Новости
23 октября 2024 г.
Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...
Публикации
8 ноября 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...
СОУТ: если работник возражает
28 июля 2020 г.
Обязан ли работодатель проводить внеплановую спецоценку условий труда, если от работника поступили возражения относительно результатов спецоценки на рабочем месте? Департамент социального развития Правительства Российской Федерации отвечает...
ВОПРОС:
Обязан ли работодатель проводить внеплановую спецоценку условий труда, если от работника поступили возражения относительно результатов спецоценки на рабочем месте?
ОТВЕТ:
Работодатель будет обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда, но только в случаях:
― когда ему поступят мотивированные предложения выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, подготовленные по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда;
― если обоснованием для возражений работника явились обстоятельства, определенные законодательством о специальной оценке условий труда как основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (в том числе в ходе специальной оценки условий труда не учтены изменения технологического процесса, состава применяемых материалов и (или) сырья, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников).
― когда ему поступят мотивированные предложения выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, подготовленные по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда;
― если обоснованием для возражений работника явились обстоятельства, определенные законодательством о специальной оценке условий труда как основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (в том числе в ходе специальной оценки условий труда не учтены изменения технологического процесса, состава применяемых материалов и (или) сырья, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников).
Источник фото: pixabay.com.
ОБОСНОВАНИЕ:
Статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее ― Закон № 426-ФЗ) установлен закрытый перечень случаев проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
При этом самостоятельные возражения работников относительно результатов специальной оценки условий труда к таким случаям не относятся, а учитываются только в составе мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Закона № 426-ФЗ данные замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, оформляются в письменном виде.
Одновременно изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и (или) сырья, применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, также отнесены к случаям, требующим проведения внеплановой специальной оценки условий труда (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). При этом законодательных ограничений на получение работодателем информации об указанных случаях из обращений работников не установлено.
Более того, работодателю вменена обязанность рассматривать замечания и возражения работников относительно результатов специальной оценки условий труда и принимать при необходимости решение о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ).
В то же время полагаем, что основанием для проведения в таких случаях внеплановой специальной оценки условий труда будут являться указанные изменения, а не возражения работника.
Во всех остальных случаях возражения работника по вопросам проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда следует считать разногласиями по вопросам проведения специальной оценки условий труда, порядок рассмотрения которых установлен ст. 26 Закона № 426-ФЗ и соответствующим Административным регламентом предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда (утв. Приказом Роструда от 23.08.2019 № 233).
Кроме того, работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (ч. 2 ст. 26 Закона № 426-ФЗ).
При этом самостоятельные возражения работников относительно результатов специальной оценки условий труда к таким случаям не относятся, а учитываются только в составе мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Закона № 426-ФЗ данные замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, оформляются в письменном виде.
Одновременно изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и (или) сырья, применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, также отнесены к случаям, требующим проведения внеплановой специальной оценки условий труда (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). При этом законодательных ограничений на получение работодателем информации об указанных случаях из обращений работников не установлено.
Более того, работодателю вменена обязанность рассматривать замечания и возражения работников относительно результатов специальной оценки условий труда и принимать при необходимости решение о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ).
В то же время полагаем, что основанием для проведения в таких случаях внеплановой специальной оценки условий труда будут являться указанные изменения, а не возражения работника.
Во всех остальных случаях возражения работника по вопросам проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда следует считать разногласиями по вопросам проведения специальной оценки условий труда, порядок рассмотрения которых установлен ст. 26 Закона № 426-ФЗ и соответствующим Административным регламентом предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда (утв. Приказом Роструда от 23.08.2019 № 233).
Кроме того, работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (ч. 2 ст. 26 Закона № 426-ФЗ).
П.С. Сергеев
Департамент социального развития
Правительства Российской Федерации
Департамент социального развития
Правительства Российской Федерации
05.03.2020
Данный материал был включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс.
Еженедельный дайджест новостей портала на электронную почту