Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда: новые задачи, стоящие перед экспертными организациями
12 февраля 2014 г.
Переход от аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ) потребует от аттестующих организаций (далее – АО) серьезной подготовки и перестройки своей работы. Ужесточены требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда (далее – ОПСОУТ), расширяется область аккредитации лабораторий, вводится новая категория специалиста – эксперт по специальной оценке условий труда, к профессиональной подготовке, стажу работы которого предъявляются повышенные требования.
Владимир.САВИНОВ,
вице-президент саморегулируемой организации
НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы»
Многократно возрастает ответственность ОПСОУТ. Прежде всего, это связано с переходом на новые принципы предоставления компенсаций.
От результатов СОУТ напрямую будет зависеть предоставление компенсаций, включая, пожалуй, наиболее волнующие работников досрочные пенсии. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, сама возможность выхода работника на досрочную пенсию поставлены в прямую зависимость от результатов СОУТ.
Дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, который, начиная с 2013 года, уже установлен многим организациям, станет жестко привязан к классу условий труда, выявленному по результатам СОУТ.
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасный | 4 | 8,0% |
Вредный | 3.4 | 7,0% |
3.3 | 6,0% | |
3.2 | 4,0% | |
3.1 | 2,0% | |
Допустимый | 2 | 0% |
Оптимальный | 1 | 0% |
Федеральный закон 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Это означает, что ОПСОУТ, получили дотошных и очень заинтересованных критиков своей работы. И работодатели, и работники, которые еще совсем недавно были в большинстве своем нейтральными наблюдателями при проведении АРМ, сегодня «с микроскопом» и очень заинтересованно будут рассматривать результаты СОУТ.
Недовольных будет много. Работникам, чьи профессии внесены в Списки №1 и № 2, так называемые малые списки или прямо упомянуты в ст. 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае признания условий труда не вредными, а допустимыми не понравится перспектива позже уйти на пенсию. Будут выискиваться и использоваться любые поводы для оспаривания результатов СОУТ через суд. Причем споры по пенсионным правам (и претензии к корректности результатов СУОТ) могут возникнуть спустя несколько десятилетий после проведения измерений на рабочем месте недовольного истца.
Работодателям же при подтверждении по результатам СОУТ вредных условий труда на этих рабочих местах придется платить весьма существенный дополнительный тариф, что конечно же вызовет законный повышенный интерес к качеству СОУТ и обоснованности ее результатов. ОПСОУТ оказываются в самой середине этих взаимоисключающих интересов сторон, каждая из которых будет предъявлять ОПСОУТ противоположные требования. ОПСОУТ становятся заложником такого конфликта интересов.
Именно многократно повышенная заинтересованность работодателя и работника в результатах СОУТ, причем с противоположных позиций, и определяет главную особенность текущего момента. Не изменение названия (СОУТ вместо АРМ), не корректировка процедур оценки (ко всему этому не сложно подготовиться), а принципиально разное отношение к итогам СОУТ по сравнению с АРМ. Именно это обстоятельство потребует от ОПСОУТ радикально изменить свое отношение к проведению измерений, оформлению их результатов, подготовке сотрудников и в целом к организации работы лаборатории. И чем быстрее это поймут ОПСОУТ и осознают, что многолетний период бесконфликтной работы заканчивается, тем быстрее и безболезнее они встроятся в новую систему оценки условий труда.
В соответствии с переходными положениями федерального закона «О СОУТ» организации, аккредитованные ранее в качестве организации, оказывающей услуги по АРМ, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия имеющегося на 1.01.2014 года аттестата аккредитации испытательной лаборатории, но не более чем до 31 декабря 2018 года. До вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Это означает, что широко распространенная практика аккредитации лабораторий в добровольных системах аккредитации, системе ССОТ прекращается. Всем лабораториям, у которых завершается срок действия аттестата аккредитации теперь одна дорога – в Росаккредитацию, которая аккредитует лабораторию, в том числе и с учетом требований федерального закона «О СОУТ».
Очевидный вывод: всем без исключения лабораториям ускоренными темпами привести деятельность в полное соответствие с требованиями, предъявляемыми Росаккредитацией при аккредитации лабораторий. Это особенно актуально для тех ОПСОУТ, которые до сих пор работают на основе документов об аккредитации в Системе сертификации работ по охране труда (ССОТ), которая уже несколько лет назад прекратила свое существование, или в добровольных системах аккредитации. И дело здесь даже не столько в формальной стороне – последуют или нет какие-либо санкции к лабораториям, аккредитованным не в Росаккредитации, сколько в тех реальных рисках для таких лабораторий при опротестовании результатов СОУТ (уже отмечалась высокая заинтересованность сторон в результатах СОУТ) в судебном порядке. Аргумент – лаборатория, не аккредитованная в Росаккредитации, не подтвердила свое соответствие установленным требованиям и не вправе проводить СОУТ – на мой взгляд, весьма убедителен.
Необходимо иметь в виду, что поставленная Росаккредитацией цель обеспечить международное признание результатов оценки соответствия неизбежно повысит требовательность к качеству работы лабораторий. Регулярные сообщения об отзыве Росаккредитацией аттестатов аккредитации лабораторий это подтверждают. Поэтому первым и обязательным этапом подготовки к СОУТ является детальное изучение нормативной базы аккредитации. Настоятельно рекомендуется руководителям и сотрудникам лабораторий еще раз проработать и сделать настольными основные нормативные акты, регламентирующие аккредитацию лабораторий:
Рассмотрим следующие документы:
- Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации»;
- Приказ Минэкономразвития России от 16.10.2012 № 682 «Об утверждении Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним»;
- ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий;
- Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2012 № 619 «Об утверждении форм заявлений об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), о переоформлении аттестата аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), о выдаче дубликата аттестата аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), о выдаче копии аттестата аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), о прекращении действия аттестата аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)»;
- Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2012 № 618 «Об утверждении формы аттестата аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и приложения к нему».
- ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт. «Системы менеджмента качества. Требования»,
- ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»,
- ГОСТ Р 51000.4-2011. «Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий»,
- ГОСТ Р ИСО 19011-2012. «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»,
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012. Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента,
- ГОСТ Р 54500.1-2011 «Неопределенность измерения 1. Введение в руководства по выражению неопределенности измерения»,
- ГОСТ Р 54500.3-2011 «Неопределенность измерения 3. Руководство по выражению неопределенности измерения» и другие документы.
РК – документ, который в первую очередь проверяет эксперт при аккредитации лаборатории. Несоответствие РК нормативным документам или несоблюдение лабораторией на практике положений, которые утверждены в РК может стать аргументом при оспаривании через суд недовольной стороной результатов СОУТ со всеми вытекающими последствиями, в том числе и материальными.
Дополнительно важно обратить внимание ОПСОУТ на необходимость быть готовыми не только к плановым проверкам со стороны Росаккредитации, Роструда, но и со стороны органов Госнаркоконтроля. Если лаборатория расширяет область своей аккредитации соответственно увеличивается и перечень веществ, которые используются для анализа согласно утвержденным методикам.
В 2013 г. приняты поправки в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», которые ужесточают требования к хранению и регистрации любых операций в отношении таких широко используемых в лабораториях веществ, как ацетон (конц. более 60%); бензилхлорид (40%); диэтиловый эфир (45%); перманганат калия (45%); серная кислота (45%); соляная кислота (15%); толуол (70%); уксусная кислота (80%) и др. Нормативные требования к особому хранению и регистрации операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами желательно также прописать в РК.
Второй важный момент, на который необходимо обратить внимание ОПСОУТ – область аккредитации лаборатории. С одной стороны, новый федеральный закон не требует в обязательном порядке наличие в области аккредитации лаборатории целого ряда факторов (энергетическая экспозиция лазерного излучения; мощность амбиентного эквивалента дозы рентгеновского, гамма- и нейтронного излучений; радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников; напряженность постоянного магнитного поля; биологические факторы). Для измерения этих факторов ОПСОУТ вправе привлечь другую аккредитованную лабораторию. Это, безусловно, обрадует многие лаборатории.
С другой стороны, можно уверенно предположить, что многим ОПСОУТ потребуется существенно расширить область аккредитации лаборатории по химическому фактору. Тот, зачастую крайне скудный в большинстве лабораторий набор химических факторов, будет явно недостаточен с января 2014 года, поскольку радикально изменится структура рабочих мест, подлежащей обязательным измерениям при СОУТ.
Те аттестующие организации, которые привыкли проводить АРМ в офисах, аптеках, школах и прочих объектах, где набор потенциально вредных факторов невелик (освещенность, шум и т.п.) и сложных химических измерений не требовалось, лишатся привычного рынка заказчиков. Практически все организации малого и среднего бизнеса непроизводственной сферы всю СОУТ сведут к декларированию, не сильно заботясь об обоснованности сделанных работодателем выводов о соответствии рабочих мест государственным нормативным требованиям охраны труда. Обязательные же измерения потенциально вредных и (или) опасных факторов потребуется на рабочих местах, занятых работниками, которым предоставляются гарантии и компенсации, включая льготные пенсии. Значит необходимо уметь и иметь право измерять широкий спектр химических веществ, характерных для таких рабочих мест. Второй большой группой потенциальных заказчиков СОУТ станут организации, на которых по результатам ранее проведенной АРМ были установлены вредные или опасные условия труда, и на которые в соответствии с законом «О ССОТ» распространяется требование об обязательном измерении вредных и опасных факторов при проведении СОУТ на этих рабочих местах.
Именно промышленные производства с большим набором потенциально вредных и опасных для здоровья работников факторов станут главными заказчиками проведения СУОТ. 1,9 миллиона человек трудятся на опасных производствах (список № 1), 2,8 миллиона человек – на вредных производствах (список № 2). Еще примерно 400 тысяч человек трудятся по так называемым «малым» спискам вредности. Под СОУТ попадет примерно 15 млн. рабочих мест по пенсионным спискам и списку 1974 года – заявил недавно первый заместитель министра труда и социальной защиты Сергей ВЕЛЬМЯЙКИН.
Ни один работник, например, производства синтетических моющих средств, не согласится с допустимыми условиями труда, лишающими его права на досрочную пенсию, определенными по итогам СОУТ, проведенной без измерений на рабочем месте таких факторов как содержание карбоксиметилцеллюлозы натриевая соль, натрия пербората, едкого натра, соды кальцинированной, спиртов непредельных жирного ряда, необходимость измерения которых при оценке условий труда прямо прописана в Санитарных правилах при производстве синтетических моющих средств (№ 5199-90). Или, например, без измерений при СОУТ на рабочих местах работников литейного производства содержания таких факторов, как фенол, формальдегид, фуриловый спирт, фурфурол, аммиак, ортофосфорная кислота, акролеин, диоксид серы, оксид азота, ароматические углеводороды, кетоны, озон, изопропиловый спирт, стирол, эфир, бензин, ацетон, керосин и др. («Санитарные правила для литейного производства», № 5183-90). Подобных примеров можно привести множество. Аттестующие организации, не способные перестроится на работу на «серьезных» и сложных объектах, вынуждены будут уйти с рынка СОУТ.
Учитывая, что процесс расширения области аккредитации лаборатории достаточно длительный и затратный, необходимо уже сегодня определить ваших потенциальных заказчиков. Для чего детально проанализировать, какие в конкретном регионе есть производства, рабочие места на которых имеют по результатам АРМ вредные условия труда или попадают под действие досрочных пенсионных списков, списков 1974 года. Такие сведения (по профессиям и предприятиям) есть в региональных отделениях Пенсионного фонда, ФСС, Роструда. Далее, исходя из технологического процесса, используемых сырья и материалов, требований соответствующих нормативных правовых актов, проанализировать, содержание каких химических факторов необходимо измерять при проведении СУОТ на таких рабочих местах и соответственно сформировать (расширить) область аккредитации лаборатории.
ОПСОУТ могут также, работая по всей территории России, ориентировать свою деятельность на работу с предприятиями какого-то одного или нескольких видов деятельности. И под эту специфику сформировать область аккредитации лаборатории. Естественно, потребуется дополнительно расширить приборную базу, подготовить специалистов и т.п.
Наиболее «льготноемкие» отрасли по данным Росстата за 2012 год приведены в таблице (в процентах от общей численности):
Российская собственность (2012 год) |
Один вид компенсаций | Доп. отпуск | Сокращ. раб. неделя | Доплата | Сп. № 1 | Сп. № 2 |
ПРОИЗВОДСТВО КОКСА, НЕФТЕПРОДУКТОВ И ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ |
69,0 | 58,1 | 24,0 | 58,2 | 25,5 | 20,5 |
ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО |
61,0 | 53,2 | 16,1 | 49,0 | 23,9 | 14,1 |
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО |
72,9 | 65,7 | 9,0 | 60,0 | 22,8 | 26,2 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА |
59,1 | 47,1 | 14,5 | 42,1 | 17,9 | 0,7 |
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОИЗВОДСТВО ГОТОВЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ |
61,6 | 52,8 | 6,4 | 49,0 | 16,5 | 22,1 |
ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ |
68,5 | 61,1 | 9,6 | 35,1 | 12,5 | 32,9 |
ПРОИЗВОДСТВО РЕЗИНОВЫХ И ПЛАСТМАССОВЫХ ИЗДЕЛИЙ |
40,5 | 31,1 | 1,8 | 29,9 | 7,4 | 16,8 |
ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА |
41,9 | 30,0 | 4,2 | 30,5 | 6,7 | 11,3 |
ПРОИЗВОДСТВО МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ |
38,3 | 27,9 | 3,7 | 26,6 | 6,2 | 12,1 |
ОБРАБОТКА ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ |
39,7 | 33,6 | 3,0 | 22,2 | 3,9 | 16,2 |
ПРОИЗВОДСТВО ГОТОВЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ |
38,9 | 26,7 | 1,2 | 26,6 | 3,7 | 13,9 |
ПРОИЗВОДСТВО ПРОЧИХ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ |
48,9 |
32,0 |
2,5 |
30,3 |
3,1 |
13,3 |
ПРОИЗВОДСТВО СУДОВ, ЛЕТАТЕЛЬНЫХ И КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ И ПР. ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ |
39,6 | 28,9 | 2,8 | 29,8 | 2,9 | 11,8 |
ПРОИЗВОДСТВО ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ |
42,3 | 27,4 | 2,1 | 33,7 | 2,7 | 10,8 |
ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ |
38,1 | 25,0 | 3,2 | 24,2 | 2,4 | 11,1 |
СТРОИТЕЛЬСТВО |
34,3 | 24,0 | 2,6 | 14,1 | 2,2 | 11,4 |
ПРОИЗВОДСТВО, ПЕРЕДАЧА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ГАЗА, ПАРА И ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ |
39,6 | 30,0 | 2,5 | 30,1 | 1,8 | 10,0 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА |
62,3 | 49,0 | 3,7 | 27,3 | 1,0 | 13,6 |
ПРОИЗВОДСТВО КОЖИ, ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ И ПРОИЗВОДСТВО ОБУВИ |
35,3 | 17,3 | 0,7 | 17,0 | 0,2 | 10,1 |
ПРОИЗВОДСТВО ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ |
60,6 | 56,9 | 0,1 | 45,3 | 0,0 | 24,3 |
Эксперт ОПСОУТ – это, в отличие от АРМ, принципиально новый участник проведения СОУТ, имеющий особый юридический статус. Особенности регулирования трудовой деятельности эксперта внесены в Трудовой кодекс Российской Федерации (введена новая статья 351.3). Права, обязанности и ответственность эксперта определены Трудовым кодексом Российской Федерации, ФЗ «О СОУТ», Кодексом РФ об административных правонарушениях, нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение СОУТ. ОПСОУТ должна иметь не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, включая не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
Эксперты пройдут аттестацию на право выполнения работ по СОУТ, по результатам которой получат сертификат эксперта. Формирование и ведение реестра экспертов осуществляется Минтрудом России.
Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- наличие дополнительного профессионального образования, включающего изучение вопросов оценки условий труда, в объеме не менее 72 часов;
- наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе АРМ, не менее трех лет.
СОУТ не может проводиться экспертами, являющимися учредителями (участниками) работодателей, на рабочих местах которых проводится СОУТ, их руководителями, должностными лицами, несущими ответственность за организацию и проведение СОУТ или находится с ними в близком родстве. Эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов.
Нарушение порядка проведения СОУТ экспертом влечет административную ответственность в соответствии с КоАПП: предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 20 тысяч до тридцати тысяч рублей. При повторном административном наказании – наложение административного штрафа от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
Сертификат эксперта может быть аннулирован по решению Минтруда России в случаях:
- назначения в отношении эксперта административного наказания в виде дисквалификации;
- установления факта представления экспертом для прохождения аттестации документов, содержащих недостоверные сведения;
- установления факта разглашения конфиденциальных сведений, полученных при осуществлении профессиональной деятельности и составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, либо использование таких сведений в целях, отличных от тех, для которых они предоставлены.
Необходимо также иметь в виду, что основанием исключения организации из реестра ОПСОУТ является прекращения срока действия, либо аннулирования сертификатов экспертов на право выполнения работ по СОУТ, приводящее к сокращению численности экспертов менее 5 человек. Понятно, что такой жесткий централизованный порядок аттестации экспертов потребует от ОПСОУТ более взвешенного подбора сотрудников и их подготовки и, возможно, создания некого «запаса» экспертов.
Учитывая, что на формирование института экспертов, предусмотренного ФЗ «О СОУТ» потребуется время, переходными положениями предусмотрено, что организации, аккредитованные в порядке, действовавшем 1.01.2014 года, в качестве организации, оказывающей услуги по АРМ, и имеющие в своем составе испытательные лаборатории, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить СОУТ без учета требования о наличии в организации не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, но не позднее, чем до 31 декабря 2014 года.
Также учитывая, что первые «полноценные» эксперты (аттестованные в полном соответствии с требованиями законодательства о СОУТ) появятся не ранее 3 квартала 2014 года, на 2014 год будут определен переходный порядок назначения экспертов.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда осуществляется федеральной инспекцией труда. Нарушение установленного порядка проведения СОУТ работодателем либо ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Нарушение ОПСОУТ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Нарушение экспертом ОПСОУТ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Повторное совершение ОПСОУТ или экспертом административных правонарушений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Уже сегодня за откровенную ложь (фальсификацию), липовые («нарисованные») протоколы измерений, отсутствие подтверждения проведения реальных измерений статьей 14.48 КоАП предусмотрена административная ответственность для должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификация на срок от одного года до трех лет; для юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Наказания накладывает Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
Введена в действие административная ответственность лабораторий за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений (статья 19.19 КоАП). Наказание накладывает Росстандарт.
Учитывая реально возросшие риски ОПСОУТ, саморегулируемая организация НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» повысило сумму страхового возмещения ответственности своих членов от 30 тысяч рублей (минимальное требование федерального закона «О саморегулируемых организациях») до 2 миллионов рублей, причем часть организаций уже самостоятельно довели лимит своей ответственности до 5-15 миллионов рублей.
Ответственность ОПСОУТ будет конкретизирована федеральным законом «О специальной оценке условий труда»: возникновение риска наступления имущественной ответственности ОПСОУТ по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям - заказчикам СОУТ, и (или) работникам, в отношении рабочих мест которых проводилась СОУТ, и иным третьим лицам в случае причинения действиями (бездействием) ОПСОУТ ущерба в результате нарушения требований методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений факторов производственной среды и трудового процесса, а также требований к проведению СОУТ, подтвержденного вступившим в законную силу решением суда или, при заключении договора добровольного страхования ответственности, признанного страховщиком.
Существенным отличием порядка проведения СОУТ от порядка проведения АРМ является то, что в комиссию по проведению СОУТ не включаются представители ОПСОУТ и эксперты. Состав, порядок деятельности комиссии, график проведения СОУТ утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Председателем комиссии является работодатель (его представитель). Это обеспечивает более четкое и конкретное распределение ответственности между работодателем, формирующим комиссию из своих сотрудников, ОПСОУТ и экспертами.
Комиссия (следовательно, ответственность работодателя):
- утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест;
- утверждает по представлению эксперта результаты идентификации вредных и (или) опасных факторов;
- признает допустимыми условия труда, если на рабочем месте не идентифицированы вредные и (или) опасные факторы;
- принимает решение о проведении измерений идентифицированных вредных и (или) опасных факторов, формирует перечень факторов, подлежащих измерениям;
- принимает решение об использовании результатов производственного контроля при проведении СОУТ (по представлению эксперта);
- принимает решение о невозможности проведения исследований в случае, угрозы для жизни работников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
- снижает (повышает) класс условий труда по результатам оценки эффективности СИЗ на основании заключения эксперта.
- самостоятельно определяет методики измерений, количественный и персональный состав экспертов;
- осуществляет измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов;
- оформляет в виде отчета результаты СОУТ.
- осуществляет идентификацию опасных и (или) вредных факторов;
- проводит измерения фактических значений факторов;
- дает комиссии по проведению СОУТ предложения о возможности использования результатов производственного контроля при проведении СОУТ;
- осуществляет отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности;
- дает заключение о возможности снижения класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты;
- дает заключение в отчет о результатах СОУТ.