РФ внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"» (законопроект № 951060-6). Данный документ включен в Примерную программу законопроектной работы Госдумы РФ на февраль 2016 г. В представленной статье мы знакомим читателей с основными положениями готовящихся изменений.

(По состоянию на 24 марта 2016 года на портале http://asozd.duma.gov.ru приведена информация о том, что данный законопроект 17 февраля 2016 года был принят Государственной Думой в первом чтении, в настоящее время готовятся поправки к законопроекту – прим. редактора портала www.trudcontrol.ru).

 
ПРИЧИНЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
 
Законопроект № 951060-6 разработан с учетом результатов мониторинга реализации Приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению», проведенного Минтрудом совместно с объединениями профессиональных союзов и работодателей, представителями экспертного сообщества в соответствии с поручениями Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 09.06.2014.
 
В результате анализа правоприменительной практики Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) выявлена необходимость внесения в него ряда изменений, предусматривающих:
 
  • уточнение порядка определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ не проводится процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, в целях определения базового перечня действий эксперта при составлении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на таких рабочих местах;
  • установление возможности декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (за исключением списочных рабочих мест), с целью дальнейшего снижения административной и финансовой нагрузок на работодателей, обеспечивающих не только соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, но и безопасные условия труда на своих рабочих местах;
  • обеспечение защиты информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну, при ее передаче в составе сведений о результатах специальной оценки условий труда (СОУТ) в целях недопущения несанкционированного доступа к такой информации;
  • расширение перечня сведений об организациях, проводящих СОУТ, содержащихся в реестре данных организаций, в части информации о наличии филиалов и представительств с целью дальнейшего формирования достойного рынка услуг в сфере охраны труда и исключения фактов занятия деятельностью по оценке условий труда организациями, не соответствующими требованиям законодательства о СОУТ и не проходившими установленную процедуру допуска к занятию данным видом деятельности;
  • дополнение субъектного состава правоотношений, связанных с экспертизой качества СОУТ, организациями, непосредственно проводящими данную оценку, в целях обеспечения возможности проведения государственного аудита тельности организаций, проводящих СОУТ;
  • - урегулирование вопроса использования в ходе СОУТ методик (методов) исследований (испытаний) и измерений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти и не аттестованных в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений, посредством определения переходного периода до 31.12.2020, в течение которого указанные методики (методы) должны быть в установленном порядке аттестованы и внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
 
Законопроект № 951060-6 направлен на решение указанных задач по совершенствованию законодательства РФ в области СОУТ.
 
 
ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ ЗАКОНОПРОЕКТОМ № 951060-6
 
Сравним действующие нормы Федерального закона № 426-ФЗ и их редакцию, предлагаемую рассматриваемым законопроектом. Результаты приведем в таблице.
 

Действующая редакция Редакция, предлагаемая законопроектом
Статья 10 «Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов» (ч. 8)
Эксперт организации, проводящей СОУТ, в целях определения перечня, указанного в ч. 7 настоящей статьи, может осуществлять:
1) изучение документации и материалов, характеризующих технологический процесс, используемое на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и регламентирующих обязанности работника, занятого на рабочем месте;
2) обследование рабочего места;
3) осмотр и ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Статья 11 «Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным
 требованиям охраны труда» (ч. 1)
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Статья 14 «Классификация условий труда» (ч. 7)
По согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в ч. 6 настоящей статьи По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в ч. 6 настоящей статьи
Статья 15 «Результаты проведения специальной оценки условий труда» (п. 5 ч. 1)
Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения СОУТ:
<...>
5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
<...>
Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения СОУТ:
<...>
5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, сертифицированных средств индивидуальной защиты для целей снижения класса (подкласса) условий труда в случае проведения такой оценки;
<...>
Статья 18 «Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда» (ч. 1)
Результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ (далее - информационная система учета). Обязанность по передаче результатов проведения СОУТ возлагается на организацию, проводящую СОУТ Результаты проведения СОУТ в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ (далее - информационная система учета), за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и с учетом требований законодательства РФ о персональных данных.
Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую СОУТ
Статья 21 «Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» (п. 1 ч. 4)
В реестр организаций вносятся следующие сведения:
1) полное наименование организации и место ее нахождения;
<...>
В реестр организаций вносятся следующие сведения:
1) полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии);
<...>
Статья 24 «Экспертиза качества специальной оценки условий труда» (ч. 2)
Экспертиза качества СОУТ осуществляется:
1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков;
2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ, в соответствии с ч. 1 настоящей статьи заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков
Экспертиза качества СОУТ осуществляется:
1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводящих СОУТ;
2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ, в соответствии с ч. 1 настоящей статьи заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводящих СОУТ
Статья 27 «Переходные положения» (ч. 7)
При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов допускается применение методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в том числе утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, без проведения их аттестации. Аттестация указанных в настоящей части методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений должна быть завершена не позднее 31.12.2020
 
Принятие изменений, представленных в законопроекте № 951060-6, потребует внесения поправок в целый ряд документов, регулирующих проведение СОУТ.
 
К.И. Юсупов



Источник: «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», № 2, 2016.