Новости
24 декабря 2024 г.
Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...
Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда глазами профессионалов
23 июля 2013 г.
В настоящее время система охраны труда находится в стадии активного реформирования. Государство пытается решить важные и сложные задачи по повышению эффективности системы охраны труда, социального страхования, улучшению условий труда. Национальное общество аудиторов трудовой сферы как сообщество профессионалов должно принимать в этом активное участие. От того, как будет меняться нормативная правовая база зависит будущее членов Партнерства и их деятельность на рынке.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
Сегодня самой значимой проблемой для сообщества является разработка проекта ФЗ «О специальной оценке условий труда». Фактически разработанный проект не отражает позицию значительного числа организаций, работающих на рынке аттестации рабочих мест. СРО Некоммерческое Партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» (далее – СРО) неоднократно выражало свою позицию по данному законопроекту, часть наших замечаний были учтены, однако некоторые положения ФЗ нуждаются в существенной доработке. Мы видим опасность существенного уменьшения объема рынка за счет появления на нем аффилированных «заводских» лабораторий и учреждений Роспотребнадзора. Не ясен вопрос с практическим применением «классификатора» и декларирования. Контроль и надзор запутан, объемен, но при этом не решает наиболее важной задачи – обеспечение качества услуги. Есть и другие вопросы к данному законопроекту. Мы надеемся, что наши принципиальные замечания и предложения найдут отражение в ходе дальнейшей доработки Минтрудом проекта ФЗ «О специальной оценке условий труда».
ПРОБЛЕМЫ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
Другой важной проблемой является нынешнее состояния рынка услуг по охране труда. Наиболее развитый его сегмент – аттестация рабочих мест по условиям труда – характеризуется, в основном, негативным трендом. У большей части аттестующих компаний падают объемы работы (в т.ч. в силу нормативной неопределенности, внесенной и 590 Приказом Минтруда и ожиданиями вступления в действие ФЗ «О специальной оценке условий труда), трудно удержать стоимость на услугу в условиях наличия на рынке «дешевых» предложений.
Ряд членов СРО также как и организации, не являющиеся членами СРО, оказывают услугу по тем ценам, которые свидетельствуют о нарушении ими Стандарта трудозатрат. Есть понимание, что значительное количество аттестующих компаний не соблюдают необходимые процедуры проведения аттестации рабочих мест. Аттестующие компании постоянно находятся в ожидании изменения законодательства, и это затрудняет нормальную ритмичную работу и возможность планировать деятельность на последующие периоды.
ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Рынок обучения по охране труда находится в еще более неблагоприятном состоянии. Исходя из того анализа, которое СРО проводило, получены данные, что каждый обученный успешно проходит обучение. Фактически услуга превращается в некую формальность и имитацию обучения. Это тяжелая ситуация, в которой наши члены-обучающие организации, находятся вынужденно из-за несовершенства государственной нормативной правовой базы и отсутствия адекватных государственных контрольно-надзорных мероприятий в этой сфере.
АУТСОРСИНГ ОХРАНЫ ТРУДА
Рынок аутсорсинга – зарождающийся и во многом эта услуга является одним из дополнительных инструментов заработка для аттестующих, и (иногда) обучающих организаций. Пока этот рынок не состоялся, но есть надежды на то, что в будущем ситуация будет меняться.
АУДИТОРЫ ТРУДОВОЙ СФЕРЫ НА СТРАЖЕ БИЗНЕСА
Что касается деятельности СРО, то мы понимаем, что на сегодняшний день перед нами стоит много задач. Для эффективного развития саморегулирования нужно сделать очень многое. Фактически, суть работы СРО сводится к нескольким основным направлениям:
- защита интересов сообщества в процессе нормотворческой деятельности и формирования государственной нормативной правовой базы в сфере охраны труда;
- обеспечение высокого качества услуг, предоставляемых членами сообщества (стандарты, контроль и надзор за соблюдением данных стандартов, инструменты и механизмы соблюдения данных стандартов).
Конечно, работа СРО – это не только работа его высших или исполнительных органов. Без инициативы и активной деятельности значительной части членов-организаций невозможно выстроить эффективно работающую СРО. И мы с Вами должны понимать, что необходимо разрабатывать и принимать те стандарты, которые организациям нужны и будут ими соблюдаться. Это добровольные повышенные требования к каждому члену СРО. Это ответственность и дополнительные усилия. Однако другой альтернативы этому пути не существует.
В противном случае ситуация будет ухудшаться год от года. Примеры такие есть – рынок энергоаудита в отношении бюджетных учреждений «выгорел» за 1 – 2 года. Причина – демпинг, штамповка отчетов под копирку, и отсутствие контроля качества со стороны профильных СРО. Для нас такой путь губителен и надо учиться на чужих ошибках.
Реальным выходом из сложившейся тяжелой ситуации с аттестацией рабочих мест, обучением, аутсорсингом является формирование большого количества действительно нужных стандартов качества услуг (включая все необходимые инструменты, методики, механизмы). И, конечно, необходимо создавать жесткую систему контроля за выполнением данных стандартов. Часть государственных функций по регулированию рынка СРО уже сейчас готово принять к реализации. Мы полагаем, что в рамках ФЗ «О специальной оценке условий труда» именно СРО должны аттестовывать экспертов. Кто, если не само сообщество может организовать эту работу? Аттестацию экспертов Минтрудом России, по нашему мнению, достаточно сложно организовать так, что бы это не была простая формальность. Кроме того, полагаем, что такая аттестация породит определенные коррупционные риски, что недопустимо в системе специальной оценки условий труда.
Экспертиза качества результатов специальной оценки условий труда (или аттестации рабочих мест по условиям труда) – еще одно из тех направлений, которое могло бы реализовываться именно саморегулируемыми организациями. Без экспертизы обойтись в ряде конфликтных случаев нельзя. Вместе с тем, Минтруд предполагает ликвидацию региональных экспертиз условий труда и не предлагает иного механизма оценки качества результатов специальной оценки условий труда.
Задач перед СРО стоит много, и они не являются простыми. Тем не менее, это, наверное, единственно возможный вектор развития Партнерства и имеются все возможности для его успешной реализации.
Задач перед СРО стоит много, и они не являются простыми. Тем не менее, это, наверное, единственно возможный вектор развития Партнерства и имеются все возможности для его успешной реализации.
Федин В.В., председатель совета СРО НП
«Национальное общество аудиторов трудовой сферы»
Источник: trud-audit.ru