Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Минтруд России выступил с инициативой по реализации концепции нулевого травматизма и учету микроповреждений работников

20 марта 2019 г.

«В настоящее время сохраняется тенденция к снижению уровня производственного травматизма», – отметил заместитель директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Альберт САКАЕВ на конференции HR Legal 2019 о нововведениях в трудовом законодательстве, организованной деловой газетой «Ведомости». Так, в 2017 году было зафиксировано 6240 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, в 2018 году их количество сократилось до 5069. Однако эксперт подчеркнул, что количество погибших на производстве, несмотря на сокращение, остается высоким: 1722 человека – в 2017 году и 1323 – в 2018 году. Если рассматривать число умерших в результате несчастных случаев на производстве в разрезе основных видов экономической деятельности, то в 2018 году больше всего человек скончалось в сфере строительства – 282 человека и на обрабатывающем производстве – 230 человек, а в сфере добычи полезных ископаемых меньше всего пострадавших – 101 человек...
«В настоящее время сохраняется тенденция к снижению уровня производственного травматизма», – отметил заместитель директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Альберт Сакаев на конференции HR Legal 2019 о нововведениях в трудовом законодательстве, организованной деловой газетой «Ведомости».
 


Так, в 2017 году было зафиксировано 6240 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, в 2018 году их количество сократилось до 5069. Однако эксперт подчеркнул, что количество погибших на производстве, несмотря на сокращение, остается высоким: 1722 человека – в 2017 году и 1323 – в 2018 году. Если рассматривать число умерших в результате несчастных случаев на производстве в разрезе основных видов экономической деятельности, то в 2018 году больше всего человек скончалось в сфере строительства – 282 человека и на обрабатывающем производстве – 230 человек, а в сфере добычи полезных ископаемых меньше всего пострадавших – 101 человек. При этом Альберт САКАЕВ указал, что основными причинами несчастных случаев являются человеческий фактор и организация рабочего места сотрудника, не соответствующая требованиям безопасности.



Источник фото: Гетсиз.ру.


 
В связи с этим Минтруд России принял решение придерживаться превентивного подхода в системе управления охраной труда, то есть заблаговременно выявлять опасности и снижать профессиональные риски для жизни и здоровья работников. Альберт САКАЕВ отметил, что министерство поставило перед собой задачу предусмотреть способы информирования и вовлечения всего персонала в обеспечение безопасности на производстве. Он подчеркнул, что на данный момент действует концепция «реактивного подхода» – работа по устранению только поверхностных причин, которые уже привели к происшествию. При этом ответственность за соблюдение требований охраны труда закреплена за линейными руководителями и специалистами. Поэтому эксперт обратил внимание на то, что в сфере регулирования вопросов охраны труда необходимо не только реагировать на произошедшие несчастные случаи, но и стремиться их предотвращать. Он также считает необходимым внедрить систему предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе заблаговременного и регулярного выявления угроз жизни и здоровью работников и реализации мероприятий по их устранению.
 
Напомним, что Минтруд России, в частности, уже предлагал внедрить в систему охраны труда приоритет профилактики профессиональной заболеваемости. В подтверждение этому Альберт САКАЕВ указал, что министерство придерживалось двух основных принципов: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация повреждения здоровья работников и ликвидация последствий профессиональных рисков. Как результат, были разработаны проекты федеральных законов о внесении изменений в Трудовой кодекс, которые затрагивают следующие вопросы:
 
– права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда, государственное управление охраной труда, расследование, оформление (рассмотрение) и учет микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, несчастных случаев (далее – Законопроект);
– самостоятельное декларирование работодателем соответствий условий работы государственным нормативным требованиям охраны труда.
 
Разработанный Законопроект был дополнен по итогам публичных обсуждений, которые состоялись в сентябре 2018 года. Так, Минтруд России закрепил в нем исчерпывающий перечень подзаконных нормативных актов, устанавливающих требования к охране труда. При этом правила по охране труда и единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты будут утверждены Минтрудом России (проектируемая ст. 212.1 ТК РФ). Государственные санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие нормативы факторов производственной среды и трудового процесса, будут издаваться Роспотребнадзором. Кроме того, все нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, станут публиковаться с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
 
На работодателя планируется возложить дополнительные обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Основные среди них (проектируемая ст. 214 ТК РФ):
 
– комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места;
– оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников;
– заблаговременная разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.
 
Работодатель при осуществлении деятельности на территории, находящейся под контролем другого работодателя, будет обязан перед началом работ согласовать с ним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. При этом должны быть предусмотрены меры и в отношении работников сторонних организаций, производящих работы на данной территории. Ему будет предоставлено право обратиться за государственной экспертизой условий труда, в том числе и после проведения специальной оценки условий труда (проектируемая ст. 213 ТК РФ).
 
В проекте закона предусмотрено, что работа в опасных условиях запрещена (проектируемая ст. 214.1 ТК РФ). Работодатель обязан будет приостановить работы на рабочих местах, если они по результатам специальной оценки отнесены к опасному классу условий труда. Исключение составят работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций.
 
Для возобновления работы организации работодатель должен будет составить план мероприятий по устранению оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, с учетом мнения профсоюза. После этого работодатель направит план в территориальный орган Роструда. Если внеплановая специальная оценка условий труда не выявит нарушений, то работодатель сможет возобновить работу организации.
 
Минтруд России хочет закрепить права работодателя в области охраны труда, так как такой нормы сейчас в ТК РФ нет. В связи с этим в доработанном Законопроекте эти права зафиксированы (проектируемая ст. 214.2 ТК РФ):
 
– использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ и обеспечивать хранение полученной информации (при этом работодатель обязан будет проинформировать работника об использовании такого оборудования);
– вести документооборот в области охраны труда в электронном виде;
– предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда Роструду и его территориальным органам (государственным инспекциям труда в субъектах РФ).
 
Обязанности работника в области охраны труда планируется расширить, и он должен будет (проектируемая ст. 216 ТК РФ):
 
– лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах своей трудовой функции;
– правильно использовать оборудование, инструменты, сырье, материалы и применять технологии;
– контролировать исправность используемого оборудования и инструментов;
– немедленно принимать меры по устранению выявленных неисправностей используемого оборудования и инструментов, нарушений применяемой технологии, несоответствий используемого сырья и материалов в соответствии со своими должностными обязанностями.
 
Для обеспечения охраны труда работодатель будет проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (проектируемая ст. 217.1 ТК РФ). Одним из таких мероприятий будет являться рассмотрение причин возникновения микроповреждений. Под ними, а также микротравмами будут пониматься ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и иными лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности (проектируемая ст. 226 ТК РФ). При этом для учета микротравм работника и рассмотрения обстоятельств и причин их появления потребуется обращение работника.
 
При введении системы наблюдения за объектами на территории работодателя инспекторы Роструда смогут получить дистанционный доступ в онлайн-режиме к рабочим местам сотрудников, в связи с чем им реже потребуется выезжать на место для проведения проверки. Эксперт отметил, что это еще один шаг к переходу государственного надзора на электронный документооборот.
 
По мнению Альберта САКАЕВА, нововведения помогут не только минимизировать травматизм на производстве, но и в целом улучшить условия труда, а значит сократить уровень смертности. Они также позволят повысить информированность работников об условиях труда на их рабочих местах и обеспечить гибкость работодателя в системе управления охраны труда.
 
С текстом проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 00/03-22750/01-15/28-13-4).
 
С текстом проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части введения процедур добровольного декларирования соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда)» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 00/04-1500/05-13/28-13-4).
 
Автор материала: Алина Дмитриева
 



Источник публикации:
www.garant.ru.