Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Аналитика: МОТ оценила вклад самозанятых, микропредприятий, малого и среднего бизнеса в расширение занятости

4 февраля 2020 г.

Эксперты Международной организации труда провели исследование, в котором были обобщены данные, показывающие долю самозанятых и работников предприятий различных размеров в общей численности занятых во всем мире. Главный вывод исследования заключается в том, что в глобальном масштабе наиболее значительная часть всех занятых лиц — самозанятые, а также работники микро- и малых предприятий – «малых экономических единиц».



 
Эксперты Международной организации труда провели исследование, в котором были обобщены данные, показывающие долю самозанятых и работников предприятий различных размеров в общей численности занятых во всем мире. Главный вывод исследования заключается в том, что в глобальном масштабе наиболее значительная часть всех занятых лиц — самозанятые, а также работники микро- и малых предприятий – «малых экономических единиц».

 


Представленные в отчете о проведенном исследовании экспертные оценки основаны на новой базе данных МОТ, включающей результаты национальных обследований домашних хозяйств и рабочей силы (в противоположность обследованиям на уровне предприятий) из 99 стран всех регионов мира, за исключением Северной Америки.





 



Поскольку предметом этих обследований были люди, а не предприятия, удалось охватить самозанятость и занятость на всех типах предприятий:

– предприятия всех размеров: микропредприятия (от 2 до 9 работников), малые предприятия (от 10 до 49 работников) и средние/крупные предприятия (50 и более работников);
– предприятия как неформального сектора, так и официально зарегистрированные предприятия;
– предприятия различных отраслей экономики: сельское хозяйство, промышленность и услуги
(включая государственные услуги).
 
Вклад самозанятых лиц и микро-, малых и средних/крупных предприятий в занятость впервые был оценен на основе такой большой выборки стран — в частности, стран с низким и средним уровнем дохода. Предыдущие исследования (например, проведенное МОТ и Германским агентством по международному сотрудничеству (GIZ) в 2013 г.) были затруднены по причине отсутствия данных о самозанятых и микропредприятиях, из-за чего было сложно сделать достоверные оценки и качественно сравнить доли занятости, приходящиеся на различные типы экономических субъектов.
 
Совокупная доля занятых, приходящаяся на малые экономические субъекты, снижается по мере роста уровня доходов страны. Самой высокой эта доля является в странах Южной Азии, Африки и Ближнего Востока.


 

 
На долю малых предприятий приходится в общей сложности 70 процентов общей численности занятых в выборке из 99 стран, изученных в целях настоящего отчета.



 





При проведении исследований эксперты МОТ относили термин «самозанятость» к подкатегории «независимые работники без наемных работников» в соответствии с Резолюцией о статистике трудовых отношений, принятой 20-й Международной конференцией статистиков труда (МКСТ) в 2018 году, и к «лицам, работающим за собственный счет» согласно определению Резолюции о Международной классификации статуса занятости (МКСЗ), принятой 15-й МКСТ в 1993 году. Термин «самозанятость» не распространяется на работодателей (независимых работников с наемными работниками).
 
При проведении исследований в связи со значительными расхождениями в представлении данных о распределении занятости разными странами экспертам МОТ потребовалось объединить средние и крупные предприятия в одну категорию предприятий с 50 или более сотрудниками в целях сопоставимости. Выбор массива данных по каждой стране в выборке осуществлялся на основе данных за последний имеющийся год между 2009 и 2018 годами.
 









 
В исследованной выборке из 99 стран 62 процента от общей занятости приходится на неформальный сектор.
 


Упомянутая выше новая база данных МОТ охватывает как формальный, так и неформальный сектор экономики, что дает возможность оценить вклад в занятость также и неформальных предприятий.  Как и доля занятых, приходящаяся на малые экономические единицы, доля занятых в неформальном секторе отрицательно коррелирует с доходом на душу населения и варьируется от менее 5 % в некоторых странах с высокими доходами до более 90 % в ряде стран с низкими доходами.
 
Вклад неформального сектора в занятость особенно велик в сельском хозяйстве, где преобладают самозанятые, в основном работающие в неформальной экономике. Некоторые допущения при проведении исследования и неполнота обработанных данных связана с рядом ограничений в части методологии, классификации предприятий, выборки стран, по которым имеются данные, а также с отсутствием данных с разбивкой по полу. Тем не менее представленные результаты исследований содержат ценные и масштабные эмпирические данные, свидетельствующие о вкладе самозанятых и работников предприятий различных размеров в общую численность занятых.
 
Один из основных выводов по результатам исследований заключается в том, что понимание действительного положения малых экономических единиц является главным условием решения насущных проблем в сфере создания рабочих мест и повышения их качества. Поддержка малых экономических единиц должна лечь в основу стратегий экономического и социального развития во всем мире, и в первую очередь в странах с низким и средним уровнем дохода.