Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Интернет-интервью с С.А. Чирковым, начальником департамента организации назначения и выплаты пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации: «Новая пенсионная формула»

1 апреля 2014 г.



26 марта 2014 года состоялось интервью с начальником департамента организации назначения и выплаты пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации Сергеем Александровичем ЧИРКОВЫМ, в ходе которого он рассказал о преимуществах новой пенсионной формулы и основных принципах формирования пенсионных прав различных групп граждан, а также ответил на некоторые из поступивших вопросов. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.
 
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года в России вводится новый порядок назначения пенсии. Расскажите, пожалуйста, о предпосылках перехода на новую пенсионную формулу. Какими преимуществами она обладает по сравнению с прежними правилами расчета пенсионных прав?
 

– Сегодня размер трудовой пенсии по старости в первую очередь зависит от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. По действующей сегодня пенсионной формуле, введенной в действие с 1 января 2002 года, страховой (трудовой) стаж практически не имеет влияния на размер пенсии, для приобретения права на трудовую пенсию по старости требуется всего 5 лет страхового стажа. Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости во многом не учитывает интересы самой экономически активной категории населения, тех, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Условно-накопительный принцип расчета пенсий с ограничением базы обложения страховыми взносами приводит к тому, что трудовые пенсии граждан, имеющих небольшой стаж, часто равны пенсиям граждан, имеющих длительный страховой стаж.
 
Новый порядок формирования пенсионных прав позволит обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате, ввести мотивационные механизмы по добровольному назначению пенсии в более позднем возрасте и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом будет сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.
 
Главное отличие новой пенсионной формулы от прежней (оно же и преимущество): пенсионный капитал граждан за каждый год будет записываться в так называемых баллах – индивидуальных пенсионных коэффициентах. В рубли накопленные баллы будут переведены при назначении пенсии. Учет пенсионных прав в баллах, а не в «живых» рублях, как сейчас, позволяет эффективнее защищать пенсионный капитал граждан. Очевидно, что один рубль в 2015 году по своей покупательной способности будет заметно отличаться от одного рубля, к примеру, в 2037 году. Стоимость балла будет определяться федеральным законом и Правительством РФ ежегодно, и она будет ежегодно расти на уровень не ниже роста потребительских цен в предшествующем году. То есть коэффициент следующего года никак не может быть ниже коэффициента предыдущего года, а только выше – поскольку учитываются инфляция и доходы Пенсионного фонда Российской Федерации.
 
Кроме того, по новым правилам выходить позже общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты, но не более 10 лет. Это другое преимущество. Например, если гражданин обратится за назначением страховой пенсии через три года после достижения общеустановленного пенсионного возраста, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. Есть и еще одно преимущество: в новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж и оцениваются в большем объеме такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые «нестраховые» периоды присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.
 
 
Как и за что будут начисляться пенсионные коэффициенты?
 

–  Каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с 1 января 2015 года будет оцениваться таким параметром, как годовой индивидуальный пенсионный коэффициент, он же балл. Он равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 10% или 16% (зависит от выбора гражданина – формировать накопительную пенсию или нет) к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, которые уплачиваются работодателем по тарифу 16%. Полученный результат умножается на 10.
 
Чем выше зарплата, тем выше и значение годового пенсионного коэффициента. При равной зарплате он всегда будет выше у гражданина, который отказался от формирования пенсионных накоплений. Максимальное годовое значение индивидуального пенсионного коэффициента учитывается в размере не свыше 10 – для застрахованных лиц, которые не формируют пенсионные накопления, и не свыше 6,25 – для лиц, которые доверяют накопительной системе и направляют 6% страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.
 
Кстати, при расчете годового пенсионного коэффициента учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц. При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды (срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и другие).
 
Как я уже отмечал, по новой пенсионной формуле те граждане, которые приобрели право на страховую пенсию, но по достижении пенсионного возраста не обратились сразу за ее назначением, получат и так называемые «премиальные» баллы. «Премиальные» коэффициенты имеют разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии.
 


Расскажите, пожалуйста, помимо непосредственно трудовой деятельности, в каком случае и в каком объеме гражданам могут быть начислены дополнительные коэффициенты?
 

–  В страхо­вой стаж включаются периоды трудовой и иной деятельности гражданина, за которого начислены и уплачены работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд. Наличие страхового стажа подтверждает право граждан на страховую пенсию. В то же время существуют периоды, которые засчитываются в страховой стаж, несмотря на то, что человек не работал. Это, как я уже сказал, так называемые «нестраховые» периоды. В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж в первую очередь такие социально значимые периоды жизни человека, как, например, военная служба по призыву, нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или гражданином, достигшим возраста 80 лет. За эти «нестраховые» периоды присваиваются особые баллы. Если гражданин в это время работал, то он будет иметь право выбора, какие коэффициенты использовать при расчете своей пенсии: или за работу, или за нестраховые периоды. Так, например, за каждый год военной службы начисляется 1,8 балла.
 
Периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются: 1,8 балла за год ухода за первым ребенком, 3,6 балла за год ухода за вторым ребенком, 5,4 балла за год ухода за третьим и четвертым ребенком. Кстати, мы видим, что продолжительность засчитываемого в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет увеличена до 6 лет в общей сложности (сейчас это 4,5 года). При этом впервые оценка периода ухода за ребенком поставлена в зависимость от количества детей. Таким образом, законодателем обращено дополнительное внимание на социальную роль материнства и воспитания детей, важность создания многодетной семьи для жизни нашего государства и общества. 
 


Какие обязательные условия необходимо будет выполнить, чтобы заработать право на получение страховой пенсии и обеспечить обязательное минимальное количество пенсионных коэффициентов?
 

–  Основными условиями для возникновения права на страховую пенсию по старости являются:
  • достижение возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин. То есть пенсионный возраст остается прежним;
  • наличие необходимого страхового стажа. Он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год. С 6 лет в 2015 году до 15 лет в 2024 году;
  • наличие минимальной суммы пенсионных коэффициентов. С 1 января 2015 года она установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением до достижения 30 в 2025 году.
Тем самым устанавливается переходный период в целях адаптации граждан к изменившимся условиям пенсионного обеспечения. Как я уже говорил, на количество пенсионных коэффициентов будет в первую очередь влиять размер заработной платы. Чем выше зарплата, тем выше годовой пенсионный коэффициент. Если работодатель не делал взносы за своего работника в полном объеме (например, в случае выплаты «серой» заработной платы), этот заработок в формировании пенсионного капитала не участвует. Длительность страхового стажа также влияет на количество пенсионных коэффициентов. Чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных баллов, так как они начисляются за каждый год трудовой деятельности.
 


Как реформа затронет нынешних пенсионеров? Проводится ли процедура конвертации пенсионных прав из рублей в баллы для тех, кто уже вышел на пенсию? Например, Сергей Вениаминович из Тамбова интересуется: «Будут ли пересчитаны по новым правилам пенсии тем, кому уже были назначены, но кто имеет 40 лет трудового стажа?»
 

–  Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступят в трудовую жизнь. Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены или будут назначены до 1 января 2015 года, будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете по новым правилам размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 года, то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере. Иными словами, у нынешних пенсионеров при переходе на новый порядок расчета размер пенсии ни при каких обстоятельствах не снизится. Принципиально важно, что все пенсионные права, сформированные гражданами до 2015 г., фиксируются, сохраняются и будут исполняться!
 


Максим из Москвы спрашивает: «Поясните, пожалуйста, зачем и с какой целью было принято решение о лишении россиян накопительной части пенсии?»
 
Никакого лишения граждан их пенсионных накоплений, конечно же, нет и не будет. Вам в течение 2014-2015 годов предоставляется право выбора варианта пенсионного обеспечения: продолжать формировать накопительную пенсию или нет. Даже если вы решите отказаться от ее дальнейшего формирования в пользу страховой, в этом случае все ранее сформированные пенсионные накопления никуда не денутся: они по-прежнему будут инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда вы получите право выйти на пенсию и обратиться за ее назначением. Добавлю, что сегодня основной частью трудовой пенсии является страховая часть, которая исчисляется из так называемого расчетного пенсионного капитала, в который включаются страховые взносы, уплаченные за застрахованное лицо. Этот капитал подлежит ежегодной индексации исходя из уровня инфляции и доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера. Как показывает практика, такой механизм позволяет сохранять и приумножать уплаченные страховые взносы на более высоком уровне, чем показывает инвестирование средств пенсионных накоплений. Важно, что в солидарной системе по всем пенсионным обязательствам субсидиарную ответственность несет государство.
 
К сожалению, для накопительных схем такая ситуация не является нормой. Страховые взносы, направленные на формирование пенсионных накоплений, могут обесцениваться из-за низкой доходности их инвестирования как НПФ, так и УК. Надо помнить, что накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, т. е. могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть, то есть так называемый номинал. При этом страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации. Таким образом, исходя из имеющегося опыта можно констатировать, что формирование пенсионных прав более выгодно в распределительной системе, а временная мера по ненаправлению страховых взносов в накопительную часть направлена на ускорение процесса создания системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений, на повышение эффективности накопительного компонента пенсионной системы нашей страны. Граждане в 2014-2015 годах не потеряют в пенсионных правах, а скорее в условиях прогнозируемого замедления роста экономики с большой долей вероятности получат больше пенсионных прав.


 
Интервью подготовлено корреспондентом компании «КонсультантПлюс»
А. Епифановой.


Источник:
www.consultant.ru