Новости
10 декабря 2024 г.
Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...
Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Студентам официально разрешат работать в школе
17 июля 2019 г.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендовал коллегам принять в первом чтении законопроект, который вносит изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации». Поправки в закон позволят студентам педагогических вузов и колледжей официально трудоустроиться в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. На практике это приведет к тому, что талантливая молодежь сможет как можно раньше проявить себя, наработать опыт в деле воспитания подрастающего поколения.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендовал коллегам принять в первом чтении законопроект, который вносит изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации». Поправки в закон позволят студентам педагогических вузов и колледжей официально трудоустроиться в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. На практике это приведет к тому, что талантливая молодежь сможет как можно раньше проявить себя, наработать опыт в деле воспитания подрастающего поколения.
После окончательного принятия в трех чтениях, подписания Президентом России и вступления проекта в законную силу будут внесены поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). На сегодняшний день в соответствии с действующими нормами Закона об образовании заниматься преподавательской деятельностью в общеобразовательных школах, а также воспитанием детей в дошкольных учреждениях могут только те лица, которые получили соответствующий диплом о высшем или среднем профессиональном образовании. В настоящее время студенты соответствующих специальностей привлекаются на работу только во время прохождения практики, которая продолжается всего лишь несколько недель.
Разработка нового закона была инициирована Правительством России во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года № 41-П «По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"». Судебная инстанция рассмотрела жалобу гражданки И.В. СЕРЕГИНОЙ в связи с ее увольнением с замещаемой ранее должности воспитателя дошкольной образовательной организации на основании отсутствия диплома о среднем профессиональном или высшем образовании. Еще одним основанием для судебного разбирательства стало выполнение подпункта «б» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № Пр-1432 в части обеспечения допуска студентов к осуществлению образовательной деятельности.
Фото: komitet8.km.duma.gov.ru.
Законопроектом предлагается дополнить статью 108 Закона об образовании положением, согласно которому требование части 1 статьи 46 закона о наличии среднего профессионального или высшего образования не распространяется на педагогических работников, замещающих должности воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, принятых на работу до дня вступления в силу Федерального закона, эффективно осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.
Законопроектом также предлагается дополнить статью 46 Закона об образовании положением, предусматривающим возможность допуска лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в течение периода прохождения ими обучения к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам.
Однако для того, чтобы избежать риска допуска к преподаванию в образовательных учреждениях лиц, не имеющих достаточной профессиональной подготовки для реализации образовательных программ, законопроектом предусматривается необходимость установления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти порядка и условий привлечения студентов к осуществлению указанной педагогической деятельности.
По мнению разработчиков закона вносимые изменения прежде всего направлены на обеспечение соблюдения прав педагогических работников, замещающих должности воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, принятых на работу до вступления в силу нового закона, успешно осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность. Новая правоприменительная практика будет способствовать привлечению к работе в образовательных учреждениях наиболее деятельных лиц из числа обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Фото: komitet8.km.duma.gov.ru.
На заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке выступила заместитель министра просвещения Татьяна СИНЮГИНА. «Для нас это возможность действительно организовать процесс допуска студентов к работе в организациях общего и дополнительного образования, – отметила Татьяна СИНЮГИНА. – Очень важно, чтобы студенты старших курсов не только приходили на практику, но и начинали работать учителем. Не формально, не по принуждению или «разнарядке». Важно, чтобы в школу приходили те молодые люди, которые действительно к этому готовы. В то же время этот процесс должен быть нормирован».
Подзаконнный нормативный правовой акт, утверждающий порядок допуска студентов к работе, должен утверждаться совместно Министерством просвещения, Минобрнауки и Министерством труда и социальной защиты РФ. По словам Татьяны СИНЮГИНОЙ требования о допуске студентов к работе уже сформулированы. Возможность работы в образовательных учреждениях получат студенты вузов начиная с 3 курса, а также студенты средне-специальных учебных заведений – с 4 курса. Претенденты на должность должны показывать высокие результаты по освоению ими образовательных программ по востребованным в регионах трудоустройства направлениям подготовки и специальностям.
По мнению Татьяны СИНЮГИНОЙ особое внимание должно быть уделено вопросам оплаты труда и социальной зашиты молодых образовательных работников. Замминистра отметила, что очень важно еще этапе принятия законопроекта определиться, будет ли работа таких студентов включаться в стаж педагогической деятельности. Одним из направлений методической работы в школе должно стать активное внедрение практики наставничества, когда молодых педагогов в самом начале их трудового пути будут поддерживать старшие, опытные коллеги.
В ходе обсуждения председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеслав НИКОНОВ поинтересовался у Татьяны СИНЮГИНОЙ, когда появится возможность ознакомиться с проектом порядка допуска студентов к преподавательской деятельности. Также Вячеслав НИКОНОВ обратил внимание на то, что министр просвещения Ольга ВАСИЛЬЕВА, выступая на парламентских слушаниях, отметила, что данный законопроект затронет только студентов педагогических вузов, а не всех студентов, как видно из текста представленного к обсуждению законопроекта. «Важно понимать, на какие категории студентов будет распространяться дополнения в Закон об образовании», – попросил уточнения у замминистра Вячеслав НИКОНОВ.
Татьяна СИНЮГИНА пояснила, что «действие закона будет распространяться на студентов старших курсов как педагогических, так и классических вузов, которые получают знания по различным специальностям и направлениям подготовки». Текст соответствующего проекта постановления о допуске студентов к работе, по словам Татьяны СИНЮГИНОЙ, будет представлен ко второму чтению законопроекта. Текст проекта подзаконного нормативного правового акта в Минпросвещения уже есть. Его положения будут обсуждаться профессиональным сообществом.
Фото: komitet8.km.duma.gov.ru.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Любовь ДУХАНИНА еще раз обратила внимание коллег на то, что законопроект содержит правовую норму, снимающую ограничение по допуску к работе лиц, у которых отсутствует диплом о среднем профессиональном или высшем образовании. Кроме того, депутат отметила, что четкого механизма, определяющего эффективное осуществление профессиональной педагогической деятельности, законопроект не содержит. «Важным моментом признания профессиональных компетенций кандидата на должность педагога является положительное заключение аттестационной комиссии о соответствии занимаемой должности или успешная аттестация на определенную категорию», – подчекркнула депутат. По мнению Любови ДУХАНИНОЙ принятие законопроекта, возможно, также потребует внесения соответствующих изменений в профессиональный стандарт «Педагог».
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 46 И 108 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 46 И 108 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2014, № 6, ст. 562; № 19, ст. 2289; 2015, № 1, ст. 53; № 29, ст. 4364; 2016, № 1, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289; 2018, № 53, ст. 8423)
следующие изменения:
статью 46 дополнить частью 21 следующего содержания:
«21. Лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в течение периода прохождения ими обучения могут быть допущены к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам в порядке и на условиях, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;
статью 108 дополнить частью 17 следующего содержания:
«17. На педагогических работников, замещающих должности воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, принятых на работу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, эффективно осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона о наличии среднего профессионального или высшего образования.».
Президент Российской Федерации