Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Позиция профсоюзов: «Нет в СОУТ совершенства». На Магнитке обсудили всероссийскую спецоценку
25 октября 2017 г.
ОПЫТ «МАГНИТКИ»
Расходы, которые берет на себя предприятие для компенсации воздействия вредных и опасных условий труда, поражают воображение: 26 млн руб. в месяц уходит на доплаты за особые условия труда, 23 млн – на оплату дополнительного отпуска, 3 млн – на компенсации за увеличенную продолжительность рабочего времени, 25 млн – на повышенные пенсионные взносы. На санаторно-курортное лечение работников в прошлом году предприятие затратило 818 млн руб. Что говорить, расходы внушительные. Борису СЕМЕНОВУ, председателю первички «ММК», оставалось лишь выразить надежду, что опыт «Магнитки» поможет другим профорганизациям.
На конференции работало три секции. Первая была посвящена реализации нормативной базы, вторая – гарантиям и компенсациям, третья – реализации прав профсоюзов. Правда, в итоге на каждой секции обсуждали все эти вопросы – слишком тесно все переплетено.
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ
Зампред ФНПР Давид КРИШТАЛЬ рассказал, что это стало возможным из-за вероломного поведения Минтруда:
– Закон о СОУТ не принимался очень долго. У профсоюзной стороны была масса претензий к планируемому документу. Все разрешилось в декабре 2013 года – на совещании у вице-премьера Голодец было принято соломоново решение: разделить закон о СОУТ и методику проведения СОУТ. Закон принять сразу, а методику – только после того, как с ней согласятся все стороны трехсторонней комиссии. На следующий же день закон был принят, он вступил в силу с 2014 года. А уже в марте Минтруд повел себя, мягко говоря, некорректно: принял методику проведения СОУТ без согласования с социальными партнерами – просто приказом. С обоснованием, что приказы они не обязаны согласовывать с РТК, отнесли приказ в Минюст для присвоения ему номера. Профсоюзы, естественно, возмутились.
Встал вопрос о всероссийской акции протеста. 3 апреля 2014 года мы снова собрались в кабинете Ольги ГОЛОДЕЦ. Минтруд пообещал провести мониторинг, чтобы выяснить, насколько методика применима. Мы, профсоюзы, сказали, что будем вести свой мониторинг. И, кстати, в этом нас поддержал глава РСПП Александр ШОХИН. Наш мониторинг охватил 6 млн человек. Он показал, что условия труда улучшены лишь на 2% рабочих мест, зато на 8% рабочих мест класс вредности снижен без проведения мероприятий.
Присутствовавшему на конференции представителю Минтруда Александру ЛИПИНУ возразить по существу было нечего. Оставалось лишь говорить о том, что «любая новая идея внедряется не без шероховатостей», и о том, что благодаря активной позиции профсоюзов методика все-таки претерпевает изменения и «социальная напряженность снижается».
Снижается, но не для всех. Представители ряда профессий могут потерять право на досрочную пенсию. К примеру, почему-то считается, что на работников, имеющих дело с канализацией, не действует биологический фактор. Такие же проблемы у работников и ФСИН, и городского электротранспорта. По каждой из этих категорий работников профсоюзам приходится бороться отдельно.
БОРЬБА С ВИДИМЫМИ УЛУЧШЕНИЯМИ
– Мы успешно применяли для защиты прав работников пункт 3 статьи 15 ФЗ-421, – говорит Тахир САДКОВ, юрист проекта «Профсоюзная волна» ФПСО. – В ней достаточно четко отражено, что льготы и компенсации работникам могут быть уменьшены лишь после улучшения условий труда. Так мы защитили 12 работников «Газпромнефть-Транспорта» - водителей бензовозов. Пошли в суд и в результате применения этого пункта восстановили им надбавку к зарплате в размере 8% и 14 дней дополнительного отпуска.
По мнению Игоря ШАНИНА, секретаря ФНПР, нельзя забывать о главной задаче профсоюза:
– И это не получение льгот и компенсаций. Мы должны стремиться к тому, чтобы все места были безопасными. «Списочная система» также имела недостатки. Если раньше вхождение профессии в список было очень сложной процедурой, то к 80-м годам система изменилась. В эти списки стали попадать очень многие профессии. По сути, возник сговор между работодателем и работником – льготами пытались удержать рабочую силу. Не смогли давать нормальную зарплату, но привлекали досрочной пенсией. В итоге у нас чуть ли не 75% рабочих мест стали считаться «вредными». И с тех пор это пытаются отменить, перекроить. Но так просто отдавать ничего нельзя – нам нужны безопасные рабочие места.
Есть еще одна опасность, о которой нечасто говорят (видимо, потому, что работодатели пока не стали системно пользоваться этой уловкой). А именно: методика СОУТ позволяет снижать степень вредности условий труда, если работник применяет эффективные средства индивидуальной защиты. Только вот оценка эффективности данных СИЗ предполагается лишь по документам (декларации, сертификаты), без дополнительных лабораторных исследований. А значит, эта оценка весьма приблизительна и снижение степени вредности не обоснованно. К тому же нельзя ориентировать работодателя исключительно на применение эффективных средств защиты, а не на поиск современных технологий и производственного оборудования, при которых использования СИЗ не требуется.
– На эффективность СИЗ нельзя полагаться при СОУТ, – уверен Давид КРИШТАЛЬ. – Если одеть металлурга в скафандр и зарядить баллоны воздухом с Горного Алтая, это не значит, что металлург перестанет рисковать здоровьем. Просто риск меняется. Более мощный противогаз будет более тяжелым и больше будет сжимать голову, передавливать сосуды. Снизится нагрузка на легкие, но возрастет риск инсульта.
ХРОНОМЕТРАЖ
А есть проблема, с которой профсоюзам уже приходится сталкиваться: законодательно не определен механизм замера времени, в течение которого работник находится под воздействием вредных и опасных производственных факторов.
– Знаете, как у нас на предприятии проводили этот хронометраж у газосварщиков, которые работают на морозе, при минус 20 градусах? – спросила Татьяна КОВРИГИНА, председатель первички ОАО «Тургоякское рудоуправление». – Просто считали, сколько электродов было израсходовано…
В зале стали возмущаться: «Но работа с электродами – это же не вся работа сварщика? Он еще должен проверить шов, простучать, выяснить, нет ли где-то полостей!»
– Мы несогласие выразили в своем мотивированном мнении и инициировали проверку техинспекторами, – ответила КОВРИГИНА. – В течение месяца инспекторы подтвердили, что мы были правы.
ДИСЦИПЛИНА И ДОСТУП К БАЗЕ ДАННЫХ
Обмен опытом показал, что очень многое зависит от активных действий самой первички.
– На нас оказывали давление, – продолжила КОВРИГИНА. – Сначала профком заставляли подписать договор, состоящий, по сути, из одного титульного листа. Конечно, мы отказались. И работников научили писать в карте, что они не согласны с оценкой их рабочего места. И ведь были случаи, когда руководители подразделений просто выхватывали эти карты из рук работников под предлогом, что те их «портят»! Директор предприятия так просто заявил, что председателя профкома надо уволить или переизбрать. В итоге мы проводили пикет, на котором отстояли дополнительные отпуска и доплаты: 5% доплачивается классу 3.1, 10% – классу 3.2. Впрочем, у нас на предприятии такие низкие тарифные ставки, что проблему нельзя считать решенной.
В целом в профсоюзах системы ФНПР только в 2016 году технические инспекторы участвовали в 148 судебных заседаниях по СОУТ. Не говоря о досудебном разрешении проблем спецоценки. Но не все так гладко.
– По идее, именно профсоюзы заинтересованы в результатах СОУТ. Но что мы видим на практике? Что нет дисциплины, и у многих председателей профсоюзов нет информации о том, как проходит СОУТ в их отрасли, – говорит БИКМЕТОВ, главный технический инспектор труда ФПСО.
Поэтому профсоюзы намерены настаивать на предоставлении доступа к Федеральной государственной системе информации о результатах спецоценки (ФГИС СОУТ). Тем более что сейчас, согласно ст. 25 ФЗ-426 «О спецоценке условий труда», профсоюзам предоставлено право осуществлять профсоюзный контроль. А вот доступ к ФГИС – запрещен. Хотя работодатель технически имеет возможность искажать во ФГИС информацию о спецоценке.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРОФСОЮЗОВ
Давид КРИШТАЛЬ сообщил, что в начале этого года был принят новый СанПиН, в котором прописаны многие «утерянные» факторы. Теперь надо согласовать его с методикой СОУТ и обсудить это согласование в РТК, но Минтруд все никак не назначает обсуждение. Также техническая инспекция труда проводит мониторинг и до декабря этого года собирает все спорные вопросы, которые возникают у профсоюзов во время проведения СОУТ. А ФНПР готовит единые методические указания по участию представителей профсоюзов в проведении СОУТ. Депутат Госдумы Андрей ВЕТЛУЖСКИХ добавил, что межфракционная депутатская группа «Солидарность» готова рассмотреть итоги конференции. Но все это будет иметь смысл только в том случае, если будут активны и первички.
Источник публикации: www.solidarnost.org.