Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Татарстан: «Нам говорят, мы никогда не достигнем нулевого травматизма, но мы задачу поставили». В 2016 году зафиксирован самый низкий уровень смертности на рабочих местах за 20 лет
28 июня 2017 г.
Фото: mtsz.tatarstan.ru.
САМЫЙ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СМЕРТНОСТИ ЗА 20 ЛЕТ
В прошлом году уровень травматизма в республике снизился на 15 %, еще на 42 % уменьшилось число погибших. Именно с этой позитивной статистики начал пресс-конференцию, посвященную старту программы «Год защиты профессионалов», первый заместитель министра труда, занятости и соцзащиты Татарстана Марат ГАФАРОВ.
Сократить количество несчастных случаев помогает трехуровневая система охраны труда, при которой за соблюдением правил следят на республиканском, отраслевом и муниципальном уровнях. К примеру, в республиканский уровень входит реализация программы по охране труда, на которую ежегодно выделяют 4,5 миллиона рублей. Деньги направляют на проведение семинаров, выставок и социальную рекламу. Как результат — в 2016 году зафиксирован самый низкий уровень смертности за 20 лет. Тенденция сохраняется: если за первые пять месяцев прошлого года погибли 16 человек, то за такой же период этого года — их 9.
— Да, мы всегда говорим у нас 9 человек погибло — 9 семей остались без кормильцев, 9 трагедий семейных. И наша задача — обеспечить нулевой травматизм. Как бы это смешно не выглядело, нам говорят, что мы никогда не достигнем нулевого травматизма, но мы для себя задачу поставили. Мы хотим дойти до каждого работодателя и чтобы каждый работодатель прочувствовал ответственность, — говорит Марат ГАФАРОВ.
— на обрабатывающее производство. Фото Максима Платонова
«БЕЗОПАСНОЕ» СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
В среднем, на 1 000 работающих приходится 0,7 пострадавших — это один из лучших показателей в ПФО. Но по словам Марата Гафарова, сравнивать Татарстан с соседними регионами, где слабо развито строительство, производство и сельское хозяйство — неуместно. Ведь именно в этих сферах больше всего пострадавших: в республике 37 % травм приходится на строительство, еще 49 % — на обрабатывающее производство.
— Несмотря на снижение в 2016 году на 10 процентов уровня производственного травматизма, этот показатель еще высокий. Мы всегда приводим в пример сельскохозяйственную отрасль. В прошлом году не было случаев со смертельным исходом, такая же тенденция сохраняется в этом году. Данная отрасль одна из самых травмоопасных, но, благодаря широкой информационной работе и серьезном контроле работников, сформировалось ответственное отношение к трудовой дисциплине, — рассказывает первый заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Татарстана Марат ГАФАРОВ.
Марат Гафаров: «Последний случай, связанный со спецодеждой, был в конце прошлого года на Казанском пороховом заводе. Там просто покупались синтетические халаты и на них выдавались сертификаты. Практически, из-за маленькой искры предприятие понесло большие убытки». Фото Максима Платонова
РАБОТНИКИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ НОСИТЬ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
По традиции, несчастные случаи происходят из-за «воздействия движущихся предметов», падения с высоты и при ДТП. Еще одна причина производственного травматизма — некачественная спецодежда. Она стоит дорого, и не каждый работодатель готов выделять на нее крупные средства. В среднем на российского работника тратится около 6 тысяч рублей в год. Для сравнения — в европейских странах цифра выше в четыре раза.
— Последний случай, связанный со спецодеждой, был в конце прошлого года на Казанском пороховом заводе. Там просто покупались синтетические халаты и на них выдавались сертификаты. Практически из-за маленькой искры предприятие понесло большие убытки. Из-за 500 рублей, миллионные убытки! Когда это начинаешь сравнивать, начинаешь понимать к чему это может привести, — рассуждает первый заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Татарстана Марат ГАФАРОВ.
Оборотная сторона медали в том, что предприятия покупают средства индивидуальной защиты, но работники отказываются их носить.
— Сколько бы мы их не покупали, сколько бы мы их не выдавали, если работник применять не хочет, то и не будет. Мы начинаем обучать каждого работника применять средства индивидуальной защиты со дня устройства на работу. Его знакомят с профессиональными рисками, говорят о последствиях, и рассказывают о средствах защиты, но не все люди ходят защитить здоровье почему-то. И, как правило, отработав 30 лет, человек теряет какую-нибудь функцию — или слух или зрение, или еще что-то, — говорит начальник отдела охраны и гигиены труда ПАО «КАМАЗ» Ольга БАЛАНЦЕВА.
За безопасность отвечают обе стороны — и работодатель, и сотрудник. Поэтому государственная инспекция труда Татарстана проводит рейды, на которых проверяет всех. Только за 5 месяцев этого года сумма штрафов по всем видам нарушений превысила 33 миллиона рублей. Нередко работодатели пытаются скрыть травмы работников, поэтому Государственная инспекция труда Татарстана сотрудничает с Минздравом. И как только в больницу поступает пациент с производственной травмой, надзорному органу сразу сообщают.