Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

СОУТ глазами профсоюзов: cпецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест (часть 4)

18 марта 2014 г.




В Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ о СОУТ) в частности указываются основные этапы проведения спецоценки условий труда. Рассмотрим первый этап – подготовку.

Продолжение. Начало см. здесь: часть 1, часть 2, часть 3.
 
 
ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К СОУТ

В предыдущих частях статьи мы говорили о специализированных организациях, имеющих право проводить СОУТ. В рамках подготовки к СОУТ работодатель должен подобрать такую организацию (организации), которой он поручит СОУТ, и заключить с данной организацией (или с каждой из привлекаемых организаций) гражданско-правовой договор на проведение СОУТ.

Следует учесть, что многие работодатели еще недостаточно подготовлены к проведению СОУТ. Это вызвано большим объемом изменений в законодательстве, в том числе новыми нормативными правовыми актами. Наряду с этим в переходный период от аттестации рабочих мест к СОУТ возможно появление недобросовестных организаций, предлагающих работодателям свои услуги, но при этом не соответствующих требованиям законодательства, не имеющих экспертов необходимой квалификации, средств для квалифицированного проведения исследований и т.п. Единственная цель таких организаций – получить от работодателя деньги за проведение СОУТ.

 
 
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ПРОВОДЯЩИМ СОУТ
 
В связи с этим необходимо обратить внимание на положения ст. 19 ФЗ о СОУТ. Все организации, проводящие СОУТ (далее по тексту – ОПСОУТ), должны соответствовать следующим требованиям:
  • в уставных документах ОПСОУТ в качестве основного вида деятельности (или одного из видов) должно быть прямо указано проведение СОУТ;
  • ОПСОУТ должна располагать не менее чем пятью экспертами, работающими по трудовому договору, имеющими сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. При этом как минимум один из этих экспертов должен иметь высшее образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене; врач по гигиене труда; врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • ОПСОУТ должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), аккредитованную национальным органом РФ по аккредитации (сейчас это Федеральная служба по аккредитации, подведомственная Минэкономразвития РФ) в установленном законодательством РФ порядке.
 
Область аккредитации – проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пп. 1-11 и 15-23 ч. 3 ст. 13 ФЗ о СОУТ. Отметим, что ФЗ о СОУТ особо выделяет факторы, предусмотренные пп. 12-14 и 24 ст. 13. ОПСОУТ не вправе проводить измерения указанных факторов, если они не включены в область ее аккредитации, но при этом ОПСОУТ может на основании гражданско-правового договора привлечь для измерения указанных факторов стороннюю испытательную лабораторию (центр), аккредитованную для их измерения.
 
 
ТРЕБОВАНИЯ К КОМИССИИ ПО СОУТ
 
Для организации и проведения СОУТ работодатель образует комиссию по проведению СОУТ. Ранее, при аттестации рабочих мест (АРМ), также создавалась аттестационная комиссия. Но ФЗ о СОУТ предъявляет ряд новых требований к составу комиссии по проведению СОУТ (далее по тексту – комиссия):
  • число членов комиссии должно быть нечетным;
  • если ранее при проведении АРМ в состав комиссии включались представители аттестующей организации, то при проведении СОУТ в комиссию включаются только представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и представители выборного органа первичной профорганизации или иного представительного органа работников (при наличии таких органов).
 
Представители ОПСОУТ, ее эксперты не входят в состав комиссии.
 
Таким образом, алгоритм проведения СОУТ имеет существенное отличие от применявшегося ранее порядка проведения АРМ: если ранее аттестующая организация не только производила исследования, замеры и т.п., но и могла влиять через своего представителя на решения аттестационной комиссии, то теперь ОПСОУТ осуществляет лишь техническую работу и представляет ее результаты в комиссию; дальнейшие решения комиссия принимает самостоятельно.
 
При проведении СОУТ у работодателя, который относится к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются: работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (функций специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профорганизации или иного представительного органа работников (при наличии таких органов).
 
Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями ФЗ о СОУТ.
 
Таким образом, если работники организации не объединились в профсоюз и не создали первичную профорганизацию, то представлять их интересы в комиссии, рассматривать результаты работы ОПСОУТ и отстаивать право работников на гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях просто некому. Иные представительные органы работников воспринимать всерьез в данном случае нет смысла, поскольку практически все подобные органы созданы с подачи работодателя и полностью им контролируются.
 
В состав комиссии от профсоюзной стороны необходимо включать наиболее подготовленных специалистов первичной профорганизации, желательно имеющих опыт работы в аттестационных комиссиях при проведении АРМ, прошедших обучение по СОУТ, а также технических инспекторов труда профсоюзов. В ближайшее время профсоюзы должны будут направить усилия на подготовку профсоюзных специалистов к участию в СОУТ.
 
Также законодательство не запрещает ППО привлекать в состав комиссии специалистов вышестоящих профсоюзных органов или сторонних (непрофсоюзных) специалистов. При этом первичной профорганизации необходимо в установленном порядке наделить указанных лиц полномочиями на представление интересов ППО в комиссии по проведению СОУТ, выдав им соответствующую доверенность.
 
 
РАБОЧИЕ МЕСТА, ГДЕ БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ СОУТ
 
До начала выполнения ОПСОУТ работ по специальной оценке, комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ. В данном перечне должны быть выявлены и указаны аналогичные рабочие места. В соответствии с ФЗ о СОУТ, аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, соответствующие следующим признакам:
  • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на которых работники одной и той же профессии, должности, специальности осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
 
При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится в отношении 20% общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух), и полученные таким образом результаты СОУТ применяются ко всем аналогичным рабочим местам. При оформлении результатов СОУТ на аналогичные рабочие места заполняется одна карта СОУТ. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
 
В организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случаях, когда выполнение работ по проведению СОУТ создает или может создать угрозу жизни и здоровью работника, членов комиссии или других лиц, СОУТ проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом РФ по согласованию с профильным министерством (ведомством, госкорпорацией), осуществляющим регулирование в соответствующей сфере деятельности, и с учетом мнения РТК. Например, это относится к рабочим местам работников радиационно и ядерно опасных производств; работников, осуществляющих пожарные, аварийно-спасательные работы; водолазов; работников, занятых на верхолазных или на подземных работах; членов летных и кабинных экипажей судов гражданской авиации и т.п. Правительство РФ с учетом мнения РТК утверждает перечень рабочих мест, в отношении которых СОУТ проводится с учетом установленных особенностей (такой перечень находится в стадии разработки).
 
 
О ЗАДАЧАХ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 
ФЗ о СОУТ не устанавливает каких-либо специальных требований в отношении участия профсоюзной стороны в проведении СОУТ. Тем не менее, первичной профорганизации, ее специалистам и представителям в составе комиссии по СОУТ до начала проведения оценки также целесообразно провести подготовительную работу. Прежде всего, надо проанализировать результаты предыдущей аттестации рабочих мест (если проводилась). Кроме того, необходимо проанализировать произошедшие на рабочих местах несчастные случаи, а также выявленные у работников профзаболевания, возникшие в связи с воздействием вредных (опасных) производственных факторов. Во многих случаях эта информация учитывается и оказывает влияние на процедуру СОУТ.
 
Кроме того, необходимо проанализировать мероприятия по улучшению условий труда, проведенные работодателем за период после предыдущей АРМ, в результате которых на рабочих местах могли снизиться уровни вредных (опасных) производственных факторов. Следует выяснить мнения работников, занятых на таких рабочих местах, о результатах этих мероприятий и о наличии (отсутствии) улучшений. К подготовке к проведению СОУТ необходимо привлечь профсоюзных уполномоченных по охране труда, профактив.
Денис Журавлев
 
Источник
: solidarnost.org