Новости
10 декабря 2024 г.
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Трудовой кодекс: планируется создание Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве
24 августа 2023 г.
В комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассматривается проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым предлагается включить в кодекс новую статью 230.2, предусматривающую осуществление единого государственного учета несчастных случаев на производстве посредством размещения информации об указанных несчастных случаях в Единой государственной информационной системе учета несчастных случаев на производстве (далее – ЕГИС учета несчастных случаев на производстве).
Авторы законопроекта предлагают ввести единый государственный учет несчастных случаев на производстве на базе создаваемой в структуре Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации (Роструда) ЕГИС учета несчастных случаев на производстве.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая государственная система учета и расследования несчастных случаев на производстве. Трудовой кодекс Российской Федерации (в том числе с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 311-Ф3) не регулирует вопрос о том, какой федеральный орган исполнительной власти должен вести единый учет несчастных случаев с работниками, погибшими и пострадавшими в период исполнения ими трудовых обязанностей.
Авторы законопроекта отметили, что действующим законодательством установлен порядок, в соответствии с которым учет несчастных случаев на производстве в Российской Федерации осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти и организациями:
- Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) – по отдельным отраслям экономики;
- Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) – только по смертельным и тяжелым несчастным случаям;
- Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации – по страховым несчастным случаям;
- Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) – по несчастным случаям на опасных производственных объектах;
- отраслевыми профсоюзами – по отдельным направлениям деятельности.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд) и Роструд, реализуя функции государственной политики и нормативное регулирование в сфере охраны труда и социальной защиты, самостоятельный учет всех несчастных случаев на производстве, произошедших в стране, на данный момент не осуществляют.
Все это создает предпосылки к тому, что на муниципальном, региональном и федеральном уровнях отсутствует точная и объективная информация о погибших и (или) пострадавших гражданах при несчастных случаях.
Авторы закона отметили, что в стране отсутствует единый учет несчастных случаев, произошедших с самозанятыми работниками, индивидуальными предпринимателями, иностранными гражданами, лицами, работающими на основании договоров гражданско-правового характера, а также с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, на деятельность которых не распространяются в полном объеме требования трудового законодательства Российской Федерации.
Также обращалось внимание на несогласованность позиций ведомств по отдельным вопросам учета несчастных случаев в различных отраслях экономики и сферах деятельности. Кроме того, отдельными законодательными актами установлено, что порядок расследования и учета несчастных случаев определяется исключительно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в той или иной отрасли, сфере деятельности.
Похожая правоприменительная практика сложилась по отношению к спортсменам, не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивными организациями.
Часть людей, погибших и пострадавших в результате возгорания, находились при исполнении трудовых обязанностей, поэтому они могут одновременно считаться погибшими или пострадавшими в результате несчастного случая на производстве. Однако федеральные законы, а также нормативные правовые акты, регламентирующие порядок учета пожаров и их последствий, принятые МЧС России, не содержат норм о согласовании действий по учету погибших и пострадавших работников во время пожара на объектах и производствах с Минтрудом России или с Рострудом.
Указанные выше законодательные и нормативные правовые акты, а также ряд других документов определяют механизм и порядок учета показателей, характеризующих деятельность соответствующего федерального органа исполнительной власти в определенной сфере деятельности. Учет погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на рабочем месте ведется отраслевыми министерствами по согласованию с Минздравом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Авторы пояснительной записки к законопроекту обратили внимание на то, что при отсутствии единой системы учета несчастных случаев на производстве сложно прогнозировать и планировать развитие экономической сферы деятельности без доступа к объективной информации и статистике о количестве погибших и лиц, пострадавших в результате несчастных случаев, а также о профессиональных заболеваниях, полученных в процессе трудовой деятельности.
- для проведения повторных расследований несчастных случаев;
- для обращения в суды по вопросам получения компенсаций при потере здоровья, компенсаций материального и морального ущерба;
- для оформления инвалидности в связи с ухудшением состояния здоровья вследствие несчастного случая;
- для решения других социальных и страховых вопросов.
Обращения граждан, организаций, государственных органов могут быть вызваны и тем обстоятельством, что по прошествии нескольких лет часть предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, которые обязаны хранить данные акты и материалы расследования несчастных случаев на производстве не менее 45 лет, могут быть ликвидированы.
По мнению авторов законопроекта, создание автоматизированной системы учета несчастных случаев позволит надежно и на долгие годы сохранить важные для пострадавших граждан и членов семей погибших копии актов проверок, материалов расследований для реализации ими своих прав на социальную защиту, на компенсации по страховым вопросам, на пенсионное обеспечение по инвалидности и компенсации в связи с потерей трудоспособности, а также права на обслуживание в системе медицинского страхования.
- сведения об организации (работодателе), на территории которой произошел несчастный случай или сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- сведения о членах комиссии по расследованию несчастного случая;
- копии актов о несчастном случае на производстве;
- копии актов о расследовании;
- копии материалов расследования;
- копии СНИЛС каждого пострадавшего вследствие несчастного случая;
- тексты сообщений работодателя о последствиях несчастного случая и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
В правительственном заключении говорится о том, что предлагаемые изменения выходят за рамки правового регулирования Трудового кодекса Российской Федерации. Его нормами не могут быть урегулированы отношения по расследованию и учету несчастных случаев, произошедших с гражданами, на деятельность которых трудовое законодательство не распространяется. Также в заключении отмечено, что в настоящее время уже функционируют Автоматизированная система управления контрольной (надзорной) деятельностью и Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ), функции которых носят сходный характер с функциями предусматриваемой законопроектом информационной системы.
Следовательно, законопроект требует доработки с учетом ранее сформулированных комментариев и повторного рассмотрения.
Текст: Игорь Волошин.