По данным Росстата, в течение последних 10 лет в Российской Федерации отмечается ежегодное сокращение производственного травматизма, особенно со смертельным исходом. Однако очевидно, что эта позитивная тенденция связана со снижением роста численности занятых в основных отраслях экономики.
Уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работников в России по-прежнему существенно выше, чем в ведущих странах Европы. При этом не может не беспокоить тот факт, что в стране растет число работников, занятых в условиях, не отвечающих техническим нормам. В настоящее время в базовых отраслях в таких условиях трудятся до 30% работников, т. е. почти каждый третий.
Следствием высокой смертности на производстве являются колоссальные экономические затраты, которые несут бюджеты всех уровней и работодатели. По различным оценкам, порядка 2 трлн руб., т. е. примерно 4% валового национального продукта страны, ежегодно расходуется на компенсации потерь, связанных с неблагоприятными условиями труда.
Причиной этому служит как естественное старение основных фондов в базовых (в основном в обрабатывающих) отраслях промышленности, так и проводимая с 2008 г. уже по новым критериям аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ), позволяющая выявлять больше рабочих мест, не соответствующих нормативным требованиям. Каковы же причины сложившейся ситуации и что предстоит сделать для ее исправления в 2013 г.?
К осени 2013 г. во взаимодействии с представителями работодателей и профсоюзов планируется подготовить федеральный закон о специальной оценке условий труда (далее – Законопроект), который придет на смену ныне действующему порядку проведения АРМ.
В дополнение к существующим нормам, которые будут детализированы и усовершенствованы, предполагается внедрить новые подходы. Минтруд России уже вынес на обсуждение социальных партнеров дорожную карту концепции Законопроекта, впоследствии их вниманию будут представлены его конкретные положения.
Результаты специальной оценки условий труда будут использоваться как для пенсионного регулирования, так и для решения вопросов предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также для реализации прочих процедур, увязанных с конкретными условиями труда на рабочем месте.
В Законопроекте будут затронуты и вопросы государственной экспертизы условий труда, а также требования к организациям, проводящим оценку условий труда. Минтруд России является единственным органом, уполномоченным проводить аккредитацию организаций, оказывающих услуги на рынке оценки условий труда. В настоящее время создан единый общефедеральный реестр аккредитованных организаций. Вместе с социальными партнерами и профессиональным сообществом Минтруд России будет вырабатывать взаимоприемлемые подходы в этой сфере, которые позволят обеспечить качество и достоверность оценки условий труда на рабочих местах.
Социальные партнеры едины в понимании того, что основой управления рисками является оценка условий труда, ключевым моментом которой, в свою очередь, является гигиеническая оценка – блок измеряемых объективно факторов. Это устоявшиеся узаконенные процедуры, методики, которые можно и нужно совершенствовать. При этом, конечно, нельзя умалять значения и забывать о необходимости других процедур, таких как выявление опасностей, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и их эффективности и т. д., которые сегодня являются частью АРМ. Очевидно, что применять одни и те же процедуры оценки рабочих мест на крупном промышленном предприятии или, например, шахте и в небольшом офисном помещении не совсем правильно. Поэтому предполагается предусмотреть упрощенные процедуры для непроизводственной сферы деятельности и прописать порядок специальной оценки условий труда с различной степенью детализации и финансовой нагрузки для разных отраслей экономики. Это будет ответом государства на запрос бизнес-сообщества.
У социальных партнеров отсутствуют разногласия по вопросу о необходимости поиска обоснованной альтернативы статусно-списочной системы компенсаций, выплачиваемых за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. И хотя нельзя исключать случаи предоставления недостоверных данных, включенных в указанный выше анализ, в целом факт наличия различных условий труда представителей одной и той же профессии на разных предприятиях не вызывает сомнений.
Рабочая группа Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений провела выборочный анализ результатов проведения АРМ в базовых отраслях промышленности: сравнивались итоги оценки условий труда работников разных предприятий одних и тех же профессий, включенных в списки, дающие право на получение компенсаций. Был отмечен большой разброс классов условий труда, установленных в ходе АРМ, в зависимости от предприятия – от допустимых до вредных (класс 3.2).
Все понимают, что в один момент перейти к новым формам компенсаций и реализации защитных мероприятий на основании оценки реальных условий труда на конкретных рабочих местах не получится, – статусно-списочный подход прочно укоренился в сознании как работодателей, так и работников. Однако мы рассчитываем полностью отказаться от компенсаций, предоставляемых по спискам, к 2015–2016 гг. Данный процесс будет происходить поэтапно после принятия Законопроекта.
Следует также сказать несколько слов и о других законодательных новациях 2013 г.
Так, сейчас на рассмотрении Правительства РФ находится законопроект о замене сертификации работ по охране труда декларированием. К весне 2013 г. он будет внесен в Госдуму Российской Федерации.
Планируется продолжить работу по ратификации конвенций МОТ, гармонизации российского законодательства с международным. В частности, в ближайшее время в Правительство РФ, а затем и в Госдуму будет внесен законопроект о ратификации Конвенции МОТ № 176 о безопасности и гигиене труда на шахтах (Женева, 6 июня 1995 г.).
Детально изучается вопрос о возможной ратификации Конвенции МОТ № 161 о службе гигиены труда (Женева, 7 июня 1985 г.). Подготовлен новый Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
Кроме того, Минтруд России направил в Минобразования России проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для подготовки по специальности “охрана труда и управление профрисками” (бакалавриат со сроком обучения четыре года). Надеемся, что Минобразования России оперативно проведет необходимые процедуры по его согласованию и утверждению и уже с 1 сентября 2013 г. вузы смогут начать набор студентов.
Переход на современные системы управления охраной труда и процедуры оценки профессиональных рисков будет способствовать увеличению потребности предприятий в квалифицированных специалистах по охране труда, а мы сможем в сжатые сроки их подготовить.
В настоящее время заканчивается разработка широкомасштабной программы подготовки профессиональных стандартов, в рамках которой планируется принять свыше 600 стандартов. В профессиональные компетенции инженеров различных профилей введены требования, предусматривающие наличие знаний по охране труда.
В конце 2011 г. Минздравсоцразвития России разработало и направило в регионы Типовую программу улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации на период 2012–2015 гг. В ней были предложены целевые индикаторы – измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации региональной программы по годам, а также методика оценки ее эффективности. В 2013 г. Минтруд России планирует направить в субъекты Российской Федерации поручение представить свои региональные программы, которые они должны были принять на базе указанной Типовой программы, и будет мониторить ситуацию, связанную с наличием таких программ и выполнением предусмотренных в них мероприятий по улучшению условий труда.
Без четко выстроенной вертикали управления охраной труда нам не удастся решить задачи перехода к превентивному подходу в сфере улучшения условий труда и минимизации профессиональных рисков.
Источник: www.rosmintrud.ru