Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

21 марта 2024 г.

Планируется уточнить порядок расчета ежемесячной страховой выплаты в случае смерти работника

В соответствии с Законопроектом планируется внесение изменений в пункт 8 статьи 12 «Размер ежемесячной страховой выплаты» Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-...

Публикации

26 марта 2024 г.

Искусственный интеллект: актуальные вебинары КИОУТ

Предлагаем вашему вниманию видеозаписи актуальных вебинаров КИОУТ, тематика которых объединена понятием «Искусственный интеллект». Спикер вебинаров – генеральный директор ООО «КИОУТ» Олег Александрович Косырев. Уважаемые коллеги!...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Cпециальная оценка, аттестация рабочих мест и МРОТ – важнейшие темы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1 августа 2013 г.

Формирование льготной пенсии досрочникам привяжут к результатам аттестации рабочих мест, работникам позволят выбирать между государственным и негосударственным пенсионным фондом, а правительство неожиданно обнаружило, что в России крайне низкий МРОТ, и с этим надо что-то делать. Обо всем этом говорили на последнем очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
 
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Рассматриваемый на заседании РТК законопроект «О специальной оценке условий труда» является лишь частью пакета документов, затрагивающих аттестацию рабочих мест, пенсионное страхование и другие вопросы. По сути, создается новая система.
Сейчас работодатель должен проходить две процедуры исследований условий труда:

 
  • аттестацию в соответствии со ст. 209 ТК РФ, чтобы установить сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск и т.д.;
  • специальную оценку согласно ст. 58.3 ФЗ № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в целях освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд.

Предполагается же объединить эти процедуры, чтобы результаты исследования рабочего места использовались и для определения суммы взносов в Пенсионный фонд, и для предоставления компенсаций и гарантий работникам. При этом новая система подразумевает переход от «списочного» подхода к предоставлению компенсаций к учету фактического влияния вредных условий труда на работника, что уже давно обсуждалось.

Что касается процедуры самой специальной оценки, то обязанность ее организовывать и финансировать ложится на плечи работодателя и должна осуществляться не реже одного раза в пять лет. Для этого работодателем создается комиссия, в состав которой, кроме его представителей, входят представители профсоюза и эксперты, аттестованные Минтрудом. Результаты проверки обязательно доводятся до сведения работников, а также направляются в единый госреестр результатов оценки рабочих мест. При этом работник вправе лично участвовать в проведении специальной оценки на своем рабочем месте.

Если же в процессе спецоценки на рабочем месте не выявлены вредные и опасные факторы, то работодатель подает об этом соответствующую декларацию в территориальный орган исполнительной власти. Декларация действительна в течение пяти лет, после чего продляется еще на столько же, но только если за это время на производстве не произошло несчастных случаев и не обнаружилось профзаболеваний.

В случае разногласий работник или профсоюзная организация вправе обжаловать результаты в суде.

ВОПРОСЫ НАЗНАЧЕНИЯ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ

 
Спецоценка условий труда станет единым комплексом процедур по идентификации потенциально вредных и опасных факторов производственной среды. По ее итогам будет устанавливаться класс опасности (от 1 до 4), и ее результаты будут применяться в разнообразных целях: для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, установления сокращенного рабочего времени, определения дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд и т.д.

С 2013 года для работодателей, у которых работники попадают в Списки № 1 и № 2 (дающие право на льготное пенсионное обеспечение), установлен дополнительный тариф взносов в Пенсионный фонд. Этот тариф постепенно повышается и с 2015 года будет составлять 9 и 6% от сумм выплат и иных начислений в пользу работников по Спискам № 1 и № 2 соответственно.

Однако работодатель сможет предложить работнику участие в системе негосударственного пенсионного обеспечения, и в случае согласия работодатель будет платить тариф обязательного пенсионного страхования в систему негосударственного пенсионного обеспечения.

Профсоюзная сторона на заседании высказала сомнения в том, что работники будут добровольно переходить в негосударственные фонды, скорее, это будет делаться добровольно-принудительно. Ведь минимальный размер взносов, которые работодатель должен перечислять в систему негосударственного пенсионного обеспечения, ниже, соответственно и пенсию работник будет получать меньше. Так, в НПФ достаточно платить 2,4%, тогда как в государственный фонд – от 2 до 9% в зависимости от класса опасности.

 
Статс-секретарь Минтруда Андрей ПУДОВ успокоил участников заседания, сообщив, что по умолчанию все работники остаются в системе государственного пенсионного страхования. Для того чтобы перейти в негосударственную систему, работнику необходимо не только подписать договор добровольного пенсионного обеспечения, но и дополнение к трудовому договору. Тем самым появляется повышенная ответственность работодателя. Кроме того, самый высокий тариф взносов платится только за класс опасности 3.4 и 4, а людей, чьи профессии подпадают под эти категории, довольно мало. Наибольшее число льготников работают в классах 3.1 – 3.3, а взносы за них в государственный и негосударственный пенсионные фонды сопоставимы.
 
Обсуждения законопроекта продолжаются, причем интенсивно. Правки вносятся чуть ли не еженедельно, координаторы сторон проводят совещания у вице-премьера Ольги Голодец. Окончательной версии проекта пока нет, однако он будет дорабатываться и приниматься в ближайшее время. Предполагается, что до 2018 года продлится переходный период, в течение которого результаты уже проведенной аттестации будут в силе, но после 2018 года все организации перейдут на специальную оценку рабочих мест.

ЗАРПЛАТЫ ВОЗЬМУТ НА КОНТРОЛЬ

А вот по вопросу увеличения МРОТ в следующем году до 5554 рублей разногласий не было. Были концептуальные возражения.

По оценке Минтруда, в этом году соотношение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного гражданина составляет 67%, а в следующем – вырастет до 67,9%. По словам замминистра труда и социальной защиты Любови ЕЛЬЦОВОЙ, повышение затронет 1,3 млн человек, причем около половины из них заняты в бюджетном секторе экономики. При этом повышение «не окажет негативного воздействия на реальный сектор экономики».

 
Председатель ФНПР Михаил ШМАКОВ возмутился этими словами: «К сожалению, все дискуссии по поводу МРОТ ведут люди, которые никогда не существовали на эту сумму в течение месяца. Те, кто обсуждают проблему минимального размера оплаты труда, получают минимум в десять раз больше. И когда здесь говорится, что повышение МРОТ не окажет негативного воздействия на реальный сектор экономики, я категорически не согласен. Сегодняшний МРОТ оказывает самое большое разрушительное воздействие и на реальный, и на «нереальный» секторы экономики. С таким уровнем оплаты труда уничтожаются граждане РФ, они вымирают, и их место занимают трудящиеся-мигранты,
которые находятся на положении рабов. И никогда у нас не будет высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике».

 
 
По его мнению, цифра «1,3 млн человек», которых затронет это повышение, неправильная, потому что МРОТ лежит в основе тарифных систем на многих предприятиях. Так, оклад первого разряда устанавливается в размере одного, полутора, двух МРОТ, и далее, с межразрядными коэффициентами, формируется тарифная сетка.

«По опубликованным данным, некоторые заместители председателя Центробанка получили годовую зарплату в 24 млн рублей. Простой пересчет показывает, что их зарплата – 12 тысяч рублей в час. А мы с вами обсуждаем 5 с половиной тысяч рублей в месяц! О чем мы говорим?» – удивляется Михаил ШМАКОВ.

Министр труда Максим ТОПИЛИН согласился с Михаилом ШМАКОВЫМ Викторовичем, что проблема существует. Например, во время встречи с партнерами по G20 выяснилось, что «даже в Бразилии МРОТ раза в три выше, чем у нас». Максим ТОПИЛИН напомнил, что министерство работает над этим, однако возникла системная проблема.
 
По мнению Минтруда, около 12 лет назад был сделан неверный шаг: привязали МРОТ к прожиточному минимуму. Отсюда, дескать, все проблемы. «Прожиточный минимум носит региональный характер, в нем заложены различные ценовые изменения. Мы не можем установить МРОТ на уровне ПМ в среднем по России, потому что тогда очень сильно ударим по южным и центральным территориям. Надо каким-то образом нетривиально выйти из этого положения», – поясняет Максим ТОПИЛИН. 
По его мнению, в нашей стране не может быть единого МРОТ.
 
С наличием диспропорции в уровне оплаты труда, причем не только относительно минимальной оплаты, согласна и вице-премьер Ольга ГОЛОДЕЦ. «Такой ситуации, как в РФ, когда по уровню оплаты труда лидирует финансовый сектор, нет больше нигде. Даже в США на первом месте по оплате труда стоят врачи общей практики», – отметила она. 
 
Вице-премьер также напомнила о договоренности с социальными партнерами взять на особый контроль политику оплаты труда в стране. И попросила Минтруд организовать соответствующую рабочую группу, в которую войдут представители правительства, работодателей и профсоюзов.
 
Юлия Рыженкова

Источник: solidarnost.org