Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Крымчанам о спецоценке условий труда

12 июля 2016 г.


 
В российском трудовом законодательстве все большее значение придается проведению специальной оценки условий труда (СОУТ). Итогом усилий законодателей по ее внедрению должно стать повсеместное и регулярное исследование рабочих мест на предмет наличия на них факторов, которые могут повлиять на здоровье работников, трудящихся на названных местах. Данная отрасль законодательства продолжает совершенствоваться. В связи с этим мы хотим познакомить крымчан и севастопольцев с очередными изменениями, которые внесены в Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и касаются обязанностей работодателя. Упомянутые изменения установлены Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда".
 
 
КТО И КОГДА ПРОВОДИТ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА?
 
Напомним об основных обязанностях работодателей, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, в том числе крымских или севастопольских, при проведении СОУТ.

В общем случае в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ СОУТ на определенном рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Но согласно ст. 17 данного Закона следует осуществлять и внеплановую СОУТ.

Прежде всего такая необходимость возникает при создании нового рабочего места. Кроме того, после проведения проверки трудового законодательства государственный инспектор труда может направить предписание о проведении внеплановой СОУТ, которое обязательно для исполнения, или профсоюзный либо иной представительный орган работников может направить мотивированные предложения о проведении такой СОУТ.

На рабочем месте могут быть изменены условия, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников:
  • изменен технологический процесс;
  • заменено производственное оборудование;
  • изменен состав применяемых материалов и (или) сырья;
  • заменены применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты.
Во всех этих случаях, а также если на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, надо провести внеплановую СОУТ.

Отметим, что Федеральный закон N 426-ФЗ действует с 01.01.2014. Он заменил собой закон, касающийся подобной процедуры, которая, как и на Украине, именовалась аттестацией рабочих мест. Крымские и севастопольские перерегистрированные организации до 18.03.2014 должны были проходить названную аттестацию в соответствии с правилами украинского законодательства (Постановления КМУ от 01.08.1992 N 442, Минтруда Украины и Главного санитарного врача Украины от 01.09.1992 N 41). Это также надо было делать не реже одного раза в пять лет, если не возникало оснований для проведения внеочередной аттестации.

В связи с вышесказанным в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.10.2014 N 299-ФЗ "Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" указано, что если такая перерегистрированная организация прошла до 18.03.2014 аттестацию рабочих мест, то результаты данной аттестации являются действительными в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот срок СОУТ в отношении названных рабочих мест проводить не обязательно.

Но те же организации, не дожидаясь окончания указанного пятилетнего срока, должны провести СОУТ на тех рабочих местах, на которых произошли обстоятельства, перечисленные в ст. 17

Федерального закона N 426-ФЗ. Если пятилетний срок со дня проведения украинской аттестации рабочих мест закончился до 01.01.2015, то перерегистрированным организациям для проведения СОУТ давалась отсрочка до 01.01.2016. Но с указанной даты они обязаны провести СОУТ в общем порядке (ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 299-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ СОУТ не осуществляется в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

 
В соответствии со ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не относящихся к вышеуказанным рабочим местам, СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018. Иначе говоря, поэтапное проведение СОУТ осуществляется только в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и которые не указаны в ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ.
В Письме Минтруда России от 08.12.2014 N 15-1/В-1829 по этому поводу поясняется, что в случае поэтапного проведения СОУТ не устанавливаются количество этапов проведения СОУТ и количество рабочих мест, на которых будет проведена СОУТ в ходе каждого этапа, в связи с чем указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение СОУТ.
 

ВЫСЛУШАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОТНИКА
 
Согласно ст. 5 Федерального закона N 426-ФЗ работнику как самому, по сути, заинтересованному лицу при проведении СОУТ предоставлены права:
  • присутствовать при осуществлении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту данной организации за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте в соответствии со ст. 26 данного Закона.
Теперь работник дополнительно получил право обратиться к тем же работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту этой организации с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (изменен п. 2 ч. 1 ст. 5).

Соответственно, работодателю вменено в обязанность предоставить данные предложения работника организации, проводящей СОУТ (изменен п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 426-ФЗ). Правда, на обязанностях этой организации, перечисленных в ч. 2 ст. 6 названного Закона, внесенные поправки никак не отразились.
 

О РАБОТЕ ЭКСПЕРТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОУТ
 
На схеме перечислены виды рабочих мест, в отношении которых проводится безотлагательная (без разбивки на этапы) СОУТ. В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ на названных местах не осуществляется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно ч. 7 той же статьи перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на обозначенных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей СОУТ, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона N 426-ФЗ.

Отныне в соответствии с новой ч. 8 ст. 10 того же Закона этот эксперт в указанных целях может осуществлять:
  • изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;
  • обследование рабочего места;
  • ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
  • иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.
 
КОГДА ПОДАЕТСЯ ДЕКЛАРАЦИЯ?
 
Статья 11 Федерального закона N 426-ФЗ указывает на то, что в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган Роструда по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Теперь такую декларацию можно подавать и по тем рабочим местам, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в упомянутой ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ.
 
К сведению. Согласно ст. 14 данного Закона оптимальными условиями труда (I класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимые условия труда (II класс) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
 
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 136-ФЗ действие нового правила распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014. То есть можно подать декларацию, если после обозначенной даты условия труда на рабочем месте признаны оптимальными или допустимыми. Это можно сделать путем подачи уточненной декларации, включив в нее такие рабочие места.
Из ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ следует, что действие указанной в данной статье декларации может быть одномоментно прекращено и проведена внеплановая СОУТ на рабочем месте, где с работником произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.

Теперь так же надо поступить, если в отношении работника и (или) на его рабочем месте в ходе проверки соблюдения трудового законодательства выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.
 

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕМ ОТЧЕТА
 
В силу ст. 15 Федерального закона N 426-ФЗ организация, осуществляющая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, который подписывает соответствующая комиссия, согласно ст. 9 данного Закона созданная работодателем.

Теперь работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения названного отчета обязан уведомить об этом организацию, проводившую СОУТ, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта подобного уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (ст. 15 Федерального закона N 426-ФЗ дополнена п. 5.1).
 

О ВНЕПЛАНОВОЙ СОУТ
 
Согласно действовавшей до сих пор редакции ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ на проведение внеплановой СОУТ отводилось шесть месяцев со дня возникновения причин ее осуществления. Но теперь этот срок увеличен до 12 месяцев для случаев создания новых рабочих мест, изменения технологического процесса, замены производственного оборудования (поправки коснулись ч. 2 данной статьи).

В новой ч. 3 обозначенной статьи специально указывается, что внеплановая СОУТ может не проводиться в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, если при этом не возникло определенных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ причин для ее проведения.
 
* * *
 
Федеральный закон N 136-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 01.05.2016 и с этой даты вступил в силу. Порядок проведения СОУТ, включая внесенные изменения, очень важно знать каждому работодателю.

В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб.
 
 
Е.С.Казаков
Эксперт журнала
"Бухгалтер Крыма"




Источник: «Бухгалтер Крыма», № 6, 2016