Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Актуальный комментарий: Гарантии и компенсации работникам по итогам специальной оценки условий труда

6 мая 2016 г.

Минтруд России разъяснил работодателям, как предоставлять гарантии и компенсации сотрудникам после проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, условия труда на которых по итогам аттестации в 2013 г. признавались вредными (опасными). Если по итогам спецоценки условия труда признаны безопасными, то гарантии и компенсации сотрудникам не устанавливаются. Если же по результатам спецоценки условия труда не изменились или ухудшились, то должны быть сохранены все ранее предоставленные гарантии (компенсации), а также при необходимости установлены дополнительные льготы.
КОММЕНТАРИЙ
К ПИСЬМУ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 16.12.2015 N 15-1/ООГ-6372
<ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ ПО ИТОГАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА>
 
Минтруд России разъяснил работодателям, как предоставлять гарантии и компенсации сотрудникам после проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, условия труда на которых по итогам аттестации в 2013 г. признавались вредными (опасными). Если по итогам спецоценки условия труда признаны безопасными, то гарантии и компенсации сотрудникам не устанавливаются. Если же по результатам спецоценки условия труда не изменились или ухудшились, то должны быть сохранены все ранее предоставленные гарантии (компенсации), а также при необходимости установлены дополнительные льготы.

 
 
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ СОТРУДНИКАМ НА ВРЕДНЫХ ИЛИ ОПАСНЫХ РАБОТАХ

Трудовой кодекс РФ предусматривает комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Сотрудники, занятые на работах с вредными либо с опасными условиями труда, имеют право в зависимости от степени вредности:
 
  • на повышенную оплату труда (ст. 147 ТК РФ);
  • на ежегодный дополнительный отпуск (ч. 1 ст. 116, ч. 2 ст. 117 ТК РФ);
  • на сокращенную продолжительность рабочего времени (ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 94 ТК РФ).
В комментируемом Письме Минтруд России напоминает, что коллективным договором, локальным нормативным актом могут устанавливаться повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными или опасными условиями труда (с учетом финансово-экономического положения работодателя).
 
 
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ
 
До 31 декабря 2013 года условия труда на рабочих местах оценивались путем проведения аттестации рабочих мест. Но с 1 января 2014 года аттестация была отменена, и вместо нее полагается проводить специальную оценку условий труда (п. 6 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, далее – Закон № 426-ФЗ).
 
Переходными положениями Закона N 426-ФЗ предусмотрено, что результаты аттестации действительны в течение пяти лет со дня ее завершения (за исключением случаев, когда работодатель обязан провести внеплановую спецоценку, – например, при вводе в эксплуатацию нового рабочего места, изменении технологического процесса, несчастном случае на производстве и т.д.). В связи с этим Минтруд России разъясняет: в отношении работника, условия труда которого признаны вредными (опасными) по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 31.12.2013, сохраняются установленные по итогам аттестации порядок предоставления и размеры гарантий и компенсаций. Такой порядок действует до улучшения условий труда на рабочем месте, подтвержденного результатами проведения спецоценки.

 
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ПО ИТОГАМ СПЕЦОЦЕНКИ
 
В результате проведения спецоценки условия труда могут быть признаны изменившимися либо неизменными. В связи с этим Минтруд России предписывает следующее:

 
  • если условия труда не изменились или ухудшились, то сотруднику, занятому на таком рабочем месте, должны быть сохранены все ранее предоставленные ему гарантии (компенсации), а также при необходимости установлены дополнительные гарантии (компенсации) в связи с ухудшением условий труда, соответствующие итоговому классу (подклассу) условий труда, установленному по результатам проведения специальной оценки условий труда;
  • если условия труда улучшились, то дальнейшее предоставление гарантий и компенсаций зависит от степени вредности или от опасности. Предоставлять льготы можно и дальше, если сотрудник признан занятым на работах со вредными условиями труда 3-й или 4-й степени либо с опасными условиями труда;
  • если условия труда признаны безопасными, то гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
     
А.С. Дегтяренко
 
 
Источник: «Нормативные акты для бухгалтера», № 7, 2016.
 
 
 
 
                                                                           

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 16 декабря 2015 г. N 15-1/ООГ-6372
 
 
 
ВОПРОС:
 
О предоставлении гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда.
 
ОТВЕТ:
 
Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение по вопросу предоставления гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, и сообщает следующее.
 
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» к моменту вступления в силу данного Федерального закона виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 1 января 2014 г. аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
 
Указанное означает, что в отношении работника, условия труда которого признаны вредными (опасными) по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, сохраняются порядок предоставления и достигнутые по состоянию на 31 декабря 2013 г. размеры гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.
 
Данная норма действует до улучшения условий труда на рабочем месте, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда, и не распространяется на гарантии (компенсации), предоставляемые работнику по иным, не предусмотренным статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям.
При этом в случае установления по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте факта улучшения условий труда, характеризуемого снижением итогового класса (подкласса) условий труда, дальнейшее предоставление занятому на данном рабочем месте работнику гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда осуществляется в порядке, установленном статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации.
 
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются (статья 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
 
Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
 
Одновременно полагаем, что, если по результатам проведения специальной оценки условий труда условия труда не изменились или ухудшились, занятому на таком рабочем месте работнику должны быть сохранены все ранее предоставленные ему гарантии (компенсации) за работу во вредных (опасных) условиях труда, а также при необходимости установлены в соответствии со статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительные гарантии (компенсации) в связи с ухудшением условий труда, соответствующие итоговому классу (подклассу) условий труда, установленному по результатам проведения специальной оценки условий труда.
 
Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда
П.С. СЕРГЕЕВ

16.12.2015