Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

1 июня 2016 г.



Заключение коллективного договора может стать обязанностью работодателя
 
Практика применения действующего Трудового кодекса РФ показывает, что некоторые его статьи вызывают неоднозначное толкование, а порой наполнены противоречивым содержанием.  Указанные обстоятельства снижают эффект правоприменительной деятельности данного федерального закона, исключают при определенных обстоятельствах - не заключение колдоговора, применение целого  ряда статей закона (статьи 36-51) и глав 6, 7.

В соответствии со статьей  40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации.  Даже при недостижении согласия между работниками и работодателем (в лице их представителей) коллективный договор должен  быть подписан на согласованных условиях.

Конструкция данных предложений изложена в императивной форме, не допускающих иных толкований. Модель коллективного договорного регулирования трудовых отношений в условиях   социально-ориентированной рыночной экономики признана  законодательно как основа действующего механизма социального партнерства. Но без юридического  закрепления прав и обязанностей работников и работодателя в колдоговоре - реальная возможность согласованного установления условий труда сводится к нулю. Во многих организациях  колдоговоры не заключены. По мнению работодателей - они обязаны это делать лишь при проявлении инициативы работников,  в лице их представителей. Сами же они такой инициативы не проявляют, хотя наделены таким правом и обязанностью (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации). 

Для повышения правовых гарантий трудовых прав работников, необходимо детализировать правовые нормы, касающиеся  заключения коллективного договора и соглашения, сделать их регулирование законом в общеобязательном порядке. Это решение не будет противоречить закону, учитывая, что колдоговор сочетает в себе черты договора и нормативно-правового акта.  Понуждение к заключению договора, когда обязанность его заключить предусмотрена законом, применяется, например, в статье 67 Трудового кодекса Российской Федерации («Трудовой договор заключается  в письменной форме…» и даже в гражданско-правовых  отношениях (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если говорить о колдоговоре как о правовом акте, то таким нормативным актом являются, например, правила внутреннего трудового распорядка, за отсутствие которых, в отличие от колдоговора, работодатель будет нести дисциплинарную, административную ответственность.  В недалеком прошлом даже при плановой экономике  КЗоТ обязывал заключать колдоговор ежегодно, иначе должностные лица могли быть привлечены к установленной законодательством ответственности. Многие социально-трудовые права работников должны быть реализованы только через коллективный договор, о чем имеются прямые предписания закона о включении в колдоговор  тех или иных положений. 

Учитывая изложенное, предлагается статью 24 Трудового кодекса Российской Федерации «Основные принципы социального партнерства» абзац 11 изложить в следующей редакции: «Обязательность заключения и выполнения коллективных договоров, соглашений». Так как структура и содержание коллективного договора, заключаемого в организациях не  всегда содержит необходимые обязательства сторон социального партнерства по наиболее важным вопросам, регулирующим социально-трудовые отношения, предлагается в статье 41 Трудового кодекса Российской Федерации «Содержание и структура коллективного договора» в части второй исключить  слово «могут» и записать: «В коллективный договор включаются обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:»

Аналогично изложить статью 46 Трудового кодекса Российской Федерации «Содержание и структура соглашения: исключить часть 1, в части  2 - слово  «могут». Предлагаемая законопроектом редакция: «В соглашение включаются взаимные обязательства сторон по  следующим вопросам:»

Незначительные изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации позволят снять проблему в заключении коллективного договора и иметь этот правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, в каждой организации, как и соглашения -  на всех уровнях социального партнерства.  

 
Источник: Государственная Дума Российской Федерации


 
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 
 
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
 
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Вносится депутатом
Государственной Думы
М.В .Емельяновым
 
Статья 1
 
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3) следующие изменения:

1) в статье 24 «Основные принципы социального партнерства»
абзац 11 дополнить словом «заключения» и записать: «Обязательность заключения и выполнения коллективных договоров, соглашений».

2) в статье 41 «Содержание и структура коллективного договора»
в части 2 исключить слово «могут» и записать: «В коллективный договор включаются обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:»

3) в статье 46 «Содержание и структура соглашения»
исключить часть 1, в части 2 - слово «могут»: записать: «В соглашение включаются взаимные обязательства сторон по следующим вопросам».

Статья 2

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
 
Президент
Российской Федерации