Тот факт, что охрана труда на предприятии является обособленной сферой деятельности, не связанной непосредственно, например, с производством или кадровой работой, создает проблему. Мероприятия по охране труда в основном сводятся к предотвращению травматизма путем некоторых технических решений. Однако условия, которые влияют на состояние производственной среды, значительно более сложны.
Тот факт, что охрана труда на предприятии является обособленной сферой деятельности, не связанной непосредственно, например, с производством или кадровой работой, создает проблему. Мероприятия по охране труда в основном сводятся к предотвращению травматизма путем некоторых технических решений. Однако условия, которые влияют на состояние производственной среды, значительно более сложны. Чтобы принимать правильные решения, администрация предприятия должна гарантированно получать надежную информацию от сотрудников службы охраны труда и служб контроля качества о невыходах на работу и положении с травматизмом, а также других обстоятельствах процесса труда. При подготовке и заключении договора на проведение СОУТ целесообразно обращать внимание потенциальных заказчиков на экономические последствия плохих условий труда на производстве.
ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К
УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА
В большинстве развитых стран компенсации (медицинские расходы, утраченный доход) работникам, получившим на производстве травму или профессиональное заболевание, выплачиваются работодателем, и эта обязанность работодателей закреплена законодательно. Поскольку компенсационные выплаты осуществляет сам работодатель,
именно он в первую очередь заинтересован не допустить возникновение несчастного случая.
В России с принятием Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» реализуется солидарная ответственность работодателя и государства по выплатам компенсаций пострадавшим.
При любой оценке общих потерь в результате производственного травматизма и профзаболеваемости основное внимание должно уделяться человеческим потерям, т.е. боли и страданиям, утрате трудоспособности, ухудшению качества жизни и преждевременной смерти. Вместе с тем внимание работодателя стоит привлекать к экономическим потерям в результате плохих условий труда.
С точки зрения экономики расходы на улучшение условий труда являются инвестициями. Они осуществляются с тем, чтобы в дальнейшем получить значительную выгоду. Опыт показывает, что ценность таких инвестиций, как правило, значительно выше, чем предполагается изначально, и не только в связи со скрытой и долгосрочной выгодой для здоровья и благосостояния работников, но также ввиду способности предприятий использовать новшества, которые одновременно повышают качество продукции, сокращают отходы и улучшают условия труда. На уровне экономики в целом это является важным компонентом процесса развития. Тем не менее предприятия, которые могли бы получать выгоду от таких инвестиций, не делают их из-за потенциальной возможности проиграть в конкурентной борьбе.
Экономическое стимулирование (ЭС) предпринимателей к улучшению условий труда можно рассматривать как косвенный метод, тогда как существует прямой, метод административного принуждения. Зачем нужен «кружной» путь? Этому вопросу столько же лет, сколько и самой индустриальной революции. Уже с самого начала девятнадцатого века реформаторы спорят о преимуществах прямого регулирования и косвенных средств: налогов и субсидий. Напомним о потенциальных преимуществах ЭС.
1. ЭС легко привлекает внимание руководства предприятий. В мире, наполненном правилами, не все из которых выполняются должным образом, для компаний достаточно легко игнорировать правила, призванные контролировать производственный процесс. Эта проблема особо актуальна в охране труда, где правила особенно детальны и касаются конкретных условий. В новых условиях появляются новые правила. Постепенно правил становится все больше, и только профессионалы в области охраны труда могут в них разобраться. Основное преимущество ЭС – более общий подход и простота, но, что самое важное: язык ЭС – это язык бизнеса. Руководители предприятий могут легко увидеть влияние, которое ЭС оказывает на работу компании, и они реагируют на него так же, как на любой другой фактор затрат или получения прибыли.
2. Потенциал ЭС в том, что оно действует снизу вверх и на всех уровнях: любой имеющийся риск в области охраны труда может иметь свой собственный тип ЭС независимо от уровня, достигнутого компанией в этой области в прошлом. В этом заключается его самое главное отличие от большей части правил, которые определяют минимальный уровень принимаемых мер для их соблюдения. При достижении такого минимума правила считаются выполненными, и не требуется дальнейшей работы по совершенствованию условий труда.
3. ЭС легко применяется к новым классам риска по мере их возникновения. Благодаря тому что оно не сосредоточено на процессе, в результате которого зарождается риск, а только на результатах, ЭС легко применяется как к новым, незнакомым классам риска, так и к старым. Что касается системы регулирования, новый класс риска требует новых правил, и этот процесс очень громоздкий, медленный и политически неоднозначен. Преимущество ЭС по сравнению с административным регулированием приобретает все большее значение по мере ускорения технологических изменений.
4. ЭС – гибкий инструмент, позволяющий предприятиям находить эффективные решения проблем охраны труда. Экономические подходы, основываясь на результатах, а не методах, способствуют решению проблем и инновациям и позволяют с большей эффективностью использовать знания – как накопленные на рабочих местах, так и специальные. Регулирование, напротив, всегда стоит перед выбором между максимальной четкостью выполнения, чтобы максимально усилить контроль, и простотой и универсальностью подхода, чтобы улучшить управление управления и соблюдение правил.
БАЛАНС ЗАТРАТ И РЕЗУЛЬТАТОВ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
Определение соотношения между затратами и отдачей (экономическим эффектом) мероприятий по охране труда на уровне предприятия – отнюдь не легкое дело. Проще оценить одни расходы. Тем не менее, известны методы, с помощью которых можно оценить с одной стороны – затраты на улучшение производственной среды, а с другой – уменьшение потерь от негативных явлений в производственной среде.
Совершенствование охраны и условий труда, помимо приобретения и установки защитных приспособлений и оборудования, включает значительные вложения в профессиональную подготовку и повышение квалификации кадров, правильную эксплуатацию оборудования. Такова по крайней мере политика тех организаций, которые добились успеха в охране труда. Инвестиции в охрану труда для предприятий – знакомая для них тема. Отдачу от мероприятий по охране труда оценивают гораздо реже, хотя во многих случаях можно оценить потери в результате несчастных случаев, невыходов на работу, смены кадров и ухода сотрудников на пенсию в связи с потерей трудоспособности.
Еще более важным показателем, чем сокращение потерь в связи с уменьшением числа невыходов на работу и несчастных случаев, часто является прибыль, получаемая в результате совершенствования условий труда и контроля над производственными процессами. Их совокупное воздействие находит выражение в сокращении нарушений в производственных процессах, повышении производительности труда или качества продукции и услуг. Однако проблема количественного исчисления такого эффекта остается. При выявлении потерь, связанных с производственным травматизмом и профзаболеваемостью, важен не только общий уровень этих расходов, но также и их структура, поскольку различные виды потерь оказывают различное влияние на охрану труда.
Наиболее серьезные потери в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями – это неэкономические издержки. Они включают прямые физические потери для пострадавшего, эмоциональный стресс для его семьи и местного сообщества, а также ущерб таким общественным ценностям, как справедливость и солидарность. С другой стороны, не совсем правильно говорить, что все экономические потери в конечном итоге сводятся к непроизведенной продукции из-за сокращения объема производства.
ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ПОТЕРИ
Обычно вначале учитываются потери, которые определяются как прямые, а все остальные принято относить к косвенным. Поскольку у каждой отрасли имеются собственные, характерные лишь для нее издержки, а также каналы, по которым они оплачиваются, обычно перечни таких потерь для различных производств никогда не совпадают. Можно попытаться найти ответ на следующий вопрос: находят ли суммы потерь и их причины свое отражение в системе бухгалтерского учета предприятия в обычном порядке? Если да, такие расходы можно считать прямыми, если нет – косвенными.
Страховые взносы, затраты на судебное урегулирование и прямые выплаты врачам, как правило, являются типичными примерами прямых расходов на уровне компании. Косвенные потери не менее реальны, однако они должны выводиться на основе тщательных наблюдений и расчетов. Если срок службы оборудования сократился в результате производственной аварии, это прямые экономические потери, однако они могут остаться незамеченными, если кто-нибудь не уделит дополнительное время на то, чтобы оценить и распределить ущерб.
Перечень возможных косвенных потерь на уровне компании приведен ниже. Пользуясь подобным перечнем, важно помнить, что в некоторых ситуациях потери могут переноситься из одной статьи в другую в зависимости от особенностей платежных механизмов и системы бухгалтерского учета.
Потенциальные косвенные потери в связи с несчастными случаями на производстве на уровне компании
-
Нарушение производственного процесса непосредственно после несчастного случая.
-
Моральное воздействие на трудовой коллектив.
-
Привлечение персонала к расследованию и описанию несчастного случая.
-
Расходы по найму и обучению новых работников.
-
Ущерб оборудованию и материалам (если он не был выявлен и распределен в рамках обычного бухгалтерского учета).
-
Снижение качества продукции после несчастного случая.
-
Снижение производительности травмированных работников, переведенных на более легкую работу.
-
? Расходы на содержание резервных мощностей для покрытия потерь, связанных с несчастными случаями.
ПОТЕРИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИЗ-ЗА НЕВЫХОДОВ НА РАБОТУ ПО БОЛЕЗНИ
Анализировать влияние временной нетрудоспособности работников на стоимость производства – нелегкая задача. Обычно наиболее просто измеряемый параметр – заработная плата, выплачиваемая во время болезни. Однако получаемые цифры не дают полной картины убытков, образующихся из-за отсутствия работников на производстве по болезни. С отсутствием на работе также связаны многие виды косвенных потерь. Как правило, на предприятиях отсутствует система мониторинга, отслеживающая эти расходы и потери.
Подлинные потери из-за невыходов на работу связаны с последствиями для функционирования предприятия. Невыходы на работу ведут к сокращению производства. Стоимость невыпущенной продукции может быть измерена суммой заработной платы за период нетрудоспособности. Обычно производственные потери, вызванные отсутствием работника, каким-то образом компенсируются: за счет найма временного работника, проведения сверхурочных работ, содержания дополнительного персонала. В некоторых случаях факт недовыпущенной продукции можно обнаружить по производственным и торговым потерям. Невыходы на работу негативно влияют на ритмичность работы предприятия.
Степень воздействия невыходов на работу во многом зависит от эффективности использования работников на предприятии. Если используется только часть занятых в производстве рабочих, урон от невыходов компенсируется путем перераспределения работы на других. Но эти работники вследствие повышения нагрузок могут время от времени испытывать стресс, что может в свою очередь вести к невыходам на работу. В периоды интенсивной нагрузки бывает необходимо замещать не вышедших на работу за счет введения сверхурочных часов или найма временных работников.
Все вышесказанное нужно принимать во внимание, подсчитывая убытки от невыходов на работу по болезни. Не всегда возможно или необходимо создавать модели максимально точной оценки потерь. Разумнее оценивать цифры, которые в среднем отражают положение дел на предприятии или в организации (например, во что обходится один день нетрудоспособности), и использовать эти средние показатели для определения суммы потерь.
Если компания не выявит и не примет во внимание эти потери, это может иметь далеко идущие последствия в плане ее готовности инвестировать средства в охрану труда. По разным расчетам, соотношение косвенных и прямых издержек варьируется от менее чем 1:1 до более чем 20:1 в зависимости от отрасли и методологии оценок. В целом ситуация такова: предприятие, которому не удается полностью подсчитать потери из-за неудовлетворительных условий труда, функционирует, ошибочно полагая, что у него нет стимулов улучшать охрану труда. Не осознавая истинного положения дел, предприятие может подрывать свое экономическое благополучие и здоровье работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как бы ни были важны оценки потерь сами по себе, они обращены в прошлое. Они показывают – каковы были издержки, связанные с травмами и заболеваниями. Не менее интересен вопрос о будущем. Чего следует ожидать – увеличения или сокращения экономического бремени? Рассмотрим вероятные тенденции в экономическом плане, то есть до какой степени ухудшения в сфере охраны труда будут также вызывать экономические потери. Большинство прогнозов довольно рискованны, однако почти наверняка ясно одно: ощутимые экономические потери в связи с любым конкретным несчастным случаем или профзаболеванием отразятся на положении предприятия. Тому есть несколько причин:
Повышение роли человека в производстве. По мере развития технологий наблюдается тенденция роста выполнения все больших объемов повседневного труда, будь то ручного или умственного, машинами, в то время как работникам остаются задачи, требующие принятия решений, быстрой реакции и навыков. Зарождающиеся новые методы руководства, каждый по-своему, учитывают это и в большей степени полагаются на работников в решении проблем и определении особенностей производственного процесса. Чем больше эта зависимость, тем значительнее издержки для предприятия и общества, если работник неожиданно либо исключается из производства в связи с травмой, либо его участие в этом процессе ослабляется болезнью. Лучше всего это видно на примере методов «своевременного» производства.
Логистика этого производства организована так, что запасы сырья минимальны, и каждый производственный объект непосредственно зависит от качества и потока работы предшествующего ему на технологической линии. Задача заключается не столько (или даже не главным образом) в сокращении расходов на хранение материалов, сколько в поддержании высокого уровня производительности на каждом этапе производственного процесса, пренебрегая мерами безопасности. При такой системе несчастный случай способен разрушить всю производственную систему и привести к ее полной остановке. Последствия временной или полной потери работника, который постоянно вкладывал свои значительные навыки и опыт, могут показаться не столь значительными для предприятия, но в долгосрочном плане она влечет гораздо большие потери.
Увеличение медицинских расходов. Достижения в области медицинской технологии будут иметь тенденцию к увеличению расходов, а не к экономии средств. Наиболее значительные изменения будут происходить в развивающихся странах, где доступ к новейшей (а значит, и самой дорогостоящей) медицинской технике будет продолжать расширяться. Рассуждая о будущих расходах в связи с травмами и профзаболеваниями, важно еще раз вспомнить, что они меркнут на фоне того, во что обходятся плохие условия труда, т.е. человеческие потери работников и их семей. Масштабы экономических потерь сегодня и в будущем свидетельствуют еще и о том, что в своей основе экономическое развитие не только может быть совместимым с охраной труда, но также может и нуждаться в ней.
Геннадий Федорович,
доктор физико-математических наук,
профессор, технический директор ООО «НТМ-Защита»