Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Президент РСПП А.Н. Шохин выступил на заседании коллегии Минитруда России

18 апреля 2013 г.



 
Рассматривая итоги работы Министерства в 2012 году и определяя задачи предстоящего периода, А.Н. ШОХИН, отметил, что Министерство решало достаточно сложные и масштабные задачи по основным направлениям своей деятельности параллельно с решением не менее сложных задач, связанных с созданием самого Министерства. Между РСПП и Минтрудом России было заключено Соглашение о сотрудничестве, которое можно рассматривать как план совместной работы по конкретным стратегическим направлениям, по решению наиболее актуальных задач. 
 
Для решения задачи создания новых высокоэффективных рабочих мест бизнес ожидает от государства соответствующей экономической и налогово-финансовой политики, которая бы стимулировала инвестиции в создание достойных рабочих мест в реальной экономике и устраняла препятствия на пути создания частным сектором рабочих мест. Для создания рабочих мест большое значение имеет не только экономическая политика государства, но и законодательство, регулирующее социально-трудовые отношения. 
 
В прошлом году была проведена совместная работа, в результате которой легализован дистанционный труд, существенно упрощено заключение трудовых договоров с работниками, выполняющими трудовые функции вне производственных помещений работодателя. РСПП считает, что необходимо расширить возможности работника и работодателя в выборе формы трудового договора (например, разрешить возможность срочного трудового договора с молодыми специалистами, низкоквалифицированными работниками в строительстве, дорожном, коммунальном хозяйстве, где сегодня распространены бездоговорные отношения).
 
Дефицит квалификаций, имеющий место в России, – один из сдерживающих факторов создания рабочих мест, развития компаний. По данным опроса, проведённого РСПП, нехватка кадров нужной квалификации – главный ограничитель для текущей деятельности компаний. Так, 60% опрошенных компаний испытывают дефицит в специалистах высшей квалификации и 70% - дефицит в квалифицированных рабочих. Вопросы сокращения дефицита квалифицированных кадров, практическая реализация стратегии обучения в течение всей трудовой жизни становятся одним из приоритетных направлений совместной работы РСПП и Минтруда России в предстоящий период.
 
РСПП активно взаимодействует с Министерством по вопросам создания и использования профессиональных стандартов, на базе которых должны разрабатываться образовательные стандарты профессионального образования и программы профессионального обучения.
 
В истекший период была проведена значительная работа, связанная с подготовкой ряда нормативных документов по вопросам охраны труда. Однако явно затянулся процесс подготовки нормативных актов по переходу от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками. 
 
Не первый год ставится задача разработки нормативных правовых актов о стандартах безопасности труда, государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах. Четвертый год говорится о необходимости внесения изменений в Постановление Правительства № 870 по вопросам предоставления компенсаций по условиям труда. Однако дело ограничивается очередными разъяснениями Министерства по применению Постановления, а не выполнением его в полном объеме. 
 
Сегодня можно слышать, что многие правовые проблемы в сфере оценки условий труда будут сняты в ходе подготовки проекта федерального закона о специальной оценке условий труда. Очевидно, что аттестация рабочих мест для целей настоящего закона будет играть важную роль, как инструмент специальной оценки условий труда. Но этот инструмент к моменту принятия закона должен быть уже отлажен.
 
Статистика проведения аттестации рабочих мест за последние пять лет говорит, что аттестовано чуть более 10 процентов рабочих мест. По данным Роструда, аттестация проведена менее чем в 2% хозяйствующих субъектов, несмотря на законодательно установленные нормы о повсеместном ее проведении. 
 
Повышению эффективности оценки условий труда не будет способствовать и подготовленный Министерством проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 
Уголовного кодекса Российской Федерации», которым предусматривается наложение административного штрафа на юридическое лицо за не проведение аттестации от 100 до 300 тысяч рублей. Сторона работодателей не поддержала данный проект. 
 
РСПП предлагает:
1. Сохранить преемственность уже отработанных норм и правил проведения аттестации рабочих мест;
2. Внести изменения в нормативные правовые акты, в том числе в Трудовой кодекс РФ, направленные на обеспечение дифференцированных подходов к оценке условий труда исходя из специфических особенностей различных видов рабочих мест. 
 
В первоочередном порядке целесообразно проведение аттестации в виде специальной оценки условий труда на рабочих местах и производствах, вошедших в Списки 1 и 2. РСПП считает целесообразным не распространять обязательное требование о проведении аттестации рабочих мест на производства, по которым статистически не установлены случаи возникновения ущерба и вреда здоровью работников. Ввести на таких производствах возможность декларирования работодателем соответствия рабочих мест нормативным требованиям.
 
Проведение фундаментальных преобразований в сфере труда, модернизация социального страхования невозможны без эффективного социального диалога. Необходимо продолжить совместную работу по совершенствованию правовой базы социального партнерства, развитию коллективно-договорных начал в регулировании трудовых отношений. Важно, чтобы работодателей, как социальных партнеров представляли действительно представительные и ответственные объединения. На это направлены инициированные РСПП изменения в Федеральный закон «Об объединениях работодателей», другие законодательные акты. 
 
Предлагается расширить не только права, но и обязанности объединений, прежде всего, по вопросам их участия в системе социального партнерства, в формировании и реализации политики занятости, профессиональной подготовке и переподготовке кадров, разработке профессиональных стандартов. Законопроект рассмотрен и поддержан в первом чтении год назад. 
 
Реформирование пенсионного страхования является одним из приоритетных направлений в социально-экономическом развитии страны. Сегодня экспертами рассматриваются предложения Минтруда России, касающиеся условий назначения и исчисления размеров трудовых пенсий, так называемая «пенсионная формула». 
 
По мнению РСПП, новая пенсионная формула во многом не соответствует Стратегии и должна рассматриваться не сама по себе, а в  совокупности с предлагаемыми условиями, определяющими ее применение в  зависимости от сформированных прав на страховую пенсию. Данные предложения вызывают немало замечаний и вопросов, к числу которых можно отнести следующие:
1) Предложения обходят вниманием судьбу страховых взносов:
уплачиваемых работодателем за работника, который в силу разных причин не выработал требуемого 15-летнего стажа, например, имеет 14 лет;
уплачиваемых за работающих пенсионеров и не увеличивающих их пенсионных прав;
уплачиваемых в случае, когда легальный заработок у работника менее 2 МРОТ, из которых определяется минимально необходимый для учета страхового стажа годовой взнос, (например, 1,5 МРОТ) и работодатель полностью уплатил с него взносы в ПФР.
2) Вызывает сомнение целесообразность предложения не выплачивать работающим пенсионерам фиксированную базовую выплату, поскольку по характеру она аналогична страховой пенсии;
3) Новая пенсионная формула в совокупности с условиями и параметрами, закладываемыми в ее конструкцию, слишком сложна;
4) Не получили законодательного закрепления инициативы Президента РФ, касающиеся предоставления гражданам возможности направлять на накопительную часть пенсии либо 6 процентов страховых  взносов, когда она формируется в НПФ, либо 2 процента - если в ПФР.
 
Для предпринимательского сообщества одним из приоритетов, являющегося базовым и для РСПП, - становится неувеличение страховой нагрузки на работодателей. Увеличение базы для начисления страховых взносов и минимального размера страховых взносов повлечет рост на 4 процентных пункта нагрузки на работодателя. Очевидно, что беспредельно без негативных последствий для осуществления экономической еятельности бизнеса это происходить не может, даже в угоду кажущейся сбалансированности пенсионной системы.
 
При реформе пенсионной системы необходимо учитывать интересы различных групп предпринимателей, в частности самозанятых. Им необходимо предоставить право выбора размера взноса и соответственно пенсионных прав.
 
По мнению РСПП, самозанятые могли бы выбирать из трех вариантов формирования своих пенсионных прав:
1) Освобождение самозанятых от обязанности уплачивать страховые взносы, но не лишение права это делать. При этом целевые субсидии из федерального бюджета на эти цели можно рассматривать в качестве поддержки малого бизнеса;
2) Увеличение стоимости страхового года до уровня, достаточного, чтобы при определенном стаже выплачивать самозанятым пенсию в размере прожиточного минимума пенсионера;
3) Создание для самозанятого населения специальной пенсионной системы с преобладанием накопительной компоненты.
 
РСПП считает важным, чтобы оперативно были подготовлены  законопроекты, обеспечивающие реализацию застрахованными лицами права на выбор пенсионных накоплений, а также формирование корпоративных пенсионных систем, способных решать вопросы реформирования института досрочных пенсий, как это предусмотрено утвержденной Стратегией развития пенсионной системы РФ до 2030 года.
 
Новая пенсионная формула требует широкого общественного обсуждения и необходимого согласования. Работа по  определению новой формулы для страховой пенсии должна быть продолжена с учетом замечаний и предложений социальных партнёров.
 
Учитывая коренные преобразования в пенсионной системе, важное значение для реализации пенсионной реформы приобретает проведение масштабной информационно-разъяснительной работы для населения страны. РСПП готов участвовать в решении проблем по всем указанным направлениям совместной деятельности.